Файл: Лекция Основные понятия товароведения продукция, товар, товароведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Плод кофе — ягода красного цвета шаровидной или овальной формы, напоминающая вишню и имеющая под кожицей сочную сладкую мякоть. В мякоти плода заключены два зерна, покрытые роговидной оболочкой и расположенные друг к другу плоскими сторонами. Плоды кофе собирают 3 раза в год. С одного дерева их получают примерно около 1 кг. Собранные плоды очищают от мякоти, промывают, высушивают, полируют и направляют на ферментацию (выдерживают от 3 до 14 лет).

Зерна сырого кофе не имеют аромата, обладают сильно вяжущим вкусом, трудно размалываются. Перед употреблением зерна обжаривают при температуре около 200 °С.

Классификация и ассортимент. Различают следующие виды кофе: кофе натуральный, кофезаменители, кофейные смеси.

Кофе натуральный вырабатывают из сырья, отличающегося большим разнообразием как по внешнему виду, так и по химическому составу и вкусу. В зависимости от степени переработки его подразделяют на: зеленый в зернах, жареный в зернах, жареный молотый, жареный молотый с добавлениями цикория, растворимый.

Род кофейного дерева насчитывает до 50 видов, но в промышленных масштабах выращиваются только три. Поэтому кофе классифицируют по виду сырья, из которого он был выработан: аравийский (арабика), либерийский, робуста.

Арабика — самый популярный вид, на его долю приходится более половины мирового производства кофе. Зерна арабики имеют однородный красивый зеленый цвет с синеватым или сероватым оттенком и дают напиток нежного приятного вкуса с тонким кофейным ароматом.

Либерийский — менее распространенный вид кофе. По внешнему виду его зерна напоминают аравийский, но немного крупнее. Выращивают либерийский кофе на западном побережье Африки.

Робуста имеет много разновидностей, поэтому качество этого вида кофе неоднородно — от низкого до высокого. Зерна кофе робуста округлые, мелкие, желтого цвета. Этот наиболее урожайный вид кофе выращивается во многих регионах — в Кении, Индонезии, Индии, на Мадагаскаре и др.

Кофе натуральный растворимый — высушенный до порошкообразного состояния водный экстракт, полученный из натурального жареного кофе. Данный продукт обладает приятным вкусом, ароматом, но все эти качества менее выражены, чем у натурального молотого кофе. Однако растворимый кофе обладает повышенным тонизирующим действием и способен растворяться в воде без осадка. Используют его как вприготовлении кофейного напитка, так и в виде добавки при выработке некоторых кондитерских изделий. Растворимый кофе в свою очередь делят на мелкопорошковый и гранулированный.


Для производства растворимого кофе используют в основном низкосортные сорта типа африканского робуста, который дает максимальный выход экстракта — 36 %. Растворимый кофе могут также вырабатывать из арабики, но из-за малого выхода экстракта себестоимость его производства очень высока, следовательно, у этого вида растворимого кофе низкая конкурентоспособность.

Кофезаменители вырабатывают из хлебных злаков, цикория, желудей, семян бобовых, орехоплодных, ядер плодовых косточек, скорлупы какао-бобов, шиповника и других видов подобного сырья. Это сырье обжаривают, размалывают, смешивают по определенной отработанной рецептуре. В смесь могут добавить натуральный кофе.

В зависимости от рецептуры и технологии производства кофезаменители подразделяют на жареные молотые и растворимые.

Лекция 16. Непродовольственные товары

Непродовольственные товары – это продукты производственного процесса, предназначенные для продажи гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления их в пищу человеком и (или) представителями животного мира. Данное определение дано в ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования».

Непродовольственные товары удовлетворяют самые разнообразные потребности — от использования предметов личной гигиены до сложной бытовой техники, автомобиля и др. Они предназначены для защиты человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды на человека, а также для создания удобства, комфорта, обеспечения жизнеспособности и работоспособности, развития умственных способностей, досуга и др.

Задачи классификации непродовольственных товаров:

- создание условия для планирования и учета товаров, составления заявок и заказов в торговле;

- содействие рациональной организации торговли;

- улучшение изучения потребительских свойств однородных групп товаров;

- выявление групповых характеристик качества товаров, формирование общих требований к ним;

- разработка общих методов испытаний, а также организация контроля за качеством товаров;

- оценка полноты каждого классификационного звена, определение направления развития ассортимента;

- внедрение автоматизированных систем управления (АСУ);

- организация рационального хранения товаров.

Известно, что товары обладают определенными признаками, с помощью которых их можно идентифицировать и классифицировать на устойчивые и четко различающиеся группировки. Благодаря этому можно делать выводы о свойствах товара, не прибегая к испытанию, оценке и проверке их качества в процессах производства, закупки и продажи, эксплуатации.



Также в торговой практике непродовольственные товары делят на комплексы:

1. хозяйственные товары: металлотовары (инструменты, посуда и др.), стеклянные и керамические товары (посуда, стройматериалы, минеральные вяжущие и др.), изделия из пластмасс, бытовые химические товары (моющие, лакокрасочные материалы и др.), мебель бытовая, стройматериалы;

2. нефть и нефтепродукты;

3. одежно-обувные: текстильные, швейно-трикотажные, кожевенно-обувные, пушно-меховые;

4. парфюмерно-косметические (парфюмерия, гигиеническая и декоративная косметика);

5.электротовары (провода, осветительные приборы, машины для стирки, уборки, приготовления и хранения пищи и др.);

6. культурно-бытовые: сложные электронные товары (телевизоры, видеомагнитофоны, фото- и кинокамеры), часы, спортинвентарь, транспортные средства, музыкальные товары, аудио- и видеокассеты, книги, игрушки и др.;

7.ювелирные товары;

8.галантерейные товары;

9.изделия художественных промыслов.

