Файл: Лекция Основные понятия товароведения продукция, товар, товароведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1. Основные понятия товароведения: продукция, товар, товароведение


Товароведение — наука и учебная дисциплина об основопо­лагающих характеристиках товаров, определяющих их потреби­тельную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ве­дение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товарове­дение есть знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изго­товителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономи­стам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.). Поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основ­ного источника использовали товароведные знания о товаре.

Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворе­ния потребностей потребителей.

Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услу­ги, информацию и т. д.).

Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно явля­ются лишь материальные товары, хотя со временем сфера при­менения может расшириться и будет разработано товароведе­ние услуг.

Таким образом, товар выступает как один из основных объ­ектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллекту­ального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товар — сложное понятие и не менее сложный материаль­ный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения. Существует множество определений термина «товароведение».

Одно из первых определений товароведения дано И. Вави­ловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведе­ние — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».


Лекция 2.Предмет, цели и задачи товароведения

ПРЕДМЕТ ТОВАРОВЕДЕНИЯ – потребительские стоимости товара, т.к. именно она формирует полезность.

Чем больше положительных свойств и характеристик в товаре, тем выше его полезность и, следовательно потребительская стоимость, т.е. способность в большей мере удовлетворять потребность человека.

ЦЕЛЬ ТОВАРОВЕДЕНИЯ – изучение основополагающих характеристик и свойств, составляющих его потребительскую стоимость, а также их изменения на всех этапах товародвижения (от производства до потребления).

Для достижения этой цели, товароведение решает следующие ЗАДАЧИ:

  1. Четкое определение основополагающих характеристик, составляющих его потребительскую стоимость.

  2. Систематизация множества товаров, путем классификации и кодирования.

  3. Изучение потребительских свойств товаров.

  4. Изучение свойств и показателей ассортимента.

  5. Управление ассортиментом.

  6. Оценка качеством товаров.

  7. Выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров.

  8. Определение количественных характеристик товарных партий и единичных товаров.

  9. Установление товарных потери, причин их возникновения и мер по их снижению и предупреждению.

  10. Товароведная характеристика товаров.

  11. Информационное обеспечение товаров.
  1. Принципы товароведения


  1. БЕЗОПАСНОСТЬ – отсутствие риска нанесения товаром угрозы жизни, здоровью и имуществу людей.

  2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ – достижение оптимального (наилучшего) результата при упаковке, хранении, производстве, реализации и потреблении (затраты должны быть минимальные).

  3. СОВМЕСТИМОСТЬ – степень пригодности товаров, услуг, составляющих компонентов к совместному использованию, не вызывающему нежелательных последствий ( совместимость при хранении, потреблении, совместимость деталей в сложнотехнических товарах).

  4. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ – степень пригодности использования одного товара (услуги) вместо другого, для удовлетворения одинаковых потребностей (кефир может заменить простоквашу, молоко нет).

  5. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ – установление определенной последовательности для группирования множества товаров (услуг),


Лекция 3. Объект и методы товароведения

Объектами товароведной (или товароведческой) деятельности являются товары. Товары, как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики:

  1. · ассортиментную;

  2. · качественную;

  3. · количественную;

  4. · стоимостную.

В задачи товароведческой экспертизы входит оценка этих характеристик (каждая из которых проверяется с помощью экспертизы соответствующего названия).

Ассортиментная характеристика товаров - совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональные и / или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Определить принадлежность товара к определенной группе и пр. можно с помощью Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Государственных Реестров ЛС т ИМН и других классификаторов. Ассортиментная экспертиза как самостоятельный вид используется лишь в некоторых случаях (при возникновении разногласий между поставщиком и получателем, при необходимости установления соответствия товара ранее представленным образцам или договорам купли-продажи), чаще всего она является составной частью качественной экспертизы.

Качественная характеристика товаров - совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Качественная экспертиза имеет несколько разновидностей, в практике аптечных организации используются: приемочная экспертиза по качеству, экспертиза комплектности (для ИМН и медицинских товаров), экспертиза по договорам (оценка качества товаров, предусмотренная договорами купли-продажи и другими).

Качественная характеристика рассматривает потребительские свойства - назначение, эффективность, доступность, безопасность, экологичность и др.

Эффективность лекарственных средств - характеристика степени положительного влияния лекарственных средств на течение болезни. Безопасность лекарственных средств - характеристика лекарственных средств, основанная на сравнительном анализе их эффективности и оценке риска причинения вреда здоровью. (ФЗ «О лекарственных средствах», ст. 4).


Качественные характеристики товаров имеют решающее значение для потребительских предпочтений. Оценить качественные характеристики можно с помощью различных методов, предусмотренных в нормативно-технической документации (ФС. ФСП, ГОСТы, ОСТы, ТУ).

Тема 4. Качество товаров.


  1. Качество товаров, свойства и показатели качества

  2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.

  1. Качество товаров, свойства и показатели качества.

Качество товара является одной и основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.

Качество товаров – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю или эксплуатации требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и ТУ, или в соответствии с запросами потребителей.

В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество. Поэтому далее мы рассмотрим эти составляющие элементы качества.

Свойства и показатели качества.


Свойство – объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и эксплуатации.

Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара).

Классификация показателей качества и их значений представлена на рис.4.1.



Рисунок 4.1. Классификация показателей качества

Единичные показатели – показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма, целостность и т.д.

Комплексные показатели – показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, прочность строительных материалов – комплексный показатель, характеризуемый через ряд единичных: химический состав, пористость, плотность и т.д.

Интегральные показатели – показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление.