Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19. Возрождение и Реформация в Беларуси.

В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Ре­формацией, в православии - ересями. С 50-х гг. XVI в. идеи протестантизма стремительно распространяются в Великом княжестве Литовском. Религиоз­ной новинкой увлекались магнаты и шляхта, недовольные всемогуществом костела. Народные массы остались глухи к идеям Реформации, поэтому она не получила здесь такого размаха, как в Западной Европе. Во главе белорусско-литовских реформаторов стоял Николай Радзивилл Черный.

Наибольшее распространение в княжестве получил кальвинизм. В Беларуси было основано около 50 кальвинистских общин, а при них - храмы (соборы), школы, типографии, приюты. Крупнейшими реформационными центрами стали Брест, Несвиж, Витебск, Лоск, Ивье, Слуцк и др. Вокруг них группировались вы­дающиеся ученые, проповедники, писатели и книгоиздатели. Некоторые из них (С. Будный, В. Тяпинский) стали вровень со знаменитыми европейскими мысли­телями. Реформация содействовала активизации культурной жизни, расширению ренессансно-гуманистических идей в белорусской культуре и ее международных контактов. Она привела к развитию толерантности в княжестве.

В 60-е гг. из кальвинизма выделилось радикальное течение - антитрини-таризм, которое требовало социальных преобразований, осуждало крепостни­чество. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы с 70-х гг. стали отходить от Реформации. В следующие десятилетия ее кризис прогрес­сировал. В XVII в. она сходит с исторической арены в Великом княжестве Ли­товском под ударами Контрреформации.

Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разработал на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Ор­ден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили во все сферы жизни евро­пейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для рим­ской курии направлении.

На следующий год после Люблинской унии иезуиты появились в столице Великого княжеского Литовского. Идеологом Контрреформации здесь стал Петр Скарга. Правящие круги Речи Посполитой оказали католической церкви все возрастающую поддержку. Интеллектуальную элиту белорусско-украинского общества иезуиты привлекали в костел мастерством проповеди, богословской наукой, изданием сочинений писателей Ордена, хорошо нала­женной системой образования. С помощью последней они взяли в свои руки молодое поколение. Беларусь покрылась сетью костелов и монастырей, через которые воздействовали на широкие народные массы. Обновленный и усилен­ный католицизм начал вытеснять протестантские секты. Процесс окатоличива­ния высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый харак­тер. К концу XVII в. Контрреформация в княжестве победила


7. Княжества на территории Беларуси (IX - начала XIII в.).

Полоцкое княжество на севере и Туровское на юге занимали основную часть территории Беларуси. Верхнее Понеманье (так называемая Черная Русь) входило во Владимиро-Вольшское княжество. Земли в верхнем течении Днепра и Западной Двины составили Смоленское княжество. Нижнее Посожье и Поприпятье оказа­лись, соответственно, в составе Черниговского и Киевского княжеств.

Древний Полоцк, как центр кривичей-полочан издавна соперничал с дву­мя другими влиятельными центрами восточнославянского мира: на севере - с Новгородом, а на юге - с Киевом. Во второй половине X в. в Полоцке княжил Рогволод. Во время борьбы за киевский престол, которую вели братья Влади­мир и Ярополк, каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Рогволода Рог-неде, но встретил с ее стороны решительный отказ. В ответ Владимир с вой­ском напал на Полоцк, убил Рогволода и его сыновей, а Рогнеду силой взял в жены. Согласно преданию, Рогнеда совершила неудачное покушение на жизнь мужа и была выслана вместе с сыном Изяславом в Полоцкую землю. Здесь Изяслав занял посад деда и возобновил местную княжескую династию.

