ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Игра «Не угоди в ловушку!»
- Распределите слова в три столбика. (Работа в группах)
Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.
| | |
С падежным окончанием | С нулевым окончанием | Без окончания (неизменяемые слова) |
| | |
Ответы:
| | |
С падежным окончанием | С нулевым окончанием | Без окончания (неизменяемые слова) |
Осенний | шиповник | вдруг |
травы | день | неожиданно |
сырой | холодок | сегодня |
шипы | расцвёл | |
туманный | цветок | |
канавы | | |
шиповника | | |
5.Игра «Четвёртое лишнее».
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните лишнее слово в каждой строке.
1. Бархатц.., бац..лла, принц..п, ц..фра.
2. Биостанц..я, вакц..на, ц..клон, ц..ган.
3. Дирекц..я, квитанц..я, кобылиц..н, ц..гейка.
4. Куриц..н, лекц..я, ц..вилизованный, ц..када.
Ответ:
Бархатцы, бацилла, принцип, цифра.
Биостанция, вакцина, циклон, цыган.
Дирекция, квитанция , кобылицын , цигейка.
Курицын, лекция, цивилизованный, цикада.
6.Игра «Просигналь!»
Задание:
- Подбери однокоренные антонимы к словам: Отвечайте хором.
С помощью карточек подавайте мне сигнал, какую букву вы напишите на конце приставок(З или С?).
звёздное - беззвёздное
полюбить- разлюбить
грамотный- безграмотный
корыстный- бескорыстный
шумный- бесшумный
радостный - безрадостный
опасный- безопасный
лунная- безлунная
водный- безводный
7.Игра «Найди пару!»
Переведи значение приставки! У каждого обучающегося карточка с приставкой, во время игры каждый находит свою пару.
Дети встают в два круга, образуя карусель, и движутся по кругу сначала медленно, а потом всё быстрее:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише, карусель остановите!
Раз и два, раз и два. Вот и кончилась игра.
В центр выходи, себе пару подбери!
Аква- | Поли- | Псевдо- | Био- |
Экс- | Вице- | Терра- | Кардио- |
Контр- | Аэро- | Фило- | Гео- |
Игры по словообразованию:
8."Словесный мяч" Игра состоит в том,чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное. В игру можно играть вдвоём. Один "кидает" слово, другой ему в ответ "бросает" проверочное. 9."Кто лучше знает карту?" Эту игру можно провести при повторении правописания прилагательных с суффиксами -СК-, -К-. В один столбик записать названия известных учащимся государств, а в другой - образованные от них прилагательные. Венгрия - венгерский, Польша - польский и т.д. 10.Логогрифы С твёрдым «л» я на стене, Книги, например, на мне, Но, как только «л» смягчите, Сразу в танец превратите. (полка – полька) С твёрдым «р» - коллектив певцов, С мягким – хищный зверёк с ценным мехом (хор – хорь) Я по России протекаю, Я всем известна. Но когда Ко мне прибавишь букву с краю, Свое значенье я меняю И птицей становлюсь тогда. (Волга – иволга) Добавим к ноте букву «М» — Сразу станет нужен всем: В нем живет моя семья — Мама, папа, братик, я! (до – дом) Несет меня с трудом старик. Но если «Ю» прибавишь — вмиг К нему придет на помощь тот, Кто без труда меня несет. (ноша – юноша) 11.Шарады Шарада (франц. "беседа”). Первые шарады появились в VI веке, российская история этих затей началась в XVIII веке. Шарада – загадка, в которой задуманное слово разбивается на слоги, а потом эти части и всё слово целиком описываются по отдельности. *** Возьми начало – и в крокет играй Найди антоним слова "рай” В конце союз поставишь, И будет то, что ты читаешь. (Шарада) *** Корень тот же, что и в слове сказка Суффикс тот же, что и в слове извозчик Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик) *** Корнем с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс, как и в слове "дневник" Целым же в космос проник. (Спутник) *** Корень мой находится в цене В оценке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка) *** Корень извлечь из начинки несложно, Приставка в сосуде храниться надёжно, Суффикс в гудении явно услышишь Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение) *** Первый слог мой есть приставка, Трудная порой для многих. Слог второй - английский мальчик Иль синоним слова "битва". А всё вместе мы на море Очень часто наблюдаем. Это лёгкая шарада, Посидим - и отгадаем. (При-бой) *** В начале - междометие, Что вправе стать предлогом. Затем вид поселения- Второй и третий слоги. А слово всё ты там ищи, Где производят овощи. А коль обратно прочитаешь, То цену им тотчас узнаешь. (О-город) *** Мой первый слог в родстве с водой. Второй - в соседстве с бородой. А целое - на море Иль на речном просторе. (Пар-ус) *** Первая моя частица Между числами таится. Часть виорую ты увидишь, Только если к людям выйдешь. Ну а целое найдём Там, где мы с тобой живём. (Сто-лица) *** Без танцев первый слог немыслим. Согласье значит слог второй. А целое - попа работник, Из сказки Пушкина герой. (Бал-да) *** Мой первый слог - вороны крик. Лицо святого - слог второй. Я в целом ростом невелик. Порою - сказочный герой. (Кар-лик) *** Первый слог мой - мера веса. Второй - дерево из леса. А в целом такая картина: Порода собаки Мальвины. (Пуд-ель) 12.