ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания к теме: Методология нововведений в образовании
Задание 1. Опишите основные отличия традиционных и инновационных образовательных процессов, например, урока, лекции, семинара, мастер-класса, другой формы организации учебного занятия. Составьте таблицу по 10 показателям (на выбор).
Задание 2. Определите к какому классу предложенной классификации относятся педагогические инновации, реализуемые в вашем учебном учреждении. Приведите по 1-2 примера.
Сравнительный анализ традиционной и инновационной систем обучения.
В отличие от «поддерживающего», по сути, воспроизводящего, традиционного обучения, инновационное обучение (образование) предполагает внесение радикальных изменений в существующую культуру и социальную среду, мобильность педагогического отклика на проблемы, возникающие перед учащимися, перед обществом. Инновационный тип обучения связан с творческим поиском на основе жизненного опыта школьников. Инновационность как характеристика обучения относится не только к дидактике, но, прежде всего, к социально значимым образовательным результатам (L.W. Anderson, D.W. Ryan, B.J. Shapiro, 1989; Т. ван дер Меер, Р. Сельцер, 1994; М. Кларин, 1997 и др.). В отличие от традиционного обучения, которое занимается трансляцией принятых норм мышления и поведения, данное обучение направлено на формирование у человека таких качеств и умений, которые позволят ему как создавать новые продукты, нормы, правила, так и неагрессивно воспринимать подобные разработки других людей. Впервые эта идея(инновационное обучение-авт.) прозвучала в 1979 г. в Докладе Римскому клубу «Нет пределов обучению» (Botkin J., Elmandra M., Malitza M., 1979). Тогда же появился и новый термин «инновационное обучение» — обучение, стимулирующее инновационные изменения в культуре и социальной среде, реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества в эпоху инноваций. Этот Доклад явился реакцией на состояние кризиса, в котором оказалась система образования, не определяющая в качестве своей главной цели подготовку человека к участию в инновационных преобразованиях. Следствием этого явились реформы образования, которые были проведены в передовых странах мира: США, Великобритании, ФРГ, Японии».
Инновационное обучение, о котором сейчас так много говорят, на современном этапе, думаю, должно определяться тем кругом задач, которые оно способно решать в рамках уже имеющегося традиционного и развивающего курсов. Возникает вопрос – можно ли организовать инновационное обучение, используя имеющиеся инструменты? Если да, то как это сделать? Думаю, и многие со мной согласятся, что организовать такое преподавание можно при изучении любого учебного материала, но нужно использовать методику, опирающуюся на инновационные технологии. Здесь можно отметить два основных момента, аналогично развивающему обучению:
1) Нацеленность на формирование у учащихся обобщенных интеллектуальных умений (интегрирование научных дисциплин; умение обобщить и анализировать сложившуюся ситуацию, делать выводы, видеть разные функции одного и того же
объекта, устанавливать связи одного объекта с другим, сравнивать физические явления и тела, классифицировать и обобщать наблюдаемые объекты;
2) Непременная ориентация на вовлечение школьников в познавательную и творческую деятельность в качестве основного пути овладения предметом
Для использования методики инновационного обучения в традиционном учебном курсе имеются значительные возможности.
Вопрос о том, насколько оправданно инновационное обучение в традиционной школе
Современные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, продиктованные введением Единого Государственного Экзамена, требуют по-новому взглянуть на уже имеющиеся инструменты. Кроме того, глобальное внедрение Интернета диктует новые подходы к личностно-ориентированному обучению. Учитель уже не может охватить круг интеллектуальных интересов каждого учащегося, но и не может отпустить развитие учащегося на самотек. Следовательно, необходимы такие инновационные технологии, которые бы помогали учителю направлять и заинтересовывать обучаемых тем предметам, которые он ведет, чтобы обучение в школе не становилось нудным и скучным. Для этого, я думаю, в школе есть несколько путей:
а) Использование Интернет-ресурсов на уроке, направление учащегося старшего и среднего звена на самостоятельное обучение и познание в развивающихся науках (нанотехнологии, космических исследованиях, нейрофизиологии, кибернетики, генетики), использование Цифровых Обучающих Ресурсов (диски - репетиторы, тренажеры) для подготовки к ЕГЭ в среднем и старшем звене общеобразовательной школы;
б) Использование интерактивных досок и их программного обеспечения для разработки уроков в младшем и среднем звене;
в) Использование сетевых обучающих технологий; использование электронных библиотек для подготовки к уроку.
Наиболее слабое место имеют сетевые обучающие технологии. Есть множество социальных сетей, где дети "гуляют" с утра до вечера, но найдется один-два ресурса, где они могут развиваться, обучаться и так же "гулять", при этом одновременно участвовать в конкурсах, форумах, телеконференциях.
Таким образом, возвращаясь к вопросу целесообразности инновационного обучения, можно сказать следующее: современное общество требует новых подходов к обучению, с использованием новых инновационных технологий. Инновационное обучение построено по определенным правилам, и должно соблюдать определенные условия и гармонично сочетаться с традиционным и развивающим обучением. Так как нельзя сделать из традиционного обучения дистанционное. Как показывает практика, учитель, использующий инновационное обучение, создает особые условия, обеспечивающие новую смысловую деятельность и свою, и своих учеников. В этих условиях ученик, направленный учителем испытывает радость открытия новых знаний, самостоятельно добытого результата – решенной задачи, выведенного закона. Учитель направляет по пути личностно - ориентированного обучения.