В XI в. сын Изяслава Брячислав (1003-1044) и, особенно, внук Всеслав (1044-1101) фактически не считались с волей киевских князей и проводили са­мостоятельную политику. В борьбе с киевским князем Ярославом Мудрым за город Новгород Брячислав добился передачи ему городов Витебска и Усвят, что стояли на важном пути со Скандинавии в Византию. По Западной Двине полочане осуществляли экспансию на прибалтийские земли, основывая там центры по сбору дани и управлению подвластным населением. Всеслав Брячи-славич до поры до времени поддерживал мирные отношения с киевскими князьями, но как только между последними начались усобицы, развернул борьбу за подчинение Полоцку Северной Руси. В 1065 г. полоцкие дружины осаждали Псков, а в следующем, 1066 г., штурмом взяли Новгород. В ответ на это три князя - братья Ярославичи во главе с Изяславом киевским пошли на Полоцкую землю и захватили Минск. Здесь, на берегу реки Немиги, 3 марта 1067 г. произошла жестокая битва. Всеслав отступил. Пойдя на клятвопреступ­ление, Ярославичи схватили его под Оршей и отвезли в Киев. Но в 1068 г. вос­ставшие против Изяслава киевляне освободили Всеслава и сделали его вели­ким князем киевским. Через семь месяцев он возвратился на родину, и борьба Полоцка с Киевом продолжалась дальше.



Изяслав, расправившись со своими врагами в Киеве, послал войска на По­лоцк. Всеслав отошел к Финскому заливу и вместе с племенем водь пытался, правда безуспешно, захватить Новгород. Вскоре он при поддержке жителей По­лоцка возвратил свою столицу. В 1071 г. произошла новая битва с киевскими войсками, по итогам которой бьшо подписано соглашение о примирении между двумя государствами, но оно оказалось непродолжительным. В 1077 г. против Всеслава были осуществлены два похода: сожжены Лукомль, Логойск, Друцк, опустошены окрестности Полоцка, но сам город не был взят. Полоцкий князь на время захватил Смоленск (1078 г.). В 1084 г. Владимир Мономах с чернигов­скими и половецкими войсками разрушил Минск. На известный съезд князей в Любече (1097 г.), где бьшо постановлено, что каждый должен держать "отчину свою", Всеслав не был приглашен. Это свидетельствовало скорее всего о том, что киевские князья считались с Полотчиной как неподвластной им землей.

В XII в. освободились из-под власти Киева другие земли. Труднее всего этого бьшо достичь Туровскому княжеству, которое непосредственно граничи­ло с Киевским. Туров являлся центром дреговичей и впервые упоминается в летописи под 980 г. в связи с именем князя Тура. Здесь на княжении сидели сыновья великих князей, которые пользовались правом наследования киевско­го престола. Вместе с Киевом в XII в. Туровская земля переходила то к суз­дальским, то к волынским князьям. Упорно боролся за полную самостоятель­ность Святополк Окаянный (988-1057 гг.), но окончательно достигнуть этого удалось значительно позже, в 1158 г., при Юрии Ярославиче, который утвер­дил в Турове самостоятельную династию.

Государственное образование смоленских кривичей - княжество Смолен­ское, отделилось от Киева в конце 20-х гг. ХП в., когда оно досталось князю Рости­славу Мстиславичу. Смоленская земля во второй половине ХП в. стала одним из самых известных восточнославянских княжеств. Одновременно началось дробле­ние этих и других самостоятельных княжеств на уделы. В Понеманье вьщелились Гродненское, Новогрудское и Волковысское, на юге - Пинское и Дубровицкое княжества, а также Слуцкое и Клецкое. Разгорались междоусобицы, что приводило к разрушению городов и сел
, уничтожению посевов, скота.

Не избежала этих процессов и Полоцкая земля. После смерти Всеслава его сыновья заняли уделы (Полоцкий, Минский, Витебский, Друцкий, Изя-славский, Логойский), наиболее сильным из которых стал Минский. Глеб Все-славич, который здесь княжил, выделялся особенной активностью, расширяя во все стороны свои владения. Это вызвало недовольство Киева, приведшее к войнам с Минском, которые закончились пленением Глеба. Однако и дальше полоцкие князья вели борьбу против Киева и его союзников, что привело в 1129 г. к высылке ряда князей в Византию, из которой через 10 лет не все воз­вратились в свои уделы. Политическая жизнь Полоцка второй половины XII в. характеризовалась выступлениями горожан против неугодных князей, борьбой враждующих боярских группировок, сменой местных князей на полоцком тро­не. Распад Киевской Руси привел к прекращению попыток киевских князей подчинить себе Полоцк. Однако полоцкие князья сами вмешались в борьбу Киева и Смоленска, что привело к потере ряда городов (Друцка, Орши) в поль­зу последнего. Потери на востоке компенсировались расширением владений полоцких князей на землях по нижнему течению Западной Двины с выходом к Балтийскому морю. Характерно, что Всеславичи, внутри соперничая между собой, как правило, объединялись, если их родине угрожала внешняя опас­ность. Еще в первой половине XIII в., хотя и номинально, но признавалась власть полоцкого великого князя. Поэтому авторитет Полоцкого княжества ос­тавался достаточно высоким, и союза с ним искали многие властители.

