Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
становления европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации - приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации -католическую и православные церкви.

Еще во времена Римской империи церковь вела широкую миссионер­скую деятельность на периферии империи среди варваров. В конце IV в., а особенно в V в., многие из соседних варварских племен уже приняли христи­анство. Позднее, вновь образованные средневековые государства вели захват­ническую политику. Захват тех или иных народов, как правило, сопровождался их насильственной христианизацией.

Католическая церковь обладала колоссальными материальными ресурса­ми. Ей принадлежало значительное количество земли, большие финансовые средства. В течение длительного периода она вела борьбу со светскими госуда­рями за политическую власть. В 751 г. в Западной Европе на территории Италии бьшо создано теократическое государство (Равенский экзархат), в котором папа Римский одновременно был духовным и светским руководителем. Юрисдикция духовной власти папы распространялась на всю Западную Европу.

На протяжении Средневековья католическая церковь не раз выступала с идеями, которые инициировали широкие общественные движения. Наиболее яр­кой из таких идей является идея освобождения Гроба Господня и христианских святынь от неверных, которая легла в основу так называемых крестовых походов.

Католическая церковь занимала исключительное положение в сфере об­разования и науки. В Средневековье центрами образованности являлись мона­стыри. Монастыри имели богатые библиотеки, скриптории (мастерские по пе­реписке книг), содержали начальные школы. Под полным контролем церкви находились и средневековые очаги научной деятельности и высшего образо­вания - университеты.

Итак, на основе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы: арабо-мусульманский, западноевропейский и восточноевропейский.

24. Брестская церковная уния.

Балансирование Беларуси на протяжении столетий между христиански­ми Востоком и Западом обусловило необходимость поиска компромиссов и живучесть здесь идеи церковно-религиозной унии. В конце XVI в. в такой унии были заинтересованы три силы. Ватикан хотел компенсировать потерю мил­лионов верующих Западной Европы в период Реформации духовным подчи­нением белорусско-украинских земель. Правящие круги, разрываемые религи­озной конфронтацией Речи Посполитой, стремились с помощью унии сконсо-лидировать общество и укрепить свое государство. Лидеры белорусско-украинского православия искали пути вывода из упадка своей церкви, позиции которой подорвала Люблинская уния, Реформация и Контрреформация. Пре­тензии созданного в 1589 г. Московского патриархата на духовную власть над белорусско-украинскими землями Речи Посполитой толкали их в сторону ка­толического Запада, который дал образец выхода из кризиса и оздоровления костела. В 1590 г. ими было принято решение - выйти из церковной и культур­ной орбиты Константинополя, чей духовный и политический авторитет тогда сильно упал, и перейти под власть другого христианского центра - Ватикана. Это решение поддержало правительство Речи Посполитой.


Подготовка унии продолжалась 5 лет. Ее возглавили епископы влади­мирский и брестский И. Потей, луцкий и острожский К. Терлецкий. Были вы­работаны условия объединения, получены гарантии их соблюдения в Ватикане. 6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе белорусско-украинского православия было оформлено новое направление в христианстве -униатство. Оно сохраняло прежнюю обрядность и церковно-славянский язык богослужения, юлианский календарь и традиционные праздники, но признава­ло верховенство папы римского и католическое вероучение. Так началась крупная церковная реформа, которая повлекла за собой переориентацию ду­ховной жизни Беларуси с Востока на Запад и преобразование многих сторон жизни общества. Но охранительно-консервативная позиция православного ду­ховенства, которое в стремлении оградить Беларусь от западных влияний, вы­ступило против нововведения, с одной стороны, и принуждение, без которого не обходилось распространение ни одной христианской религии на Беларуси, с другой, вместо ожидаемого успокоения и единения еще более накалили обста­новку в стране. В ответ на имевшее место насилие по Беларуси прокатилась волна антиуниатских выступлений.

Судьбу униатства определил выбор народа. В условиях давления со сто­роны московского православия и польского католицизма он остановился на этом исповедании как наиболее отвечающем его национально-культурным запросам. Так, именно в униатской церкви более широко, чем в храмах других конфессий, использовался белорусский язык. На рубеже XVII-XVIII вв. количество униатов на Беларуси превзошло число православных, а к концу XVIII в. достигло 2/3 всего населения. Основную социальную базу этой веры составляли крестьяне.

6. Формирование древнерусской государственности

Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и ис­торические корни древнерусской цивилизации являются сложной и отчасти нерешенной проблемой. В отечественной историографии по этому вопросу вы­сказываются различные точки зрения. Однако историки сходятся во мнении, что реальными предшественниками русских людей были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Академик Б.А. Рыбаков выделяет четыре основных этапа жизни славянских племен, последовательное развитие которых привело к формированию русского этноса:



  1. Развитие протославянских племен в недрах индоевропейского единст­ва, в стороне от центров развития.

