Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенно ярко это проявилось в 20-60 гг. XVI ст., когда православные феодалы наряду с представителями знатных шляхетских родов католической, а также протестантской веры заседали в высшем органе власти Великого княже­ства Литовского - раде. В 1563 г. специальной грамотой великого князя Си-гизмунда II Августа была отменена статья Городельского привилея 1413 г., ко­торая запрещала представителям православного вероисповедания занимать высшие должности в аппарате центрального и местного управления.

В XVI в. крупные феодалы Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского разного этнического происхождения - белорусского, литовского, украинского, русского, разных вероисповеданий - католического, православ­ного, протестантского, представляли одну социальную группу. Она была объе­динена общностью политических и экономических интересов. Великое княже­ство Литовское стало их совместной державой.

Верховная власть Великого княжества Литовского, чтобы привлечь ма­лую и среднюю шляхту на свою сторону, начала проводить в середине 60-х гг. XVI в. кардинальные прошляхетские реформы: судебную, административно-территориальную. Эти шаги могли иметь успех, если бы не драматическое внешнеполитическое положение страны. В конце 50-х гг. XVI в. началась Ли­вонская война, которая стала главной причиной заключения Люблинской унии.

9. Принятие христианства на Руси. Духовная жизнь и культура восточных славян..

В тесной связи с государствообразующими процессами в IX - XIII вв. шло развитие культуры. В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением - балтами. Силы, с которыми человек не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной, домовой, лесовой и др.). Возникли обряды, связанные с разными моментами сельскохозяйственных работ. Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило.

Христианство появилось в Палестине во времена Римской империи в среде бедного еврейского населения. В первые столетия верующие собирались в домах для чтения евангелий и тайной вечери. Со временем в христианской церкви на первое место выдвинулись обряды, пышные богослужения, стала складываться церковная иерархия. На первом Виленском церковном соборе (325 г.) в Никее и на втором (381 г.) в Константинополе был разработан в общих чертах «символ веры» - краткое изложение основных положений христианской церкви. В символ веры вошел догмат триединства Бога («Бог - отец», «Бог - сын», «Бог - дух святой») и воскресение Христа. Римские императоры приняли христианство и сделали его государственной религией. После распада Римской империи на две части римский патриарх, Папа, считал себя первым среди патриархов. Восточные (греческие) патриархи не хотели подчиняться Папе Римскому. Произошел раскол на две церкви: западную, римско-католическую и восточную, византийскую (православную), или греческую (1054 г.).


Восточнославянские княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Руси появилось духовенство, во главе которого стал митрополит, ему подчинялись епископы. Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила десятую часть государственных доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. - Туровская епархии.

Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых переписывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи.

Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др.

О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах XII в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси являются надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни).

Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы. В XI в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец прикладного искусства - крест, обложенный золотыми и серебрянными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. В Каменце в конце XIII в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси.



В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом.

Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104 - 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась.

Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. Ювелиры создали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Все это свидетельствовало о высоком уровне развития культуры на территории Беларуси. Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во времена многочисленных войн.

14. Династическая борьба в 70–90-е годы XIV в. Кревская уния и ее результаты,

14 августва 1385 г. в Крево был подписан договор о союзе Великого княжества Литовского и королевства Польского. Гарантом унии являлся еди­ный монарх для двух государств. Заключение унии было обусловлено необхо­димостью совместной борьбы Польши и Великого княжества Литовского про­тив немецкой агрессии. Способствовала окатоличиванию населения Беларуси и усилению феодального гнета.


Период 1385-1387 гг., когда Ягайла стал королем польским и великим князем литовским, принял католичество, можно считать временем изменения политико-правового положения белорусских земель в Великом княжестве Ли­товском. Согласно привилея 1387 г., православная знать, которая в большинст­ве своем происходила из белорусско-украинских земель, ставилась в неравное материально-экономическое положение по сравнению с феодалами католиче­ского вероисповедания. В 1413 г. был издан Городелъский привилей, по кото­рому православные князья и бояре дискриминировались в политической сфере.