Управление в княжествах осуществлялось во принципу известной из ис­тории средних веков феодальной иерархии: великий князь - удельные князья -бояре. Они создали местную администрацию - в волости или погосты назнача­лись зависимые от князей тысяцкие, вирники и тиуны. Крестьяне и мещане удерживались в повиновении с помощью военной силы княжеских дружин. Бояре и дружинники составляли думу при князе. Важнейшим органом само­управления в ряде городов (Полоцк, Витебск) бьшо вече. Особенностью обще­ственно-политического строя Туровского княжества бьшо наличие в городе и князя, и посадника, что бьшо еще характерно только для Новгорода Великого.

Первые раннефеодальные княжества на Беларуси являются истоком ее государственности, воплощением идеи независимости пробелорусского этноса. Ранее и наиболее последовательно просматривается эта идея в Полоцком кня­жестве, превосходившем своими размерами некоторые значительные королев­
ства Западной Европы, где существовала местная династия, за которой призна­вались и сохранялись права на протяжении многих поколений. Поэтому в ис­торической литературе период IX - первой половины XIII в. нередко определя­ется как полоцкий.

8. Социально-экономическое развитие белорусских земель в ГХ-ХШ вв

Развитие общественных отношений в Киевской Руси проходит, возмож­но, по тому же сценарию, что и в Западной Европе. Наступление периода феодальной раздробленности вписывается в рамки общеевропейского процесса. Как и в Западной Европе, тенденции к политической раздробленности на Руси проявились рано. Уже в X в. после смерти князя Владимира в 1015 г. вспыхивает борьба за власть между его детьми. Однако единое древнерусское государство просуществовало до смерти князя Мстислава (1132 г.). Именно с этого времени историческая наука ведет отсчет феодальной раздробленности на Руси.Главной причиной раздробленности является изменение характера отноше­ний между великим князем и его дружинниками в результате оседания дружин­ников на землю. В первые полтора века существования Киевской Руси дружина полностью находилась на содержании у князя. Князь, а также его государствен­ный аппарат, собирали дань и другие поборы. По мере того, как дружинники по­лучали землю и получали от князя право собирать налоги и пошлины самим, они пришли к выводу, что доход от военно-разбойничьей добычи менее надежен, не­жели сборы с крестьян и горожан. В XI в. усилился процесс оседания дружины на землю. С первой половины ХП в. в Киевской Руси преобладающей формой соб­ственности становится вотчина, владелец которой мог распоряжаться ею по сво­ему усмотрению. И хотя владение вотчиной накладывало на феодала обязанность нести воинскую службу, его экономическая зависимость от великого князя значи­тельно ослабла. Доходы бьшших дружинников-феодалов больше не зависели от милости князя. С ослаблением экономической зависимости от великого князя ос­лабевает и политическая зависимость.

Значительную роль в процессе феодальной раздробленности на Руси сыграл развивающийся институт феодального иммунитета, предусматриваю­щий определенный уровень суверенитета феодала в границах своей вотчины. На этой территории феодал обладал правами руководителя государства. Вели­кий князь и его органы власти не имели права действовать на данной террито­рии. Феодал сам собирал налоги, пошлины, вершил суд. В результате в само­стоятельных княжествах-вотчинах образуется государственный аппарат, дру­жина, суды, тюрьмы и т. д., удельные князья начинают распоряжаться общин­ными землями, передают их от своего имени во власть боярам и монастырям. Таким образом, формируются местные княжеские династии, а местные феода­лы составляют двор и дружину этой династии. Огромное значение в этом про­цессе сыграло введение института наследственности на землю и населяющих ее людей. Под влиянием всех этих процессов изменился характер отношений местных княжеств с Киевом. На смену служебной зависимости приходят от­ношения политических партнеров, иногда в форме равноправных союзников, иногда сюзерена и вассала.