Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все эти экономические и политические процессы в политическом плане означали дробление власти, распад прежней централизованной государствен­ности Киевской Руси. Этот распад, как это было в Западной Европе, сопрово­ждался междоусобными войнами. На территории Киевской Руси сформирова­лись три наиболее влиятельных государства: Владимиро-Суздальское княже­ство (Северо-Восточная Русь), Галицко-Волынское княжество (Юго-Западная Русь) и Новгородская земля (Северо-Западная Русь). Как внутри этих кня­жеств, так и между ними, в течение длительного времени проходили ожесто­ченные столкновения, разрушительные войны, которые ослабляли силу Руси, приводили к разрушению городов и сел

10. Европа в период феодальной раздробленности.

В истории раннефеодальных государств Европы Х-ХП вв. являются пе­риодом политической раздробленности. К этому времени феодальная знать уже превратилась в привилегированную группу, принадлежность к которой определялась рождением. Сложившаяся монопольная собственность феодалов на землю находила отражение в нормах права. Крестьяне оказались в боль­шинстве своем в личной и поземельной зависимости от феодалов.

Получив монополию на землю, феодалы приобрели и значительную по­литическую власть: передачи части своей земли вассалам, право судопроизвод­ства и чеканки денег, содержание собственной военной силы и т. д. В соответ­ствии с новыми реалиями складывается теперь уже иная иерархия феодального общества, имеющая правовое закрепление: "Вассал моего вассала - не мой вас­сал". Тем самым достигалась внутренняя сплоченность феодальной знати, ее привилегии защищались от посягательств со стороны центральной власти, ко­торая к этому времени ослабевает. Например, во Франции до начала XII в. ре­альная власть короля не простиралась дальше домена, который по своим раз­мерам уступал владениям многих крупных феодалов. Король, по отношению к своим непосредственным вассалам, располагал только формальным сюзерени­тетом, а крупные сеньоры вели себя независимо. Так начинали складываться основы феодальной раздробленности.

На территории распавшейся в середине
IX в. империи Карла Великого возникли три новых государства: французское, германское и итальянское (Се­верная Италия), каждое из которых стало базой формирующейся территори­ально-этнической общности - народности. Затем процесс политического рас­пада охватил каждое из этих новых формирований. Так, на территории фран­цузского королевства в конце IX в. насчитывалось 29 владений, а в конце X в. -около 50. Но теперь это были большей частью не этнические, а вотчинно-сеньориальные образования.

Распад раннефеодальной территориальной организации государственной власти и торжество феодальной раздробленности представляли собой заверше­ние процесса формирования феодальных отношений и расцвета феодализма в Западной Европе. По своему содержанию это был закономерный и прогрессив­ный процесс, обусловленный подъемом внутренней колонизации, расширения площади обрабатываемых земель. Благодаря совершенствованию орудий тру­да, применению тягловой силы животных и переходу к трехполью улучшилась обработка земли, стали разводить технические культуры - лен, коноплю; поя­вились новые отрасли сельского хозяйства - виноградарство и т. д. В результа­те у крестьян стали появляться излишки продуктов, которые они могли обме­нять на изделия ремесла, а не изготавливать их самим.

Возрастала производительность труда ремесленников, со­вершенствовались техника и технология ремесленного производства. Ремес­ленник превратился в мелкого товаропроизводителя, работающего на торговый обмен. Эти обстоятельства привели к отделению ремесла от сельского хозяйст­ва, развитию товарно-денежных отношений, торговли и возникновению сред­невекового города. Они становились центрами ремесла и торговли.

Как правило, города в Западной Европе возникали на земле феодала и поэтому неизбежно подчинялись ему. Горожане, большинство которых в ос­новном составляли бывшие крестьяне, оставались в поземельной или личной зависимости феодала. Стремление горожан освободиться от зависимости при­водило к борьбе между городами и сеньорами за свои права и независимость. Это движение, широко развитое в Западной Европе в Х-ХШ вв., вошло в исто­рию под названием "коммунального движения". Все завоеванные или приобре­тенные за выкуп права и привилегии заносились в хартию. К концу XIII в. мно­гие города добились самоуправления. Так, около 50% английских городов име­ли свое самоуправление, городской совет, мэра и свой суд. Жители таких горо­дов Англии, Италии, Франции и т. д. становились свободными от феодальной зависимости. Беглый крестьянин, проживший в

городах названных стран год и один день, становился свободным. Таким образом, в XIII в. появилось новое сословие - горожане - как самостоятельная политическая сила со своим стату­сом, привилегиями и вольностями: личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском ополчении. Появление сословий, добившихся значи­тельных политических и юридических прав, явилось важным шагом на пути формирования сословно-представительных монархий в странах Западной Ев­ропы. Это стало возможным благодаря укреплению центральной власти снача­ла в Англии, затем во Франции.


