ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФГБОУ ВО
«Сибирский государственный университет водного транспорта»
Кафедра «Теория корабля, судостроения и технологии материалов»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
РАСЧЕТ МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВ СУДНА
Проект 781
Оглавление
Осадка средняя 10
ВВЕДЕНИЕ
Курсовой проект включает в себя задачи по расчету основных параметров, определяющих плавучесть, остойчивость, ходкость, качку, прочность, мореходность судна и их оценку с позиций требований Правил Российского Речного Регистра (РРР) к грузовым судам смешанного “река-море” плавания. В частности, решение практических задач эксплуатационного характера по выбору рационального грузового плана и балластировки судна, определению экономической скорости хода, а также задач, связанных с обеспечением живучести судна в аварийных ситуациях.
Решение большинства из перечисленных задач основывается на материалах, содержащихся в судовой документации, наличие которой на борту судна обязательно. Выполнение большинства разделов курсового проекта моделирует профессиональные функции, исполняемые лицами комсостава экипажа.
Для разработки проекта задано грузовое судно серийного проекта 2-95. Требуется решить вопросы по рациональному размещению грузов на судне и его балластировке для обеспечения наилучших параметров посадки, с одновременным контролем начальной остойчивости судна и прочности корпуса. Проверить соответствие остойчивости судна требованиям Правил РРР по основному критерию, с построением диаграмм остойчивости и определением действующих и допускаемых кренящих моментов; определить параметры свободной качки судна и на штормовой диаграмме выделить зоны опасных, по условию качки, курсовых углов; рассчитать параметры посадки и остойчивости судна в аварийной ситуации, связанной с затоплением части корпуса; рассчитать и построить ходовые характеристики судна, позволяющие оперативно решать вопросы по определению скорости хода, расчету ходового времени и потребного запаса топлива на рейс.
В соответствии с изложенным, курсовой проект состоит из шести разделов со следующими наименованиями.
-
Расчет параметров посадки и остойчивости судна в грузу и в балластном пробеге. -
Контроль прочности корпуса. -
Проверка остойчивости судна по Правилам Регистра. -
Расчет непотопляемости. -
Определение характеристик качки судна, опасных курсовых углов и скоростей хода. -
Расчет и построение ходовых характеристик судна.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
ПРОЕКТ 2-95
Характеристика | Обозначение | Размерность | Значение |
Грузоподъемность | Q | т | 2000 |
Длина расчетная | L | м | 92 |
Ширина | B | м | 13 |
Высота борта | H | м | 5,5 |
Водоизмещение порожнем | Dп | кН | 10000 |
Осадка расчетная | T | м | 3,4 |
Коэффициент общей полноты | δ | – | 0,78 |
Аппликата ЦТ порожнем | zп | м | 4 |
Абсцисса ЦТ порожнем | xп | м | -7,8 |
Мощность | ∑P | кВт | 970 |
Частота вращения | n0 | об/мин | 330 |
Тип движителей | – | – | A |
Число винтов | X | – | 2 |
Диаметр винта | Dв | м | 1,6 |
Шаг винта | P | м | 1,85 |
Скорость судна | V0 | км/ч | 19,5 |
К расчету непотопляемости: аварийный отсек – Машинное Отделение
К расчету качки: длина волны 45 м.
Грузы, предназначенные к перевозкам:
Наименование грузов | Удел.-погруз. объем ν, м3/т | Масса грузов, в долях от Q | Масса грузов, в тоннах , m | Объем грузов, в м3, V |
Минерально-строительные | 0,8 | 0,3 | 600 | 480 |
Тарно- штучные | 2 | 0,2 | 400 | 800 |
Контейнеры | 2,6 | 0,15 | 300 | 780 |
Лес | 1,9 | 0,2 | 400 | 760 |
Исходные данные получил: Руководитель курсового
07.08.2018г._____________________ проектирования
(дата) (подпись обучающегося) __________________
(подпись)
-
РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ПОСАДКИ И НАЧАЛЬНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОВ ОТСЕКАМ И БАЛЛАСТИРОВКА СУДНА
1.1 Расчет посадки судна в грузу
Предназначенные к перевозке грузы, определенные индивидуальным заданием, рационально размещаем в трюмах и на палубе корабля с тем, чтобы при минимально необходимой балластировке обеспечить наилучшие параметры посадки и начальной остойчивости, максимально возможный запас плавучести и благоприятные характеристики качки. При этом стремимся к удовлетворению следующих требований.