Названное постановление верховной власти Великого Княжества вызвало резкое недовольство в среде великокняжеского нобилитета. Причем в оппози­цию Ягайле стали как православные, так и частично католические феодалы, не­удовлетворенные явно пропольской политикой монарха. Возглавил антиягай-ловский фронт сын Кейстута Витовт, который в конце 80-х - начале 90-х гг. провозгласил лозунг воссоздания самостоятельного "Литовско-Руского" коро­левства, которое противостояло бы и Москве, и Польше. После трехлетней кро­вопролитной борьбы в 1392 г. было заключено между Ягайлом и Витовтом Ост­ровское соглашение, согласно которому вся полнота власти в Великом кня­жестве Литовском, как самостоятельной державе, переходила Витовту.

Новый великий князь решительно взялся за централизацию власти, лик­видируя систему удельных княжеств, отлучая представителей древних княже-ских родов от определяющего политического влияния в своих землях, да и в государстве в целом, вводя новые административные единицы - воеводства, куда самолично назначал на первые роли своих ставленников. В 90-х гг. Ви-товт вновь реанимировал программу Ольгерда - программу натиска на восток. Вкупе с ордынским ханом-изгнанником Тохтамышем он планировал вокня-житься на московском великом княжении, на Новгороде Великом, Пскове. Тохтамышу намечался возврат всех его владений в Орде. Однако на р. Ворск-ле 12 августа 1399 г. коалиция Витовт-Тохтамыш потерпела жестокое пораже­ние от войск Золотой Орды.

В послеворскловский период на некоторое время восточноевропейский регион консолидировался под эгидой Польского королевства. Это нашло свое отражение в Виленско-Радомской унии 1401 г. и имело итогом союз балто-славянских сил в противостоянии с крестоносцами. Финалом этой более чем двухсотлетней борьбы стала Грюнвальдская битва. 15 июля 1410 г. объеди­ненным польско-великокняжеским войском, в котором находились воины со всех белорусских земель, был разбит Тевтонский орден, который угрожал на­родам балто-славянского региона физическим и духовным уничтожением.


Последние два десятилетия княжения великого князя Витовта (10-20-е гг. XV ст.) стали временем наибольшего возвышения и доминации Великого кня­жества Литовского в восточноевропейском регионе. С одной стороны, им кон­тролировались события в Москве, ему присягали на верность князья тверские, рязанские, одоевские и др., под опекой Витовта находилось Крымское ханст­во. С другой стороны, застолбив за Великим княжеством Литовским прозапад-нокатолическую ориентацию, великий князь поставил себе цель влиться в се­мью европейских королей и отвоевать от Польши для своей державы роль за­падноевропейского форпоста в Восточной Европе. Однако интриги польской стороны не позволили этим планам осуществиться. В 1430 г. Витовт умирает, так и не короновавшись.

12. Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ..

Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Ев­ропы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Же-мойтского и других земель - был сложным и длительным по времени. Начался он в середине XIII в., когда на землях верхнего и среднего Понеманья было создано государственное образование под многовариативным названием "Литва", "княжество Литовское", "княжество Литовское и Новогородское" и др. Окончательно же территориальные границы Великого Княжества устано­вились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черно­го морей с севера на юг, от Берестейщины до Смоленщины с запада на восток.

Принципиальной стороной государственно-образовательных процессов в названном географическом регионе было то обстоятельство, что они происхо­дили под влиянием подобных внутренних и внешних условий, сложившихся на балтских и восточнославянских землях. Следовательно, Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское как государственно-политическое образова­ние формировалось на полиэтнично-территориальной основе.

Исторические реалии ХШ-XIV вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению население как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этниче­скую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния с агрессиями с северо-запада (кресто­носцы) и юго-востока (монголо-татары).

Достаточно чувствительными были и внутренние объединительные тен­