16. Политическое положение ВКЛ в конце XV- первой половине XVI в.

С конца XV в. все более ощутимое влияние на внутриполитическую жизнь Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского оказывало со­седнее Великое княжество Московское. Так, в 1481 г. был раскрыт заговор против Казимира в Киеве, во главе которого стоял слуцкий князь Михаил Олелькович, его двоюродный брат Федор Вельский и князь Голынанский.

С этого времени проблема сепаратизма на землях восточнее Березины вставала не единожды. Это явилось следствием драматического раскола в ХШ-XV вв. в территориальных пределах Великого княжества Литовского, Русско­го, Жемойтского единого этнического комплекса белорусских земель на "соб­ственно Литву" и "земли прислухаючие". На белорусских землях исторически создался свой центр и своя периферия, что провоцировало местную элиту пе­риферийных земель искать более престижное положение в соседних державах. Так, с 1487 по 1493 г. на службу в Москву "вышли" князья Воротынские, Бе-левские, Мерецкие, Вяземские. "Выходили" они не с пустыми руками, а со своими уделами, которые с помощью военной силы присоединялись к восточ­ному соседу. В конце 90-х гг. XV в. на сторону Москвы перешли князь Семен Вельский, Семен и Иван Можайские, Василий Шемятич. Под властью Моско­вии оказались богатые помежные земли, что не могло не привести к военному конфликту. Действительно, 14 июля 1500 г., как отмечает летописец, "зехалося войско литовское з Московским на Ведроши (река на Смоленщине), и учинили межи собою бой и сечу великую, и побила москва литву". По договору 1503 г. к Москве отходили Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Путивль, Стародуб, Мценск. Возобновились боевые действия между двумя соседними княжествами в 1506-1508 гг., но конкретных результатов не принесли.

Усугубилось трудное внешнеполитическое положение Великого княже­ства Литовского, Русского, Жемойтского и отношением с Крымским ханством. Населению южных и центральных земель княжества приходилось защищать свои земли и богатства от набегов крымских татар, которых было 45 в первой половине XVI в. Кроме непосредственных значительных разорений, приноси­мых набегами с Крыма, великокняжеская казна терпела убытки и от выплаты так называемой ордынщины, направленной на утихомиривание южных сосе­дей. Однако деньги и меха увеличивали аппетит крымчаков. Их агрессию при­остановили только военные успехи великокняжеского войска в битвах под Клецком (1506) и у Олынаницы (Киевщина).


К неудачам начала XVI в. для Великого княжества Литовского можно отнести и мятеж Глинского. В 1508 г. Михаил Глинский выступил против вер­ховной власти Великого княжества Литовского. Целью его мятежа являлось образование самостоятельного от Великого княжества государства, ядром ко­торого стали бы восточные белорусские и украинские земли. Опорой выступ­ления Глинского бьши снова же княжеские роды из бывших удельных кня­жеств - князья Мстиславские, Друцкие и др. Мятежники нашли поддержку и в Москве, которой бьши выгодны разного рода "взбунтования" на землях запад­ного соседа. Несколько месяцев отряды Глинского пытались закрепиться на территории от Менска до Гомеля и Мстислава. Но противостоять войскам ве­ликого князя Сигизмунда I не смогли. Мятеж окончился поражением, а сам князь Глинский был вынужден искать спасения в Москве.

В 1512 г. снова возобновились боевые действия между войсками Вели­ких княжеств Московского и Литовского. В это время была организована под эгидой Великого княжества Московского и Священной Римской империи ан-тиягеллоновская коалиция из семи европейских государств. В ее страте­гических планах был раздел Восточной Европы, в результате которого бело­русские земли должны бьши оказаться в составе Московской державы. Победа под Оршей 8 сентября 1514 г. войска под предводительством Константина Острожского над московскими ратями позволила на время приостановить тер­риториальную экспансию на запад Москвы.

Пограничные войны с Московией имели непосредственное влияние на внутриполитическое положение Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского. Дело в том, что московская политика в отношении западного со­седа базировалась на идее обороны православия. Это принуждало верховную власть Великого княжества Литовского идти на значительные изменения во внутренней политике. С начала XVI ст. все более выразительно проводится ли­ния на уравнивание в правах представителей шляхетского сословия Великого княжества Литовского независимо от этнического происхождения и религиоз­ной принадлежности. С этого времени православная знать белорусских земель постепенно вливается в политическую элиту Великого княжества Литовского и имеет реальное влияние на работу как центральных, так и местных органов го­сударственной власти.