Файл: Игровые технологии на уроках русского языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал

чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.

Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.

9. Диктант-«молчанка»

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол­-яблока, полсливы и т. д.

10. Лингвистический футбол

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

11. Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант

Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания
учителя, быть независимым от мнения других.

Детям даётся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)

6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.) Итого ответов: 001010.

12. Найди пару

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.

1) Николай и не заметил,

надо прилежно учиться. 1 4

2) Скучен день до вечера,

установилась теплая, солнечная погода. 2 5

3) Чтобы получить хорошую профессию,
тихо шелестящих под ветром. 3 1

4) Которая бывает в начале сентября,

что стало светать. 4 2

5) Воздух пропитан ароматом трав,

ли делать нечего. 2 5

13. Умный редактор

Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...

1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения з

аписать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась смена.

14. «Снежный ком».

Цель: учиться строить предложение согласно нормам русского литературного языка.
Группе ребят предлагается вытянуть билет с одной буквой. Задание состоит в том, чтобы составить предложение, слова в котором начинались бы на эту букву. Каждый член группы добавляет своё слово, а за 10 секунд до окончания работы ребята корректируют предложение.

(Например: С середины среды серебряный снег с севера сыпался совершенно спокойно.)

15. Игра «Сдвиг».

Цель: найти и исправить случаи сдвига в предложениях, установить лексические нормы.

1.Медаль «За мужество в бою» (первоначальный вариант – «За отвагу»).

2.Можно ли быть равнодушным ко злу?

3.С свинцом в груди лежал он недвижим.

4.Слыхали ль вы за рощей в час ночной певца любви, певца своей печали?

5.И шаг твой землю тяготил.

6.Он с трепетом к княгине входит.

16.Игра «Неаккуратная фраза».

Цель: Определить причины смысловой неаккуратности фраз (двусмысленность, неоправданное употребление).



  1. Вся команда сейчас находится в интересном положении! (Передача «Что? Где? Когда?»


  2. На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации.


  3. Горем и удивлением поразила его смерть всех немцев. (А.Н.Толстой)


  4. Старый поп, одной ногой уже вступивший в гроб, двух молодых венчал перед налоем. (А.С.Пушкин)


  5. От жениха князя Андрея получено было четвёртое письмо, из Риги. (Л.Н.Толстой)


  6. Крестьяне трудом своих рук поднялись на ноги. (Шк.соч-е)


  7. Обвинение премьер-министра было поддержано президентом. (Телепередача)



.


17.Игра «Пресс-клуб».

Цель: научить просмотровому (поисковому), реферативному и выборочному чтению.

Группы ребят получают пакеты свежих газет самого различного направления. Каждая группа выбирает одну из проблем, наиболее часто освещаемую в прессе: политическая жизнь, деловой мир, культура, спорт, здоровье и т.п.. 

За 30 минут нужно найти информацию по своей проблеме, обработать её (распределить в группе материал, роли, выстроить композицию выступления в эфире) и выйти с передачей.

Каждая группа демонстрирует результат своей работы. Анализируется выступление по критериям:

- качества «человека на трибуне»;

- актуальность и новизна содержания выбранного материала;

- качество сценических находок в подаче материала.


Выступления проводим в актовом зале за трибуной.


Подготовить игру помогают «Подсказки на каждый день» Угроватовой Т.Ю. (5 -7 классы), различные издания библиотечки «Первое сентября», материалы дистанционных курсов пед. Университета «Первое сентября».

Ученикам нравятся «узаконенные» подсказки. Некоторые из них:

 КОЕ-, -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ – 

Чёрточки не позабудь.

И при -ТАКИ, -КА и -ДЕ

Ставьте чёрточки везде.

Лишь частицы БЫ, ЖЕ, ЛИ

Без дефиса отдели.


Слитно пишутся предлоги

^ НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
НАПОДОБИЕ,

ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ - 
Знаю все наперечёт.


Применять можно дифференцированные игровые задачи (библиотечка «Первое сентября».

Задачи оцениваются баллами от 3-х до 5-ти.


Например, задания на 3 балла для учащихся 8-9 классов:




  1. Согласно известной математической шутке такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам, - это:


(А) бисектрисса; (Б) биссектрисса; (В) бисектриса; (Г) бесектриса; (Д) биссектриса.

2.В результате соединения каких частей речи получилось имя доктора Айболита?

(А) наречие + глагол; (Б) наречие + существительное; (В) междометие + глагол; (Д) существительное + существительное.


Задания на 4 балла:

1.Какое словосочетание нужно поставить вместо пропуска во фразу:


Это был________________,как медвежонок.

(А) некто иной; (Б) не кто иной; (В) кто не иной; (Г) ни кто иной; (Д) никто иной. (Б) – именно он.

2. Все приведённые ниже слова – устаревшие, но четыре устарели по одной причине, а одно – по другой. Какое?

(А) боярин; (Б) вече; (В) армяк; (Г) ямщик; (Д) чело. (Д) –архаизм (ЛОБ), остальные – историзмы.

Задания на 5 баллов.

1.Ознакомьтесь с предложениями на японском языке и их переводами:

Хэя-ни хаха-га иру – в комнате находится мама

Хэя-ни цукуэ-га иру – в комнате находится стол

Нива-ни икэ-га ару – во дворе находится пруд

Нива-ни нэко-га ару – во дворе находится кошка

Икэ-ни сакана-га иру - в пруду находится рыбка.

Как переводится на японский язык предложение: в комнате находится собака, -если известно, что по-японски собака –ину:

(А) ину-ни хэя-га иру;

(Б) хэя-га ину-ни ару;

(В) хэя-ни ину-га иру; +

(Г) хэя-ни ину-га ару;

(Д) хэя-ни ину-ни иру.

2.Сколько общих звуков в словах свойиовсяный?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. (Б) – J. 


18. Кто в тереме живёт?

Цель: Заинтересовать учащихся предметом, подготовить к написанию лингвистических сказок.

Жили-были 10 дружных имён существительных:дуб, жёлудь, сани, ворота, сахар, тропинка, степь, конь, молоко, уверенность.Вот однажды шли они по лесу и оказались перед двумя теремами. Постучались в первый:

- Тук-тук, кто в тереме живёт?

А им отвечают:

- Здесь живут существительные, изменяющиеся по числам.

Постучали во второй – слышат:

- Здесь живут существительные, не изменяющиеся по числам.

Подумали. Посоветовались имена существительные и разошлись по разным теремам. Как вы думаете, кто из них живёт в первом, а кто – во втором тереме?