ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал
чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.
Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.
9. Диктант-«молчанка»
Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.
10. Лингвистический футбол
Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
11. Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант
Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания
учителя, быть независимым от мнения других.
Детям даётся установка:
- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.
1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)
2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)
3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)
4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)
5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)
6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.) Итого ответов: 001010.
12. Найди пару
Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.
1) Николай и не заметил,
надо прилежно учиться. 1 4
2) Скучен день до вечера,
установилась теплая, солнечная погода. 2 5
3) Чтобы получить хорошую профессию,
тихо шелестящих под ветром. 3 1
4) Которая бывает в начале сентября,
что стало светать. 4 2
5) Воздух пропитан ароматом трав,
ли делать нечего. 2 5
13. Умный редактор
Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.
Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...
1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.
- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения з
аписать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась смена.
14. «Снежный ком».
Цель: учиться строить предложение согласно нормам русского литературного языка.
Группе ребят предлагается вытянуть билет с одной буквой. Задание состоит в том, чтобы составить предложение, слова в котором начинались бы на эту букву. Каждый член группы добавляет своё слово, а за 10 секунд до окончания работы ребята корректируют предложение.
(Например: С середины среды серебряный снег с севера сыпался совершенно спокойно.)
15. Игра «Сдвиг».
Цель: найти и исправить случаи сдвига в предложениях, установить лексические нормы.
1.Медаль «За мужество в бою» (первоначальный вариант – «За отвагу»).
2.Можно ли быть равнодушным ко злу?
3.С свинцом в груди лежал он недвижим.
4.Слыхали ль вы за рощей в час ночной певца любви, певца своей печали?
5.И шаг твой землю тяготил.
6.Он с трепетом к княгине входит.
16.Игра «Неаккуратная фраза».
Цель: Определить причины смысловой неаккуратности фраз (двусмысленность, неоправданное употребление).
.
17.Игра «Пресс-клуб».
Цель: научить просмотровому (поисковому), реферативному и выборочному чтению.
Группы ребят получают пакеты свежих газет самого различного направления. Каждая группа выбирает одну из проблем, наиболее часто освещаемую в прессе: политическая жизнь, деловой мир, культура, спорт, здоровье и т.п..
За 30 минут нужно найти информацию по своей проблеме, обработать её (распределить в группе материал, роли, выстроить композицию выступления в эфире) и выйти с передачей.
Каждая группа демонстрирует результат своей работы. Анализируется выступление по критериям:
- качества «человека на трибуне»;
- актуальность и новизна содержания выбранного материала;
- качество сценических находок в подаче материала.
Выступления проводим в актовом зале за трибуной.
Подготовить игру помогают «Подсказки на каждый день» Угроватовой Т.Ю. (5 -7 классы), различные издания библиотечки «Первое сентября», материалы дистанционных курсов пед. Университета «Первое сентября».
Ученикам нравятся «узаконенные» подсказки. Некоторые из них:
КОЕ-, -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ –
Чёрточки не позабудь.
И при -ТАКИ, -КА и -ДЕ
Ставьте чёрточки везде.
Лишь частицы БЫ, ЖЕ, ЛИ
Без дефиса отдели.
Слитно пишутся предлоги
^ НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
НАПОДОБИЕ,
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ -
Знаю все наперечёт.
Применять можно дифференцированные игровые задачи (библиотечка «Первое сентября».
Задачи оцениваются баллами от 3-х до 5-ти.
Например, задания на 3 балла для учащихся 8-9 классов:
(А) бисектрисса; (Б) биссектрисса; (В) бисектриса; (Г) бесектриса; (Д) биссектриса.
2.В результате соединения каких частей речи получилось имя доктора Айболита?
(А) наречие + глагол; (Б) наречие + существительное; (В) междометие + глагол; (Д) существительное + существительное.
Задания на 4 балла:
1.Какое словосочетание нужно поставить вместо пропуска во фразу:
Это был________________,как медвежонок.
(А) некто иной; (Б) не кто иной; (В) кто не иной; (Г) ни кто иной; (Д) никто иной. (Б) – именно он.
2. Все приведённые ниже слова – устаревшие, но четыре устарели по одной причине, а одно – по другой. Какое?
