Файл: Лекция Основные понятия товароведения продукция, товар, товароведение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 1. Основные понятия товароведения: продукция, товар, товароведение
Товароведение — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товароведение есть знания о товарах.
Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.). Поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.
Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.
Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услуги, информацию и т. д.).
Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно являются лишь материальные товары, хотя со временем сфера применения может расшириться и будет разработано товароведение услуг.
Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией.
Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения. Существует множество определений термина «товароведение».
Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».
Лекция 2.Предмет, цели и задачи товароведения
ПРЕДМЕТ ТОВАРОВЕДЕНИЯ – потребительские стоимости товара, т.к. именно она формирует полезность.
Чем больше положительных свойств и характеристик в товаре, тем выше его полезность и, следовательно потребительская стоимость, т.е. способность в большей мере удовлетворять потребность человека.
ЦЕЛЬ ТОВАРОВЕДЕНИЯ – изучение основополагающих характеристик и свойств, составляющих его потребительскую стоимость, а также их изменения на всех этапах товародвижения (от производства до потребления).
Для достижения этой цели, товароведение решает следующие ЗАДАЧИ:
-
Четкое определение основополагающих характеристик, составляющих его потребительскую стоимость. -
Систематизация множества товаров, путем классификации и кодирования. -
Изучение потребительских свойств товаров. -
Изучение свойств и показателей ассортимента. -
Управление ассортиментом. -
Оценка качеством товаров. -
Выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров. -
Определение количественных характеристик товарных партий и единичных товаров. -
Установление товарных потери, причин их возникновения и мер по их снижению и предупреждению. -
Товароведная характеристика товаров. -
Информационное обеспечение товаров.
-
Принципы товароведения
-
БЕЗОПАСНОСТЬ – отсутствие риска нанесения товаром угрозы жизни, здоровью и имуществу людей. -
ЭФФЕКТИВНОСТЬ – достижение оптимального (наилучшего) результата при упаковке, хранении, производстве, реализации и потреблении (затраты должны быть минимальные). -
СОВМЕСТИМОСТЬ – степень пригодности товаров, услуг, составляющих компонентов к совместному использованию, не вызывающему нежелательных последствий ( совместимость при хранении, потреблении, совместимость деталей в сложнотехнических товарах). -
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ – степень пригодности использования одного товара (услуги) вместо другого, для удовлетворения одинаковых потребностей (кефир может заменить простоквашу, молоко нет). -
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ – установление определенной последовательности для группирования множества товаров (услуг),
Лекция 3. Объект и методы товароведения
Объектами товароведной (или товароведческой) деятельности являются товары. Товары, как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики:
-
· ассортиментную; -
· качественную; -
· количественную; -
· стоимостную.
В задачи товароведческой экспертизы входит оценка этих характеристик (каждая из которых проверяется с помощью экспертизы соответствующего названия).
Ассортиментная характеристика товаров - совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональные и / или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Определить принадлежность товара к определенной группе и пр. можно с помощью Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Государственных Реестров ЛС т ИМН и других классификаторов. Ассортиментная экспертиза как самостоятельный вид используется лишь в некоторых случаях (при возникновении разногласий между поставщиком и получателем, при необходимости установления соответствия товара ранее представленным образцам или договорам купли-продажи), чаще всего она является составной частью качественной экспертизы.
Качественная характеристика товаров - совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Качественная экспертиза имеет несколько разновидностей, в практике аптечных организации используются: приемочная экспертиза по качеству, экспертиза комплектности (для ИМН и медицинских товаров), экспертиза по договорам (оценка качества товаров, предусмотренная договорами купли-продажи и другими).
Качественная характеристика рассматривает потребительские свойства - назначение, эффективность, доступность, безопасность, экологичность и др.
Эффективность лекарственных средств - характеристика степени положительного влияния лекарственных средств на течение болезни. Безопасность лекарственных средств - характеристика лекарственных средств, основанная на сравнительном анализе их эффективности и оценке риска причинения вреда здоровью. (ФЗ «О лекарственных средствах», ст. 4).
Качественные характеристики товаров имеют решающее значение для потребительских предпочтений. Оценить качественные характеристики можно с помощью различных методов, предусмотренных в нормативно-технической документации (ФС. ФСП, ГОСТы, ОСТы, ТУ).
Тема 4. Качество товаров.
-
Качество товаров, свойства и показатели качества -
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.
-
Качество товаров, свойства и показатели качества.
Качество товара является одной и основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.
Качество товаров – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю или эксплуатации требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и ТУ, или в соответствии с запросами потребителей.
В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество. Поэтому далее мы рассмотрим эти составляющие элементы качества.
Свойства и показатели качества.
Свойство – объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и эксплуатации.
Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара).
Классификация показателей качества и их значений представлена на рис.4.1.
Рисунок 4.1. Классификация показателей качества
Единичные показатели – показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма, целостность и т.д.
Комплексные показатели – показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, прочность строительных материалов – комплексный показатель, характеризуемый через ряд единичных: химический состав, пористость, плотность и т.д.
Интегральные показатели – показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление.