Файл: Предмет и задачи дошкольной педагогики Соврем педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Специально организованная деятельность. Планируются регламентированные учебным планом учреждения формы организации образовательного процесса по образовательным областям

6. Сотрудничество с семьёй.

55. Основные показатели готовности детей дошкольного возраста к школе.

Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Познавательная готовность ребенка к школе. Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. 56. Трудности в период адаптации ребенка к школьной жизни, их причины.

Адаптация к школе — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению.

Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

. нового распорядка дня;


. ограничения на подвижные игры в школе;

. необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;

. новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

57. Сущность преемственности между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования.

Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе.

Основная цель дошкольного образования

– разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.

Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду.

Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

, обеспечение непосредственного и контактного общения

Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром, индивидуальный характер его обучения и воспитания.

Направления реализации преемственности:

1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

58. Преемственность в содержании, формах и методах учебно-воспитательной работы учреждения дошкольного образования и школы.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.

Организационно-методическое сопровождение:

Комплектование старшей группы детьми по возрастному принципу.

Обеспечение кадрами: подбор воспитателей для работы в старших группах, их образование, стаж педагогической работы, опыт работы со старшими детьми.

Создание условий для работы с шестилетними детьми.

Качество здоровье сберегающей системы в учреждении дошкольного образования.

Качество образовательного процесса.

Реализация задачи развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста.

Деятельность психологической службы: оценка интеллектуального и личностного развития детей, саморегуляции, сформированности игровой и учебной деятельности

Организация совместной работы воспитателей и родителей по осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования.

Формы организации преемственности дошкольного и общего среднего образования

Следующие формы работы с детьми: создание уголка школь-ника; организация сюжетно-ролевой игры


«Школа»; экскурсии и целевые прогулки в школу (в библиотеку, в класс); посещение детьми стар-шей группы торжественной линейки «День знаний»; посещение детьми старшей группы платной услуги по подготовке к школе «Субботняя школа»; привлечение учащихся школы к развлечениям дошкольного учреждения («Но-вый год», «День здоровья», выступление детей музыкальной школы перед дошкольниками); организация праздника «Выпуск-ной бал»; чтение художественных произведений о школе. Эти мероприятия производят неизгладимое впечатление на детей, вызывают у ребят желание пойти в школу.

59. Формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и школы.

1. Посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. Совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

3. Проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4.Изучение воспитателем и учителем программ детского сада и 1 класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении;

5. Организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. Беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих 1 сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений;

7.Совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8.Взаимопосещения утренников и концертов.

60. Свободная деятельность детей дошкольного возраста. Свободная самостоятельная деятельность детей занимает важное место в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций. Несмотря на то, что самостоятельная деятельность детей имеет место в различные режимные моменты (на прогулках, во время хозяйственно-бытового труда и др.) в повседневной жизни дошкольных организаций термин «самостоятельная деятельность» чаще всего связывается со свободным временем и употребляется в случаях, когда речь идет об организации детьми занимательных дел
, игр по интересам. Именно в свободное время ребенок получает полную самостоятельность действий, начиная с выбора вида занятости. Существуют весьма разнообразные виды свободной самостоятельной деятельности дошкольников:

• игровая (сюжетно-ролевые, режиссерские, развивающие игры и др.);

• изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

• музыкальная (игра на детских музыкальных инструментах, исполнение песен, хороводов, танцев, организация музыкально-дидактических игр и т.д.);

• художественно-речевая (рассматривание книг, иллюстраций, рассказывание и сочинение сказок, стихотворений, создание альбомов типа «Сказочные персонажи» и т.п.);

• трудовая, включая и художественный труд (работа с природным материалом, бумагой, картоном, вышивка, вязание, макраме, выпиливание, выжигание и др.);

• конструирование (создание построек с использованием конструкторов и строительных наборов и т.д.);

• двигательная (выполнение упражнений с использованием физкультурного оборудования: обручей, скакалок, мячей; использование самокатов, лыж; организация подвижных, спортивных игр и др.).

61. Особенности работы интегрированных группах учреждения дошкольного образования.

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).

Цель интегрированного обучения: способствовать успешной социализации обучающихся с особенностями психофизического развития.

Отличительной особенностью содержания работы при организации интегрированного обучения и воспитания является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития. Работа всех специалистов (учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, педагога-психолога и др.) направлена на укрепление и сохранение физического, психического и нравственного здоровья воспитанников в группе интегрированного обучения и воспитания.