-
Средняя осадка в рейсе не должна превышать расчетную, т.е.
T Tср.
-
Осадка носом не должна превышать осадку кормы, т.е.
Tк Tн
.
-
Из условия отсутствия слеминга (т.е гидродинамических ударов носовой частью о воду) осадка носом должна быть достаточной (согласно правил РРР осадка носом должна быть больше 1.7 м при всех состояниях загрузки судна).
Осадка кормой должна обеспечивать достаточное погружение винта, т.е.
Tк1,25Dв.
-
Поскольку суда смешанного плавания располагают избыточной начальной остойчивостью, стремимся к уменьшить значения начальной поперечной метацентрической высоты для более плавной качки судна на волнении.
1.2 Расчёт параметров посадки судна в грузу
При размещении грузов, определении потребных объемов грузовых помещений и координат центров тяжести грузов руководствуемся следующими рекомендациями:
-
Большие массы грузов размещать в центральных трюмах; -
Соотношение между массой и объемом груза устанавливается удельно-погрузочным объемом (см. таблицу 1), при этом
V = m *
на эпюре емкостей (см. Приложение А, рисунок А1) следует отметить уровни грузов в трюмах и снять соответствующие координаты центров тяжести помещений xi и zi .
3 Контуры палубного груза изобразить на эпюре и снять координаты центра тяжести палубного груза. Дальнейший расчет целесообразно вести в табличной форме (см. таблицу 1.1)
Таблица 1.1- Расчет координат и статистических моментов грузов
Дедвейт | Масса mi | Объём Vi | Вес Pi | Коорд. ЦТ | Cтатич. моменты | |||
т | м3 | кН | xi | zi | Pixi ,кНм | Pizi, кНм | ||
Трюм№1 Контейнеры | 300 | 780 | 2940 | 27 | 2 | 79380 | 2880 | |
Трюм№2 лес, тарно-штучные | 210 | 400 | 5978 | 5 | 2,9 | 29890 | 17336,2 | |
400 | 800 | 5 | 1,7 | |||||
Трюм№3 лес, строй-материалы | 155 | 220 | 7399 | -15 | 2,7 | -110985 | 20347,25 | |
600 | 480 | -15 | 1,6 | |||||
Палуба №1 Лес | 74 | 140 | 725,2 | 27 | 3,6 | 19580,4 | 2610,72 | |
Сумма∑ | – | – | 17042,2 | – | – | 17865,4 | 46174,17 | |
Примечание: Pi=gmi [кН] - вес груза, где g=9,81 м/c2 - ускорение свободного падения. |
По табличным данным рассчитываем координаты центра тяжести дедвейта x и z и координаты центра тяжести судна с грузом без балласта – x и z по следующим выражениям:
x∆= Pixi /Pi; (1.1)
z∆= Pizi/ Pi; (1.2)
xg`=x∆(Pi)+Dпxп / Dп + (Pi); (1.3)
zg`= z∆(Pi)+Dпzп/ Dп + (Pi); (1.4)
Результаты расчетов представлены в таблице 1.2 по зависимостям формул (1.1)…(1.4)
Таблица 1.2 – Результаты расчетов по выражениям (1.1)…(1.4)
Параметр | Результат | Размерность |
x∆ | 1,048 | м |
z∆ | 2,709 | м |
xg | -2,223 | м |
zg | 3,186 | м |
Для судна с водоизмещением D`=Dп+Pi=10000+17042,2=27042,2кН определяем параметры посадки в следующем порядке:
-
По грузовому размеру D = f (T) по кривым элементов плавучести определяем среднюю осадку судна в грузу без балласта – T `ср=3 м; -
Для этого значения T `ср = 3 м с кривых элементов снимаем значения
xc= -2 м , xf= -3,3 м , zc=1.5 м , r = 4,8 м и R= 200 м;
-
Подсчитываем угол дифферента и осадки оконечностей по выражениям:
-продольная метацентрическая высота
H=R+zc - zg`; (1.5)
-угол дифферента
`= (xg`-xc)/H; (1.6)
-осадка носом
Tн`= Tср`+(0,5L - xf )`; (1.7)
-осадка кормой
Tк`= Tср`-(0,5L + xf )`; (1.8)
Подсчитываем значения начальной поперечной метацентрической высоты
h = r + zc –zg; (1.9)
-
Коэффициент остойчивости
k=Dh (1.10)
Результаты расчетов представлены в таблице 1.3 по зависимостям формул (1.5)...(1.10).