ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
35. Конкурс «Лицедеи».
По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
Стоять на задних лапках. | Не находить места. |
Прикусить язык. | Намылить шею. |
Попасть не в бровь, а в глаз. | Зарубить на носу. |
Ломать голову. | В рот воды набрал. |
36. На вопрос ответь фразеологизмом.
(Ответить фразеологизмом.) Как можно:
-
Сильно краснеть? (До корней волос.) -
Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.) -
быстро бежать? (Сломя голову.) -
Промокнуть? (До костей.) -
Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.) -
Громко кричать? (Во все горло.)
37.Разгадай кроссворд
-
Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги. -
Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул. -
Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей. -
Диалектное слово. -
Яма, наполненная водой. -
Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы). -
Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине. -
Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты. -
Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме). -
Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона. -
Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец. -
Диалектное слово. Конечно, разумеется.
38.Закончить предложение фразеологизмами.
1.Он долго не мог дать ответ,….(тянул кота за хвост)
2.Мальчик смотрел на изображение , как…..( баран на новые ворота)
3.Товарищ не говорил правды, всех нас… (водил за нос)
4.Юноша с детства приучен к труду, он не будет… (сидеть на шее)у родителей.
5.Верят в мои успехи люди, но есть и такие, …(вставляет палки в колеса)
6.Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …(.сел в калошу)
7.Близнецы были похожи как... (две капли воды).
8.Пишет неаккуратно и неразборчиво, как... (курица лапой).
9.Главная задача школьника – учиться, запомните это, …(зарубить на носу)
39. Подбираем паронимы к словам.
-
Драматический - …(драматичный). -
Дружеский - …(дружелюбный). -
Существо - …(сущность). -
Единственный - …(единый). -
Злой - …(злостный). -
Искусно - …(искусственно). -
Подпись - …(роспись). -
Заглавный - …(главный). -
Наследие - …(наследство). -
Гнездовье - …(гнездо). -
Безответный - …(безответственный). -
Пустошь - …(пустырь).
40.Сгруппируйте парами антонимы.
1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.
Ключ: 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 - 22, 12 - 23.
41.Подберите синонимы.
1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.
Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.
42. Игра - конкурс «Как об этом говорят?»
Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
Подбери фразеологизм к его толкованию. За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1 балл.
Подбери фразеологизм | Ответы |
1. Овладевать собой, успокаиваться. 2. Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным. 3. Прежде всего, в первую очередь. 4. Недружно, в постоянной ссоре. 5. Становиться благоразумнее, образумливаться. 6. Тревожить, беспокоить кого-нибудь. 7. Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком или о чём. 8. Совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует. 9. Помогать в трудную минуту, выручать. 10. Временно, незаконно. 11. Поступать так, как прежде, в молодости. 12. Перестать беспокоить, тревожить кого-либо. 13. Притворяться, прикидываться, не быть самим собой. 14. Очень близко, рядом. 15. Постепенно, неуклонно, последовательно. 16. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 17. Прийти в состояние крайнего раздражения. 18. Усиленно думать над трудным вопросом. 19. Всё хорошо, всё в порядке (об успешном завершении дела). 20. Иногда, не часто. | 1. Брать себя в руки. 2. Бросаться в глаза кому-либо. 3. В первую голову. 4. Как кошка с собакой. 5. Браться за ум. 6. Не давать покоя. 7. Болеть душой. 8. Как с гуся вода. 9. Протянуть руку помощи. 10. На птичьих правах. 11. Тряхнуть стариной. 12. Оставить в покое. 13. Играть роль. 14. В нескольких шагах. 15. Шаг за шагом. 16. Выходить в люди. 17. Выйти из себя. 18. Ломать голову. 19. Дело в шляпе. 20. Время от времени. |
43. «Диалекты»
В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются?
Задание: определить лексическое значение диалектизма. Ответ дает первый, кто знает.
1.Ноговицы – носки
-
Юница - девочка-подросток -
Однокорытник – одкокашник -
Издёвленок – шутник, острослов -
Хлопанцы – шлёпанцы -
Шмыгало – подвижный человек -
Провинка – ошибка -
Седмица – неделя -
Рех – дыра, отверстие (ср. прореха) -
Подлокотник – помощник (ср. подручный)
44.«Старое – новое»
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д.
-
Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник) -
Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость) -
Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник) -
Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик) -
Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый) -
Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь) -
Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба) -
Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)
45. «Этимологический словарь».
Сейчас игроки попробуют себя в роли настоящих этимологов. Дело в том, что их сверстники составили маленькие словарики из предложенных им слов. Посмотрите, что у них получилось.
I
Астрология- раздел ботаники, где рассказывается о разведении астр.
Бездарь- тот, кому ничего не подарили.
Графин- муж графини.
Дурман- глупый человек.
II
Жатва- обмен рукопожатиями.
Пломбир- стоматолог.
Стриж- парикмахер.
Тысячелистник- толстый роман.
III
Хлопоты- аплодисменты.
Четвертовать- выставить оценки за четверть.
Этажерка- соседка по этажу.
Противень- мерзавец, гадкий тип.
Ваша задача: пользуясь словарем, исправить ошибки ваших сверстников и найти верное толкование слов. Победит та команда, которая благодаря своим слаженным действиям первая выполнит задание.
III.Игры по морфемике и словообразованию.
1.Игра «Чьё гнездо больше?»
Цель: развитие навыка словообразования.
В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.
2.Игра «Аббревиатура» (для старших классов).
Цель: развитие навыков культуры речи.
Составьте аббревиатуры таки образом, чтобы избежать нежелательной омонимии.
Словосочетание | Существующая аббревиатура | Предпочтительный вариант |
1.войска особого назначения 2.Московский углехимический институт 3.гаубичный артиллерийский дивизион 4.Московский университет леса 5.периферийное устройство 6.начальник ветеринарной части 7.начальник воздушного флота 8.федеральная авиационная служба 9.Ленинградский государственный архив литературы и искусства 10.институт востоковедения Академии наук | ВОН МУХИН ГАДи МУЛ ПФУ навет навоздух ФАС ЛГАЛИ ИВАН | ОСНАЗ УХИМ АГД МЛУ УПФ ветнач ВФН ФСА ЛГАИЛ ИАНиВ |
3. Игра «Домино»
Цель: закрепить тему «Морфемика и словообразование»
Инструкция: разрезать на полоски, раздать детям по одному. Начинается игра с цифры один.
1.Формы слова | Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово |
Морфемика | Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении |
Окончание | Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово |
Основа | Главная значимая часть слова, в котором заключено общее значение всех однокоренных слов |
Корень | Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень, образуют… |
Однокоренные слова | Раздел науки о языке, в котором изучается от чего и с помощью чего образованы слова |
Словообразование | Слова, состоящие из двух (реже трех) корней |
Сложные слова | Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов |
Приставка | Сложное слово, состоящее из сокращенных основ |
Сложносокращенное слово | Значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов |
Суффикс | В основе слова заключается его… |
Лексическое значение | Корень, суффикс, окончание приставка – это… |
Морфемы | Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный – это… |
Морфемные способы образования слов | Окончание образует |