Количественные и качественные изменения, происшедшие на потребительском рынке за последние годы, привели к необходимости нового подхода к формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров. Вместо товарно-отраслевого принципа формирования торгового ассортимента появился принцип его формирования по комплексам потребностей. Наиболее перспективной в настоящее время является классификация товаров по принципу их потребительского назначения. 

Лекция 17.Швейные товары

К швейным товарам относятся предметы одежды, бельевые изделия, головные уборы, спортивное и туристическое снаряжение, прочие изделия. При производстве швейных товаров используют широкий ассортимент материалов: ткани, нетканые и кожевенные материалы, мех натуральный и искусственный, швейные нитки, фурнитуру и склеивающие материалы. Наряду с классическим способом изготовления швейных товаров с помощью швейных машинок и ниток все большее применение находит сварка текстильных материалов горячим клином, горячим воздухом и ультразвуковым способом.

Классификация и характеристика ассортимента швейных товаров


Ассортимент швейных товаров очень разнообразен и включает множество видов изделий. Классифицируют швейные изделия следующим образом:

  1. • по назначению: на бытовые, спортивные, специальные, ведомственные, национальные;

  2. • по стилевому решению одежду подразделяют на классическую, спортивную, фантазийную;

  3. • по применяемым материалам: из тканей, нетканых материалов, пленочных материалов, дублированных материалов, искусственной кожи, натуральной кожи, из сочетаний различных материалов;

  4. • по сезону носки: на летние, демисезонные, зимние, внесезонные;

  5. • по половозрастному признаку различают одежду женскую, мужскую, детскую (для школьного, дошкольного и ясельного возрастов);

  6. • по размерам, ростам и полнотам. Для женской фигуры обозначают параметры: рост, размер (обхват грудной клетки по наиболее выступающим точкам) и полнота (обхват бедер). Для мужской фигуры: рост, обхват грудной клетки, обхват талии, обхват шеи (для сорочек);

  7. • по характеру опоры изделия бывают плечевые, поясные, перчаточные, головные уборы.

Бытовую одежду по условиям эксплуатации подразделяют на домашнюю, повседневную, выходную (вечернюю), для торжественных случаев и т. д.

Спортивную одежду различают в зависимости от вида спорта: для мото- и велоспорта, для конькобежного, лыжного, водного спорта, для тенниса, футбола и др.

Производственная одежда предназначена для людей, работающих в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т. п.

Ведомственная (форменная) одежда имеет различное назначение и используется в армии, милиции и других ведомствах.

Национальная одежда представлена национальными костюмами различных народов.

Одежда классического стиля характеризуется подчеркнутой строгостью формы, минимумом деталей. Декоративная отделка в одежде почти отсутствует. Линии формы просты и лаконичны.

Одежда спортивного стиля характеризуется подчеркнутой свободой формы, разнообразием покроя рукавов: втачной, реглан, цельнокроеный, комбинированный. Характерными для спортивного стиля являются следующие детали: карманы накладные и застегивающиеся, клапаны, пояса, хлястики, кокетки отстроченные и отлетные, манжеты, складки, шлицы; внимание акцентируется на различной фурнитуре.


Одежда фантазийных форм отличается большой декоративностью и разнообразием форм и деталей, сложным покроем,

нарядностью отделки (кружево, вышивка, мех). Членение формы может быть необычным (асимметричным).

К верхней одежде относятся костюмы, куртки, пальто, полупальто, пиджаки, жакеты и т. д.

Пальто по степени защиты от холода и непогоды различают летние, демисезонные, зимние. Длина пальто различна и меняется в зависимости от моды.

Полупальто — представляет собой короткое пальто, которое длиннее жакета, но короче пальто.

Плащ — аналогичен пальто, но вырабатывается из водоотталкивающих материалов.

Костюмы — состоят из двух и более предметов: пиджака (жакета) и брюк (юбки), а иногда и жилета-безрукавки.

Куртка — одежда спортивного стиля, представляющая собой разновидность жакета, с разрезом сверху донизу и застежкой.

Пиджак — основной вид мужской одежды, по покрою напоминает пальто, отличается воротником пиджачного типа и застежкой, фасон однобортный или двубортный.

Лекция 18. Парфюмерно-косметические товары

Классификация и ассортимент парфюмерных товаров

Парфюмерно-косметическая продукция — вещество или смеси веществ, предназначенные для нанесения непосредственно на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, изменения их внешнего вида, придания приятного запаха, и/или коррекции запаха тела, и/или защиты, и/или сохранения в хорошем состоянии, и/или ухода за ними [117].

Наименование парфюмерно-косметической продукции — обозначение вида однородной парфюмерно-косметической продукции.

Парфюмерные товары классифицируются:

- по виду: на духи, парфюмерные и туалетные воды, одеколоны, душистые воды, парфюмерные наборы;

- по консистенции: на жидкие, твердые, порошкообразные;

- по виду укупорки: притертая пробка, навинчивающийся колпачок, аэрозоль,

пульверизатор;

- по направлению основного аромата: цитрусовый, папоротниковый, цветочный, шипровый, древесный, амбровый, мускусный, кожный, альдегидный, кипарисовый.

Духи. Главная функция духов — ароматизация, представляют собой спиртовой или спиртоводный раствор, содержащий не менее 10 % душистых веществ.

По характеру запаха духи делят: