Файл: Предмет и задачи дошкольной педагогики Соврем педагогика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- хозяйственно-бытовой;
- труд в природе;
- ручной труд.
50. Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
Виды:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой;
- труд в природе;
- ручной труд.
Формы организации труда:
Поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-то. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую – то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Способы объединения детей в труде:
Труд рядом. Во второй младшей группе воспитатель часто даёт индивидуальные поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, дети трудятся рядом, в работе каждый независим. Это даёт ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В процессе работы ребенок получает представление о последовательности её выполнения, о требованиях, предъявляемых к результату.
Общий труд. В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела даёт возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.
Совместный труд. Используется с 6 лет. Особенность такого объединения – наличие ряда последовательных этапов. Возникает необходимость учёта трудоёмкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Дети неодновременно включаются в процесс деятельности. Совместный труд представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.
51. Teоретические основы образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Обучение в дошкольном возрасте - это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний, формирование умений и навыков в объеме, предусмотрен-ном программой воспитания в детском саду.
Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы.
Ведущая форма обучения в детском саду - занятие.
Результаты обучения как завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему. Отсюда процесс обучения включает деятельность обучающего - педагога (воспитателя) и активную деятельность обучающихся детей.
Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. Она является теорией образования и обучения детей дошкольного возраста. Определяет цели, разрабатывает содержание, методы и формы организации обучения, обеспечивающие всестороннее развитие дошкольников и подготовку их к обучению в школе.
К задачам обучения дошкольников относятся:
-
Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем. -
Развитие общего кругозора детей̆. -
Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности. -
Развитие познавательных процессов и мыслительных операций. -
Формирование умения ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу. -
Развитие любознательности и познавательных интересов детей. -
Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки. -
Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно-познавательной̆ деятельности. -
Формирование общей̆ и специальной̆ готовности детей̆ к школьному обучению.
Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения:
индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);
групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно.
коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;
самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающейся среде).
52. Дидактические принципы и специфика их реализации в обучении детей дошкольного возраста.
Дидактические принципы обучения – это основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.
1.Принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом.
2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил зоны ближайшего развития (то, что ребёнок сегодня делает сам) и актуального развития (то, что ребёнок сегодня делает с помощью взрослого).
3. Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Последовательность предполагает -усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.
4.Принцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом,
должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития.
5.Принцип наглядности. Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.
6. Принцип сознательности и активности. Знания будут прочными, когда при обучении мы опираемся на активность мысли, на активность знаний.
7. Принцип научности. Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем.
8. Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка.
9. Принцип связи обучения с жизнью. Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.
10. Принцип учета индивидуальных особенностей. Нужно знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальные способности, качества. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.
53. Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
Метод помогает усвоить основное содержание материала, приём помогает углубить обсуждаемый вопрос.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения поэтому вопросу.
Распространенной является классификация методов обучения по
источнику получения знаний.
В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
г) игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию.
1. К наглядным методам относятся:
- наблюдения;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- рассматривание игрушек, предметов.
-демонстрация опытов, кинофильмов.
К наглядным приёмам относится: показ картин, предметов, игрушек, образца, способа действия.
2. К словесным методам относятся:
- беседа;
-объяснение;
- рассказы воспитателей, детей;
- чтение художественной литературы.
К словесным приёмам относятся: вопросы, сравнение, пояснения, объяснения.
3. К числу игровых методов относятся:
- дидактическая игра;
- воображаемая ситуация в развёрнутом виде;
- роль.
Игровые приёмы: внезапное
появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации, имитация голоса, движения.
4. К группе практических методов обучения в детском саду относятся:
- упражнения;
- элементарные опыты;
- моделирование.
-продуктивная деятельность
54. Планирование образовательного процесса учреждения дошкольного образования.
Существуют общепринятые формы планирования:
Календарное планирование – планирование на каждый день недели;
Перспективное планирование– планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;
Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.
При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования: Краткость плана, его компактность; Детализация плана; Конкретность образовательных задач; Согласованность плана с деятельностью учреждения; Сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы и др. требования.
При планировании специально организованной деятельности учитываются занятия по образовательным областям: Физическая культура; Ребенок и общество; Элементарные математические представления; Ребенок и природа; Развитие речи; Обучение грамоте; Искусство.
Схема планирования:
1. Годовые задачи учреждения на учебный год
2. Источники планирования
3. Список детей группы по подгруппам
4. Нерегламентированная деятельность (это игра и другие виды деятельности по темам недели, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве)