Файл: Предмет и задачи дошкольной педагогики Соврем педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно выделить следующие инновационные процессы в дошкольной педагогике:

Информатизация образовательного процесса (организация работы сайта удо, использование медиа образовательных средств, работа с интернет-ресурсами);

Внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий;

Индивидуализации развития личностных качеств;

Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе удо;

Расширение спектра образовательных услуг;

Инклюзивное образование;

Разработка и внедрение в практику дошкольного образования педагогических проектов.

Таким образом, на современном

этапе развития общества решение проблем образования дошкольников силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход.

14.Связь дошкольной педагогики с другими науками.

Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие

ДП является частью возрастной педагогики

Связь ДП с другими науками.

1. Педагогические науки (общая педагогика, история педагогики, этнопедагогика, соц. пед, семейная

др.)пед, сравнительная, дефектология, коррекционная (сурдо, тифло, олиго, логопедия), лечебная педагогика.

2. Психологические науки (общ. психология, детская психология, возрастная, пед-ая, соц. психологии).

3. Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология).

4. Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена).

Кроме того, ДП связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература и

15.Белорусская народная педагогика, ее традиции, средства и методы воспитания детей.

Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении человека является народная педагогика. Она представляет собой пед. опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа. В народной педагогике отражаются культура народа, его идеалы, представления о том, каким д. б. человек. Золотой фонд научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания подрастающего поколения. Народная педагогика сохранила немало выдержавших проверку временем и опытом пед. советов в виде пословиц и поговорок. Ярким проявлением пед. гения народа по праву можно считать произведения фольклора. Не утратили и сегодня своей пед. ценности такие ср-ва народной педагогики, как игры, игрушки, песни, заклички и так далее.


В ходе культурно-исторического развития в белорусской народной педагогике сложилась совокупность принципов, которыми определялись общее направление воспитат. деятельности и организация воспитания:

1) культур сообразности;

2) связи с трудом;

3) Единства воспитания с религиозно-мифологическим народным мировоззрением;

4) природ сообразности;

5) цикличности.

16. Особенности использования методов педагогического исследования в работе воспитателя дошкольного образования.

Воспитатель дошкольного учебного заведения должен уметь изучать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, необходимо ему для обеспечения индивидуального подхода в работе с ними, особенно в личностно-ориентированной модели взаимодействия. Предполагается умение воспитателя наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять психологические факты, т.е. изучать своих воспитанников, наблюдать за особенностями их развития. В изучении детей воспитатель может воспользоваться методом научно-психологического исследования - наблюдения, эксперимента, изучения продуктов деятельности, беседы. Основным методом изучения детей воспитателем является наблюдение, в процессе которого необходимо детально записать действия и высказывания ребенка, касающихся развития его психики. Нередко в процессе наблюдения воспитатель

использует элементы опроса. Результатом изучения развития ребенка является психологическая характеристика. Во время ее составления воспитателю следует пользоваться произведенной в детской психологии классификации различных сторон развития психики ребенка.

17.Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.

Периодизация строится на выделении возрастных особенностей.

Возрастные особенности - специфические для определенной стадии жизни анатомо-физиологические и психические качества. Исходное положение педагогической периодизации составляют этапы физического и духовного формирования, и, естественно, условия, в которых проходит воспитание.



Период новорожденности. Новорожденный ребенок – от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье. Уже в этот период ребенок начинает контактировать с окружающим миром посредством ощущений. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообразием действующих на него раздражителей – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

Младенческий возраст. Младенческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. Активно формируются психологические процессы и свойства личности. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Возникает предметность и константность восприятия. Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Ребенок овладевает умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать.

Раннее детство. Раннее детство – от года до 3 лет. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Характер общений существенно влияет на количество и разнообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать. В этом возрасте закладываются основные черты характера. Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающего мира.

Дошкольный возраст. Дошкольный возраст – от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания

мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализации его замыслов, желаний, стремлений.

Дошкольное детство делится на младший дошкольный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

18.Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста

Цель - разностороннее развитие и социализация воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.


Основными задачами являются:

  • охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;

  • формирование у воспитанников гуманного отношения к себе и окружающему миру, гуманных взаимоотношений с окружающими;

  • обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации и саморазвития;

  • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

  • взаимодействие с семьей с целью полноценного развития детей и повышения психолого-педагогической культуры родителей;

  • формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры;

  • обеспечение преемственности между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования.

19.Закономерности и принципы воспитания детей дошкольного возраста.

Принципы воспитания - исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания.

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулирует принцип воспитания — поддерживать и направлять потребность ребенка в активности

Принципы обучения — объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер.

Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение — движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.

Принцип научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.


Принцип наглядности основан на том, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда как слуховая поступает последовательно и ее получение занимает гораздо больше времени. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка.

Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системно.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Принцип осознания процесса обучения. Он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т.п.

20.Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.

Социально-правовая защита прав ребенка – это комплекс правовых, социально-экономических, психолого-медицинских мер, предпринимаемых государством и обществом для обеспечения оптимального физического, психического и социального развития растущего человека.

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, прежде всего, их физической и умственной незрелостью, потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования. Для обеспечения будущего, обществу необходимо здоровое развитие детей. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, охрану и укрепление здоровья, право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

1. Декларация прав ребенка (1959);

2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Республика Беларусь подписала и ратифицировала Конвенцию "О правах ребенка" в 1990 году. Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" принят 19 ноября 1993 года. Он аккумулировал основные положения Конвенции ООН "О правах ребенка". В 2000 году были внесены изменения и дополнения в закон, в результате чего появились новые статьи (например, "Право на бесплатный проезд", "Защита ребенком своих прав и интересов", "Право на имя" и др.). В настоящее время закон насчитывает 37 статей.