Можно дать разное толкование, что такое инновационное обучение. Термин «инновационное обучение»,как обучение, стимулирующее инновационные изменения в культуре и социальной среде, реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества в эпоху инноваций, впервые прозвучал в 1979 г. в Докладе Римскому клубу «Нет пределов обучению» (Botkin J., Elmandra M., Malitza M., 1979). Можно сказать, сущность инновационного обучения заключается в создании условий, с использованием инновационных обучающих технологий, при которых в процессе обучения ученик становится субъектом, ощущает потребность и способность к положительному самоизучению, приобретает мотив к саморазвитию. В этом случае учеба становится осмысленным делом, имеющим важное для жизни значение: ученик уже не выполняет учебные задания по принуждению, а сам стремится к развитию и освоению новых знаний, приобретению новых навыков и умений и знает, как эти знания навыки и умения он будет использовать в будущем. Осмелюсь, аналогично развивающей школе мышления, которая ориентируется на развитие личности обучающегося назвать инновационную школу школой поиска, поиска места личности в общественной жизни, осознания целостности как личности в то же время единства с целым, единства с обществом. Именно инновационное обучение с использованием ИКТ дает возможность учителю раскрыть для своего ученика целостную картину мира, целостность всех наук, а, следовательно, и дает мотивацию к комплексному обучению. Ученик уже понимает, что изучает не абстрактную науку, получает не абстрактные навыки и умения, а то, с чем он столкнется в будущем, покидая стены родной школы. Для того чтобы сравнить инновационное обучение с системой традиционного и развивающего обучения, рассмотрим таблицу.
Характеристика системы | Школа | ||
Традиционная | Развивающая | Инновационная | |
Интегрирующее название | Школа памяти | Школа мышления | Школа поиска |
Цель обучения | Передача знаний, умений, навыков | Развитие способностей, "выращивание" Человека | Поиск места личности в обществе, профориентация |
Главные девизы педагога | Делай как я. Я – над вами. | Думай, как сделать. Я – вместе с вами. | Ищи необходимые знания. Я – рядом, направляю. |
Роль учителя | Вещатель информации, передатчик и пропагандист знаний, хранитель норм и традиций | Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом | Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом |
Стиль преподавания | Авторитарный, монологичный (со стороны преподавателя) | Демократичный, диалогичный (учитель – ученик) | Демократичный, направляющий (учитель – ученик) |
Преобладающий метод обучения | Информационный | Проблемно – поисковый, исследовательский | Проблемно – поисковый, исследовательский, с использованием ИКТ |
Форма организации занятий | Фронтальная, групповая | Индивидуальная, групповая | Индивидуальная, личностно- ориентирования |
Вид преобладающей деятельности учащихся | Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму | Самостоятельный поиск, исследование, различная творческая работа | Самостоятельный поиск, анализ, творческая работа, обсуждение на форумах |
Время урока, отводимое на самостоятельную работу учеников по сравнению со временем изложения материала педагогом | Малое | Сопоставимо или больше | Сравнительно большее, при наличии интереса. |
Позиция ученика | Пассивная, при отсутствии интереса | Активная, инициативная, при наличии интереса | Активная, поисковая при наличии интереса |
Мотив к учению | Отсутствует или появляется эпизодически | Создается всегда и целенаправленно | Целенаправлен, результативен |
Содержание обучения | Заранее определено учебником | Рождается в процессе урока | Рождается в процессе урока, поиска, открытия, получения новых навыков и умений |
Психологический климат урока | Формируется изредка, подчас стихийно | Формируется всегда и целенаправленно | Психология открытия, поиска, успеха |
Личность | Средство обучения (личность педагога) | Цель обучения (личность ученика) | Цель обучения (педагога и ученика) |
Ориентация педагогических и методических средств | На усвоение знаний | На формирование личных качеств, умений, способностей ученика | На формирование личности социума |
Анализ таблицы показывает, что у рассматриваемых педагогических систем есть общие (развивающее и инновационное) и различные черты (традиционное и инновационное обучение). Можно даже отметить, что развивающее обучение и инновационное часто перекликаются между собой, но это лишь подчеркивает то, что инновационное обучение – это логическое развитие развивающей системы обучения.
Ряд ученных (Л.С.Выгодский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков А.П.Кушнир и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать инновационным. Отметим некоторые из них:
Ø Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
Ø Разрабатывая содержание занятий, нужно планировать актуальные задачи и проблемы к переходу учащихся в область потенциальных возможностей, перспектив.
Ø Задачи должны вызывать затруднения, побуждать к размышлению, коллективному обсуждению, выдвижению гипотез и их проверке, обращению к Интернет-ресурсам, телеконференциям, научным форумам;
Ø Для развития учеников необходимо применять технологию успеха, то есть предлагать такие задачи, с которыми ученик наверняка справиться и поставит сам перед собой новые.
Ø Необходимо научить "не изобретать велосипед",а используя имеющиеся ресурсы, строить свои проекты;
Ø При оценивании работ оценки ставятся не за конечный результат, а за процесс его получения, причем знания, умения и навыки ученика сравниваются с его же знаниями, умениями и навыками, ставится акцент на то, какие знания, умения и навыки приобрел ученик и посредством чего и какие цели перед собой поставил
Ø Важно перевести знания из разрозненных в целое, общее, подчеркнуть целостность и единство путем коллективных диспутов, сопоставления результатов, анализа, освещения различных взглядов в том числе и в общеобразовательных сетях;
Ø Важно, одним из первых принципов, научить учителя использовать инновационное обучение в учебном процессе. Для этого необходимо создать условия:
Мультимедийные классы в каждой общеобразовательной школе со свободным доступом в Интернет;
Обучение учителей работе с информационно - компьютерными технологиями (ИКТ);
Методическая поддержка учителя общеобразовательной школы;