  2. Обособление праславян в бронзовом веке, развитие внутренних кон­тактов, первые встречи со степными кочевниками, освоение железа. Здесь про­исходит выдвижение славян среднего Поднепровья (VI-IV вв. до н. э.).

  3. В результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север в лес­ную зону, ассимилируя литовско-латышские и финоугорские племена. Таким об­разом образовались две зоны расселения славян: южная (лесостепная), продол­жавшая традиции прародины славян, и северная, где происходило их соприкос­новение с иными племенами и развитие славянского этноса протекало в более су­ровых условиях, чем на юге. С расширением границ территории проживания сла­вян значительно расширились и их контакты с другими народами.

  4. В период образования и развития национальной государственности -Киевской Руси - славянство вышло на европейскую и мировую арену (см. Ры­баков Б.А. Язычество Древней Руси.- С. 196, 197). Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке вос­точного и западного миров. Поэтому формирование русского этноса происхо­дило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов.

Прародителями русского этноса являются восточные славяне - анты (по­ляне). Основу экономики древних славян составляло земледелие. В лесной зо­не применялась подсечная система. В степных и лесостепных районах ведущей системой бьш перелог: обрабатываемые участки при истощении покидали и переходили на новые. Восточные славяне занимались также скотоводством, рыболовством, собирательством меда (бортничество).

В VII в. восточные славяне объединились в племенные союзы, названия кото­рых свидетельствуют о привязке к определенной местности: поляне (юг, район Кие­ва), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), полочане (р. Западная Двина, Полота), дреговичи (от дрегва болото, Беларусь), радимичи (р. Сож, р. Десна), вяти­чи (р. Ока, Подмосковье) и т. д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князь­ями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.

В VIII-IX вв. в Восточно-Европейской равнине идет интенсивное разви­тие экономики. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяются ре­месла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной
Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазара­ми, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.

Развитие торговли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов. Летописи не приводят времени их появления. Древнейшие города - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти го­рода расположены на речных, торговых путях. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась страной городов.

В начале IX в. идет постепенный процесс складывания госу­дарственности. Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев. Название этого государства не­известно.

Второе государство складывается на Севере - Северное княжество с центром в Ладоге, затем - Новгороде. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 г. варяжского правителя Рюрика. "Повесть временных лет" сообщает, что граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набегов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов.

Таким образом, в соответствии с "Повестью временных лет" - представи­тель племени русов с семьей и дружиной бьш приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной бьш широко распространен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества. Древнерусская народность складывалась на основе широкого взаимодействия не­скольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяйственно-технологических регионов - земледельческого, скотоводческого и промыслового, а, следовательно, и трех образов жизни -оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: сла­вянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского.

Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духов­ная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и ре­лигия. Язык Древней Руси имел славянское происхождение, хотя и он испыты­вал влияние языков других народов.


Славянские истоки доминируют и в древнерусской религии. Ре­лигиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называть язычеством. Язычество - это ранняя форма религиозного освоения мира. Язы­ческие религии представляют собой политеизм - многобожие.

Древняя Русь положила начало формированию русского этноса и рос­сийского государства. Следующий этап в развитии русского этноса и государ­ства в отечественной историографии принято называть Киевской Русью, фор­мирование которой началось с конца IX - начала X в. Это позволяет нам сде­лать вывод, что Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и по­дошла к рубежу образования раннефеодального государства почти одновре­менно с другими государствами Западной Европы. Призвание варягов в какой-то мере стимулировало этот процесс, поскольку Киевское государство строи­лось на основе западного института вассалитета, который в отличие от вос­точных деспотий предполагал относительную свободу подданных.

Однако в развитии западноевропейских обществ и Древней Руси имеют­ся и существенные различия. Западноевропейские варварские племена в про­цессе Великого переселения столкнулись с высокоразвитой античной культу­рой. Прийдя в Восточно-Европейскую равнину славяне не нашли здесь такой развитой цивилизации. Славяне находились на более высокой стадии развития, чем населяющие эту территорию племена. К тому же сложные природно-климатические условия затрудняли хозяйственную деятельность славян и на­кладывали существенный отпечаток на социальную структуру общества, тип государственности и определяли во многом особенности национального харак­тера. Именно из этих факторов ряд отечественных историков выводят тради­ции деспотической власти и крепостного права в России, противоречивые чер­ты "русской души»