Файл: Предмет и задачи дошкольной педагогики Соврем педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФОРМИРОВАНИЕ - процесс становления личности ребёнка в результате объективного влияния факторов: среда, наследственность, воспитание, собственная активность.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ-усвоение ребенком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время, данному обществу.

10. Источники развития дошкольной педагогики как науки.

Можно сказать, что одним из источников является народная педагогика- отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве: пословицах, песнях, сказках, обрядах и обычаях, загадках, мифах и сказаниях. В этом творчестве содержатся поучения и суждения по самым равным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми.

Так же источником развития являются идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Знание этих теорий помогает дошкольной педагогике не повторяться, учитывать накопленное. Так, учение Я.А.Коменского о материнской школе представляло собой первую попытку создания теории и методики дошкольного воспитания, определения его цели, содержания, основных средств и методов, предложения продуманной системы работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями. Ж.Ж.Руссо особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил. Педагогическая деятельность Песталоцци, его теории гармонического, природособразного развития сил и способностей детей, его теория элементарного образования, соединения обучения с производительным трудом оказали большое влияние на дальнейшее развитие теории и практики общественного и семейного воспитания. К.Д.Ушинский обосновал идею народности воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние на современное поколение педагогов. Источниками развития дошкольной педагогики как науки являются инструктивно-директивные документы в области дошкольного воспитания. Важными документами, оказывающими влияние на развитие ребенка, являются Закон об образовании, Образовательный стандарт ДО, положение УДО.


Огромное значение на развитие дошкольной педагогики как науки оказывают данные смежных наук: психологии, анатомии, языкознания, эстетики, этики и др. Так при разработке режима дня учитываются физиологические и психологические особенности детей раннего, дошкольного возраста. При организации учебного процесса обращается внимание на степень утомляемости детей, необходимость больше внимания отводить двигательной активности детей.+передовой педагогический опыт, современные прогрессивные теории и опыт зарубежных стран. В детском саду используют элементы системы Марии Монтессори. На страницах журнала "Пралеска" периодически публикуются находки в планировании, конспекты занятий, сценария праздников, новаторские методики (Е.Г.Ремизовская), представляется опыт воспитания и обучения детей за рубежом.

11. История развития дошкольной педагогики за рубежом (И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Ж-Ж Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори).

Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г.г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я.А.Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:

-указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа.

Для детей от рождения до 6 лет предназначается "материнская школа"

-выдвинул идею природособразности воспитания;

-обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми;

-важной задачей воспитания детей до б лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем; швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г.г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию.

-основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка

-выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;

-разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет.



-уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;

-в умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;

-создал "Книгу матерей

Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.

Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Для него основная задача воспитания, которое осуществляется людьми и вещами, заключается в том, чтобы согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка. Свободное воспитание вытекает из естественного права каждого человека на свободу. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека. Он отрицает авторитаризм в воспитании. Он выделил четыре возрастных периода:

- возраст младенца (0-2 г.), - детство или «сон разума» (2-12 лет), - отрочество (12-15 г.), - юность (15-18 г.).

Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г.г.) была создана система

воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека - выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами- строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.


МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г.г.) - итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания.

Ее прогрессивные идеи:

-впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;

-для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;

-определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид.материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;

-наряду с основной формой воспитания и обучения детей- самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность

-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.

-строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;

-детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;

-исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;

-считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.

12. Понятие детской субкультуры. Содержание детской субкультуры. Основные функции детской субкультуры.

Детская субкультура в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком— смысловое, пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.


Содержание детской субкультуры:

  • народные игры (хороводы, подвижные игры и др.);

  • детский фольклор (считалки, дразнилки, сказки, страшилки, загадки);

  • детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов);

  • детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши и др.);

  • детская магия и мифотворчество (призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы);

  • детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и др.);

  • детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

  • эстетические представления детей (рисунки, лепка, "секреты"); наделение прозвищами сверстников и взрослых.

Основные функции дет.субкультуры

Социализирующая функция. Смысл детской субкультуры для ребёнка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребёнок приобретает социальную компетентность в группе «равных».

Экспериментальная функция. Детская субкультура предоставляет ребёнку веер потенций для самореализации, поскольку содержит в себе некоторую систему своеобразных правил, разрешающих искажать, переворачивать, изменять, «выворачивать наизнанку», превращать в нечто иное элементы мира взрослых.

Психотерапевтическая функция. Детская субкультура создаёт ребёнку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий и вмешательств взрослого мира.

Прогностическая функция. Прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры проявляется в том, что она дает возможность ребенку сформировать алгоритм адекватного действия. В ней существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития

13. Влияние инновационных процессов в дошкольном образовании на тенденции

Актуальные тенденции развития дошкольной педагогики включают в себя следующие направления: дошкольная педагогика - педагогика развития (Кудрявцев), педагогика личностно ориентированного взаимодействия с детьми (Козлова, Комарова, Чу-мичева), гуманитарный подход к изучению ребенка-дошкольника (Гогоберидзе).