(А) боярин; (Б) вече; (В) армяк; (Г) ямщик; (Д) чело. (Д) –архаизм (ЛОБ), остальные – историзмы.
Задания на 5 баллов.
1.Ознакомьтесь с предложениями на японском языке и их переводами:
Хэя-ни хаха-га иру – в комнате находится мама
Хэя-ни цукуэ-га иру – в комнате находится стол
Нива-ни икэ-га ару – во дворе находится пруд
Нива-ни нэко-га ару – во дворе находится кошка
Икэ-ни сакана-га иру - в пруду находится рыбка.
Как переводится на японский язык предложение: в комнате находится собака, -если известно, что по-японски собака –ину:
(А) ину-ни хэя-га иру;
(Б) хэя-га ину-ни ару;
(В) хэя-ни ину-га иру; +
(Г) хэя-ни ину-га ару;
(Д) хэя-ни ину-ни иру.
2.Сколько общих звуков в словах свойиовсяный?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. (Б) – J.
18. Кто в тереме живёт?
Цель: Заинтересовать учащихся предметом, подготовить к написанию лингвистических сказок.
Жили-были 10 дружных имён существительных:дуб, жёлудь, сани, ворота, сахар, тропинка, степь, конь, молоко, уверенность.Вот однажды шли они по лесу и оказались перед двумя теремами. Постучались в первый:
- Тук-тук, кто в тереме живёт?
А им отвечают:
- Здесь живут существительные, изменяющиеся по числам.
Постучали во второй – слышат:
- Здесь живут существительные, не изменяющиеся по числам.
Подумали. Посоветовались имена существительные и разошлись по разным теремам. Как вы думаете, кто из них живёт в первом, а кто – во втором тереме?
чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.
Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.
9. Диктант-«молчанка»
Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.
10. Лингвистический футбол
Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
11. Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант
Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания
учителя, быть независимым от мнения других.
Детям даётся установка:
- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.
1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)
2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)
3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)
4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)
5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)
6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.) Итого ответов: 001010.
12. Найди пару
Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.
1) Николай и не заметил,
надо прилежно учиться. 1 4
2) Скучен день до вечера,
установилась теплая, солнечная погода. 2 5
3) Чтобы получить хорошую профессию,
тихо шелестящих под ветром. 3 1
4) Которая бывает в начале сентября,
что стало светать. 4 2
5) Воздух пропитан ароматом трав,
ли делать нечего. 2 5
13. Умный редактор
Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.
Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...
1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.
- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения з
аписать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась смена.
14. «Снежный ком».
Цель: учиться строить предложение согласно нормам русского литературного языка.
Группе ребят предлагается вытянуть билет с одной буквой. Задание состоит в том, чтобы составить предложение, слова в котором начинались бы на эту букву. Каждый член группы добавляет своё слово, а за 10 секунд до окончания работы ребята корректируют предложение.
(Например: С середины среды серебряный снег с севера сыпался совершенно спокойно.)
15. Игра «Сдвиг».
Цель: найти и исправить случаи сдвига в предложениях, установить лексические нормы.
1.Медаль «За мужество в бою» (первоначальный вариант – «За отвагу»).
2.Можно ли быть равнодушным ко злу?
3.С свинцом в груди лежал он недвижим.
4.Слыхали ль вы за рощей в час ночной певца любви, певца своей печали?
5.И шаг твой землю тяготил.
6.Он с трепетом к княгине входит.
16.Игра «Неаккуратная фраза».
Цель: Определить причины смысловой неаккуратности фраз (двусмысленность, неоправданное употребление).
-
Вся команда сейчас находится в интересном положении! (Передача «Что? Где? Когда?» -
На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации. -
Горем и удивлением поразила его смерть всех немцев. (А.Н.Толстой) -
Старый поп, одной ногой уже вступивший в гроб, двух молодых венчал перед налоем. (А.С.Пушкин) -
От жениха князя Андрея получено было четвёртое письмо, из Риги. (Л.Н.Толстой) -
Крестьяне трудом своих рук поднялись на ноги. (Шк.соч-е) -
Обвинение премьер-министра было поддержано президентом. (Телепередача)
.