Метаграммы Первую метаграмму (meta – между, gramma – буква) 29 марта 1879 года поместил в журнале "Ярмарка тщеславия” английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки "Алиса в стране чудес” и "Алиса в Зазеркалье”. Для неё он использовал такие слова: начальное – head (голова), конечное – tail (хвост). Чтобы преобразовать одно существительное в иное, цепочку промежуточных слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой и не нарушают порядок расстановки всех букв, требовалось отыскать. Со звонким – я цветов царица С глухим – лишь капелька водицы. (Роза – роса) С глухим шипящим – круглый он, как мяч Со звонким – как огонь горяч. (Шар – жар) Изменив одну букву, превратите химический радиоактивный элемент в грузоподъёмную машину. (уран – кран) Изменив одну букву, превратите реку в Италии в хищное животное. (Тибр – тигр) Изменив одну букву, превратите сооружение для ремонта кораблей в породу собак. (док – дог) Изменив одну букву, превратите инструмент плотника в благородный металл. (долото – золото) С буквой «г» - деталь для скрепления чего-нибудь путём навинчивания, с буквой «м» - одежда. (гайка – майка) Со мною связаны навеки Моря, пруды, озёра, реки. А если Г на Т заменишь, Меня на голову наденешь. (Берег - берет) Я должна открыться перед вами: Хитрою считаюсь я плутовкой. Деревом с душистыми цветами Стану, если С на П заменишь ловко. (Лиса - липа) Меня обычно составляют, Готовясь к будущим делам. Но если Н на Щ сменяют, То осенью я нужен вам. (План - плащ) С буквой Щ я небольшой лесок. Щ на З смените - перед вами Потрясающей красы цветок, Только, к сожалению, с шипами. (Роща - роза) С А завяжем мы его Где-нибудь для украшения. С И опять завяжем, но Для успешного лечения. (Бант - бинт) 13.Лингвистические задачи I. Какое слово вы исключите (учитывая характер приставки)? Почему? Подорожник Подозрение Подержать II. Какую пару слов вы исключите? Почему? Повар – повариха, ткач – ткачиха, электрик – электричка журналист – журналистка, ученик – ученица, мельник – мельница ростовчанка – ростовчанин, украинец – украинка, машинист – машинистка III. Вспомнить и написать как можно больше слов, в которых а – 2 приставки б – два корня в – 2 суффикса IV. Подобрать синонимы к словам затруднение, граница, предместье, сознаваться, трогать с приставками при – пре- 14.Омонимы – загадки. ***Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос) *** В тетради я бываю косая и прямая В другом своем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (Линейка) *** Я в дверях, я в замке, Я и в нотной строке, Я и гайку отверчу И могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку разгадать. (Ключ) 15."Игровой диалог с приставками” - игра имеет коммуникативный характер, способствует развитию речи, рекомендуется к использованию на заключительных уроках по теме "приставка”. "Сказки” дают массу возможностей для творчества детей. Задачи сочинить сказку, ставящаяся перед детьми, даёт возможность учителю полноценно проверить процесс усвоения темы, так как творчество всегда индивидуально. Сказки развивают литературные способности детей, дают возможность учителю осуществить межпредметные связи, показать значимость, полученных в курсе "Словообразование” знаний. Игровой диалог с приставками. Ведущей будет называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову "подключить”, ой, нет, приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: В - ! Что вы сделаете? (Включим телевизор) А если я скажу: - Пере -? (Переключим на другую программу) Вы..? (Выключим) Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: - Подо? (Пододвинемся к Вам вместе со стульями) А если я скажу: Ото - ? (Тогда отодвинемся) Какой вывод можно сделать из этой игры? (Каждая приставка несёт определённый смысл) Да, правильно. Именно благодаря этому мы прекрасно понимаем друг друга. 16.Отыщите приставки 1. Определите, какие из данных слов имеют приставку ПО-, приставку ПОД- или ПОДО- и какие вовсе не имеют приставку. Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить, подождать, подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник. 2. Определите, в каких словах имеется приставка НА-, приставка НАД- и где приставки нет. Надоить, надоесть, надоконный, надолбить, надоумить, надобность, надорваться, надолго. |
17.Игра-конкурс «Строители»
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.
МЕ( )ОЛАД ФОР( )НИК ЖЕЛ( )СИН ТАМ( )КА ВАМ( )АТ ДРА( )УРА КИШ( )ЕЙ
КАР( )ЕМЕЦ ВАМ( )АМИДА ВОС( )АРЬ ВОК( )ЕЖЬ ПО( )ОТОК У( )ОВА
ГОР( )ОЛАД НА( )НЯ ЗА( )ЕЦ СВИР( )НИК КАР( )НА ПО( )АТКА АМ( )АК
ГО( )КОТ КОВ( )НЯ КАБ( )ОШКО
IV. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры.
1. «Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
2. «Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
3. Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел),цветок роза (девочка Роза),плодородная земля (планета Земля),вкусный изюм (город Изюм).
4. Игра «Помоги Пете Ошибкину»
Например:
1) В слове вьюгаПетя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в-перед гласной ю, скоторой начинается корень юг,пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2) В слове соленыйПетя написал гласную а.«Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?
3) Не былПетя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал».Почему он неправ?
4) Ненавидел ктетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
5) ШепотПетя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6) РасчистилПетя написал с буквой з.Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
7)
ЦыганПетя написал с и.«В конце слова после цпишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечьпишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастилиу Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый.А как надо?
5. Игра «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся-в глаголах» и др.
6. Игра «Справочное бюро»
Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учатся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.
7. Словарный диктант
Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.
8. Диктант - шутка
Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.
* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на