Файл: Предмет и задачи дошкольной педагогики Соврем педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Предмет и задачи дошкольной педагогики

Соврем.педагогика-отрасль педагогики, которая изучает пед.процесс, развитие человека в его условиях с разных позиций.

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает образование детей дош.возраста средствами обучения и воспитания специального организованных педагогических условий.

Предметом дошкольной педагогики являются существенные свойства и закономерности воспитания и обучения воспитанников дош.возраста.

Объектом дош.пед.-целостный педагогический процесс ,в котором взаимодействуют педагог и ребёнок.

Особенности детей дош.возраста

быстрый темп развития; скачкообразность; высокая пластичность организма; индивидуальные различия; конкретность мышления; высокая степень подражательности и склонность к повторению; малый жизненный опыт; повышение чувственности ребёнка. Задачи дошкольной педагогики:

*Выявить характерные особенности дошкольного детства и обосновать закономерности воспитания и развития достижений.

*Определить теоретические основы содержания методов и форм воспитания и обучении учреждения дошкольного образования с учетом достижения в обл. смежных наук.

*изучить и обобщить передовой опыт удо

*разработать содержание форм и методов взаимодействия с семьей

*Определить эффективные пути преемственности дошкольного и младшего школьного возраста

2. Место дп в системе педагогических наук.

Дошкольная педагогика - подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

Педагогические науки (общая педагогика, история педагогики, этнопедагогика, соц. пед, семейная пед, сравнительная, дефектология, коррекционная лечебная педагогика

Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. Наук, она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие.

Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией. Педагогика пользуется психологическими методами исследования

3. Методологические основы дош.пед.


Методология педагогики – это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Основы подходы дошкольной педагогики

Аксиологический – позволяет определить совокупность приобретённых ценностей в образовании.

Культурологический – учет условий культуры, окружения человека.

Системный – организация работы в соответствии с системой задач, содержаний и методов.

Деятельный – ведущие виды деятельность (Выготский)

Личностный – развитие качеств ребенка.

Синергетический – объедение всех участников образовательного процесса как субъектов.

Компетентностный – развитие компетентности как способности в новой ситуации.

4. Вклад бел. Педагогов в развитие дп

Кирилл Туровский- один из самых значимых просветителей. Создавал божественные писания.

Ефросинья Полоцкая- организовала при Полоцком монастыре юношеские и девичьи школы.

Франциск Скорина- цель существования человека — это воспитывать в себе нравственность, человеколюбие. ( «Малая подорожная книжка», «Апостол», «Псалтырь»).

Симеон Полоцкий- воспитывал и учил царских детей, принял монашество. Природа, искусство и книги –это важнейшие средства воспитания. Отношение к детям должно быть требовательным и гуманным.

В Беларуси вносят значительный вклад преподаватели факультета дошкольного образования БГПУ:

Елизавета Александровна Панько - научный руководителя первой в РБ Национальной программы дошкольного образования "Пралеска", автор более 400 научных и учебных программ.

Наталья Степановна Старжинская – автор 188 работ, регулярно участвует в Республиканских и Международных научных конференциях по актуальным проблемам дошкольного образования, руководит аспирантами и магистрантами.

Дина Николаевна Дубинина – автор более 200 научных и методической работ.

Ирина Владимировна Житко - Автор и соавтор Концепции дошкольного образования Республики Беларусь (2001), национальной программы дошкольного образования «Пралеска»



А также Н.В. Литвина Т.В. Поздеева, А.Н. Белоус и другие

5. Актуальные проблемы и тенденции развития дп на современном этапе

1. Проблема личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с

ребенком. У воспитателя практически нет ни новых

средств, ни новых технологий реализации партнерского общения.

2. Проблема выбора и экспертиз новых программ.

3. Проблема диагностики.

4. Недостаточная компетентность педагогов.

5. Отсутствие полноценной преемственности детского сада и семьи

6. Отсутствие дифференцированного подхода ко всем детям

7. Вопрос преемственности дошкольного и школьного образования.

8. Проблема методов и приемов воспитательной деятельности

Развитие дошкольной педагогики, как и любой научной отрасли, напрямую связана с этапом общественного развития, его динамикой и тенденциями.