17.Игра «Пресс-клуб».
Цель: научить просмотровому (поисковому), реферативному и выборочному чтению.
Группы ребят получают пакеты свежих газет самого различного направления. Каждая группа выбирает одну из проблем, наиболее часто освещаемую в прессе: политическая жизнь, деловой мир, культура, спорт, здоровье и т.п..
За 30 минут нужно найти информацию по своей проблеме, обработать её (распределить в группе материал, роли, выстроить композицию выступления в эфире) и выйти с передачей.
Каждая группа демонстрирует результат своей работы. Анализируется выступление по критериям:
- качества «человека на трибуне»;
- актуальность и новизна содержания выбранного материала;
- качество сценических находок в подаче материала.
Выступления проводим в актовом зале за трибуной.
Подготовить игру помогают «Подсказки на каждый день» Угроватовой Т.Ю. (5 -7 классы), различные издания библиотечки «Первое сентября», материалы дистанционных курсов пед. Университета «Первое сентября».
Ученикам нравятся «узаконенные» подсказки. Некоторые из них:
КОЕ-, -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ –
Чёрточки не позабудь.
И при -ТАКИ, -КА и -ДЕ
Ставьте чёрточки везде.
Лишь частицы БЫ, ЖЕ, ЛИ
Без дефиса отдели.
Слитно пишутся предлоги
^ НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
НАПОДОБИЕ,
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ -
Знаю все наперечёт.
Применять можно дифференцированные игровые задачи (библиотечка «Первое сентября».
Задачи оцениваются баллами от 3-х до 5-ти.
Например, задания на 3 балла для учащихся 8-9 классов:
-
Согласно известной математической шутке такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам, - это:
(А) бисектрисса; (Б) биссектрисса; (В) бисектриса; (Г) бесектриса; (Д) биссектриса.
2.В результате соединения каких частей речи получилось имя доктора Айболита?
(А) наречие + глагол; (Б) наречие + существительное; (В) междометие + глагол; (Д) существительное + существительное.
Задания на 4 балла:
1.Какое словосочетание нужно поставить вместо пропуска во фразу:
Это был________________,как медвежонок.
(А) некто иной; (Б) не кто иной; (В) кто не иной; (Г) ни кто иной; (Д) никто иной. (Б) – именно он.
2. Все приведённые ниже слова – устаревшие, но четыре устарели по одной причине, а одно – по другой. Какое?
(А) боярин; (Б) вече; (В) армяк; (Г) ямщик; (Д) чело. (Д) –архаизм (ЛОБ), остальные – историзмы.
Задания на 5 баллов.
1.Ознакомьтесь с предложениями на японском языке и их переводами:
Хэя-ни хаха-га иру – в комнате находится мама
Хэя-ни цукуэ-га иру – в комнате находится стол
Нива-ни икэ-га ару – во дворе находится пруд
Нива-ни нэко-га ару – во дворе находится кошка
Икэ-ни сакана-га иру - в пруду находится рыбка.
Как переводится на японский язык предложение: в комнате находится собака, -если известно, что по-японски собака –ину:
(А) ину-ни хэя-га иру;
(Б) хэя-га ину-ни ару;
(В) хэя-ни ину-га иру; +
(Г) хэя-ни ину-га ару;
(Д) хэя-ни ину-ни иру.
2.Сколько общих звуков в словах свойиовсяный?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. (Б) – J.
18. Кто в тереме живёт?
Цель: Заинтересовать учащихся предметом, подготовить к написанию лингвистических сказок.
Жили-были 10 дружных имён существительных:дуб, жёлудь, сани, ворота, сахар, тропинка, степь, конь, молоко, уверенность.Вот однажды шли они по лесу и оказались перед двумя теремами. Постучались в первый:
- Тук-тук, кто в тереме живёт?
А им отвечают:
- Здесь живут существительные, изменяющиеся по числам.
Постучали во второй – слышат:
- Здесь живут существительные, не изменяющиеся по числам.
Подумали. Посоветовались имена существительные и разошлись по разным теремам. Как вы думаете, кто из них живёт в первом, а кто – во втором тереме?