Основными направлениями развития дошкольной педагогики на современной этапе являются следующие: Педагогика развития. Это направление основано на переносе акцента на развивающее обучение и воспитание дошкольников. Обучение не должно носить характер обыденности и простого усвоения теоретической информации. Детей необходимо знакомить с культурными ценностями, развивать их творческий потенциал и помогать его практической реализации.

Педагогика личностно-ориентированного развития. Данное направление предполагает постановку личности, ее потребностей и интересов во главу процесса обучения. Для этого обучение строится на базе индивидуального подхода. Нельзя ориентироваться на некий стандарт, который должен быть достигнуть.

Гуманитарная педагогика. В этом направлении самоценность детства является приоритетом в развитии ребенка. Детство является ступенью, посредством прохождения которой ребенок вступает в мир культуры.

Учебно-воспитательный процесс основывается на развитии активности личности ребенка, освоении навыков самостоятельности, выполнении самостоятельных действий в обучении и трудовой деятельности

Семья признается основным социальным институтом, необходимым для развития ребенка. Семейное воспитание признается фундаментом, на котором строится личностное становление, развитие основных ее качеств и реализации творческого потенциала.

Личность педагога в настоящее время выступает основой организации качественного обучения и воспитания. К ней предъявляются более жесткие требования. Педагоги должны непрерывно совершенствовать свои навыки и способности, свою квалификацию и уровень профессионализма. Поэтому в государстве создаются возможности для непрерывного обучения и развития педагогов, их личностного роста.


6. Специфика работы воспитателя и его профессиональные умения

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ - осознанное владение субъектом педагогической деятельности совокупностью психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным мировоззрением.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА - набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания детей.

Воспитатель дошкольного учреждения выполняет две основные функции:

I) материнская- проявляется в обеспечении хорошего эмоционального состояния каждого ребенка и группы, в охране их жизни и здоровья, в заботливом, ласковом отношении к малышам;

2) развивающая - функция включает систему педагогических умений, которыми должен обладать воспитатель.

Гностические умения дают воспитателю возможность познать предмет деятельности, позволяют увидеть в своих воспитанниках проявление познавательной, волевой, эмоциональной сфер, мотивов его поведения, способностей, темперамента и др.

Конструктивные умения нужны воспитателю для того, чтобы видеть "завтрашний день" воспитанников, развитие каждого ребенка и всей группы, планировать воспитательно-образовательную работу и др.

Коммуникативные умения обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе.

Организаторские умения обеспечивают организации разных форм деятельности.

Специальные умения проявляются в умении воспитателя выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др.

7. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации воспитателей дошк.учр.

1 уровень - среднее специальное образование (педагогический колледж)

2 уровень двухступенчатое высшее образование (педагогический университет, классический университет). I ступень высшего педагогического образования обеспечивает широкопрофильную подготовку. II ступень - магистратура.

Свой профессиональный уровень и квалификацию воспитатели усовершенствуют на курсах, семинарах, которые организуются при институтах повышения квалификации. С этой целью также периодически проводятся научно-практические конференции, лекции по актуальным проблемам воспитания и обучения. Повышению квалификации содействуют метод объединения, на которых обсуждаются вопросы методики работы с детьми, предлагаются для укоренения передовые и новаторские методики.


8. Значение и особенности периода дошк.детства

Особенность этого периода - он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения разных видов деятельности.

Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста.

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности - игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др.

Здесь опасен всякий нажим, всякое забегание вперед, которое может привести к искусственному ускорению развития с неизбежными потерями.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

9.Основные пед.понятия дп

ОБРАЗОВАНИЕ- целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС-обучение и воспитание, организованное учреждениями образования в целях освоения обещающимися содержания образовательный программ.

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формир. духовно-нравственной и эмоциональной ценностной сферы, личности обучающегося.

РАЗВИТИЕ -процесс и результат физ.,псих. и социального созревания личности, который охватывает все количественные и качественные изменения врождённых и приобретенных качеств.

ОБУЧЕНИЕ - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей. Целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности, обучающего по овладению им знаниями, умениями, навыками и развитию его творческих способностей.