Файл: Курсовой проект расчет мореходных качеств судна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВО

«Сибирский государственный университет водного транспорта»

Кафедра «Теория корабля, судостроения и технологии материалов»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

РАСЧЕТ МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВ СУДНА

Проект 781

Оглавление


Осадка средняя 10


ВВЕДЕНИЕ
Курсовой проект включает в себя задачи по расчету основных параметров, определяющих плавучесть, остойчивость, ходкость, качку, прочность, мореходность судна и их оценку с позиций требований Правил Российского Речного Регистра (РРР) к грузовым судам смешанного “река-море” плавания. В частности, решение практических задач эксплуатационного характера по выбору рационального грузового плана и балластировки судна, определению экономической скорости хода, а также задач, связанных с обеспечением живучести судна в аварийных ситуациях.

Решение большинства из перечисленных задач основывается на материалах, содержащихся в судовой документации, наличие которой на борту судна обязательно. Выполнение большинства разделов курсового проекта моделирует профессиональные функции, исполняемые лицами комсостава экипажа.

Для разработки проекта задано грузовое судно серийного проекта 2-95. Требуется решить вопросы по рациональному размещению грузов на судне и его балластировке для обеспечения наилучших параметров посадки, с одновременным контролем начальной остойчивости судна и прочности корпуса. Проверить соответствие остойчивости судна требованиям Правил РРР по основному критерию, с построением диаграмм остойчивости и определением действующих и допускаемых кренящих моментов; определить параметры свободной качки судна и на штормовой диаграмме выделить зоны опасных, по условию качки, курсовых углов; рассчитать параметры посадки и остойчивости судна в аварийной ситуации, связанной с затоплением части корпуса; рассчитать и построить ходовые характеристики судна, позволяющие оперативно решать вопросы по определению скорости хода, расчету ходового времени и потребного запаса топлива на рейс.


В соответствии с изложенным, курсовой проект состоит из шести разделов со следующими наименованиями.

  1. Расчет параметров посадки и остойчивости судна в грузу и в балластном пробеге.

  2. Контроль прочности корпуса.

  3. Проверка остойчивости судна по Правилам Регистра.

  4. Расчет непотопляемости.

  5. Определение характеристик качки судна, опасных курсовых углов и скоростей хода.

  6. Расчет и построение ходовых характеристик судна.



ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

ПРОЕКТ 2-95

Характеристика

Обозначение

Размерность

Значение

Грузоподъемность

Q

т

2000

Длина расчетная

L

м

92

Ширина

B

м

13

Высота борта

H

м

5,5

Водоизмещение порожнем

Dп

кН

10000

Осадка расчетная

T

м

3,4

Коэффициент общей полноты

δ



0,78

Аппликата ЦТ порожнем

zп

м

4

Абсцисса ЦТ порожнем

xп

м

-7,8

Мощность

∑P

кВт

970

Частота вращения

n0

об/мин

330

Тип движителей





A

Число винтов

X



2

Диаметр винта

Dв

м

1,6

Шаг винта

P

м

1,85

Скорость судна

V0

км/ч

19,5



К расчету непотопляемости: аварийный отсек – Машинное Отделение

К расчету качки: длина волны 45 м.
Грузы, предназначенные к перевозкам:

Наименование грузов

Удел.-погруз. объем ν, м3

Масса грузов, в долях от Q

Масса грузов, в тоннах , m

Объем грузов, в м3, V

Минерально-строительные

0,8

0,3

600

480

Тарно-
штучные

2

0,2

400

800

Контейнеры

2,6

0,15

300

780

Лес

1,9

0,2

400

760



Исходные данные получил: Руководитель курсового

07.08.2018г._____________________ проектирования

(дата) (подпись обучающегося) __________________

(подпись)


  1. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ПОСАДКИ И НАЧАЛЬНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОВ ОТСЕКАМ И БАЛЛАСТИРОВКА СУДНА



1.1 Расчет посадки судна в грузу
Предназначенные к перевозке грузы, определенные индивидуальным заданием, рационально размещаем в трюмах и на палубе корабля с тем, чтобы при минимально необходимой балластировке обеспечить наилучшие параметры посадки и начальной остойчивости, максимально возможный запас плавучести и благоприятные характеристики качки. При этом стремимся к удовлетворению следующих требований.

  1. Средняя осадка в рейсе не должна превышать расчетную, т.е.

T Tср.

  1. Осадка носом не должна превышать осадку кормы, т.е.

Tк Tн
.

  1. Из условия отсутствия слеминга (т.е гидродинамических ударов носовой частью о воду) осадка носом должна быть достаточной (согласно правил РРР осадка носом должна быть больше 1.7 м при всех состояниях загрузки судна).

Осадка кормой должна обеспечивать достаточное погружение винта, т.е.

Tк1,25Dв.

  1. Поскольку суда смешанного плавания располагают избыточной начальной остойчивостью, стремимся к уменьшить значения начальной поперечной метацентрической высоты для более плавной качки судна на волнении.



1.2 Расчёт параметров посадки судна в грузу
При размещении грузов, определении потребных объемов грузовых помещений и координат центров тяжести грузов руководствуемся следующими рекомендациями:

  1. Большие массы грузов размещать в центральных трюмах;

  2. Соотношение между массой и объемом груза устанавливается удельно-погрузочным объемом (см. таблицу 1), при этом

V = m * 
на эпюре емкостей (см. Приложение А, рисунок А1) следует отметить уровни грузов в трюмах и снять соответствующие координаты центров тяжести помещений xi и zi .

3 Контуры палубного груза изобразить на эпюре и снять координаты центра тяжести палубного груза. Дальнейший расчет целесообразно вести в табличной форме (см. таблицу 1.1)

Таблица 1.1- Расчет координат и статистических моментов грузов

Дедвейт

Масса mi

Объём Vi

Вес Pi

Коорд. ЦТ

Cтатич. моменты

т

м3

кН

xi

zi

Pixi ,кНм

Pizi, кНм

Трюм№1

Контейнеры

300

780

2940

27

2

79380

2880

Трюм№2

лес,

тарно-штучные


210

400

5978

5

2,9

29890

17336,2

400

800

5

1,7

Трюм№3

лес,

строй-материалы

155

220

7399

-15

2,7

-110985

20347,25

600

480

-15

1,6

Палуба №1

Лес

74

140

725,2

27

3,6

19580,4

2610,72

Сумма∑





17042,2





17865,4

46174,17

Примечание: Pi=gmi [кН] - вес груза, где g=9,81 м/c2 - ускорение свободного падения.


По табличным данным рассчитываем координаты центра тяжести дедвейта x и z и координаты центра тяжести судна с грузом без балласта – x и z по следующим выражениям:
x= Pixi /Pi; (1.1)
z= Pizi/ Pi; (1.2)
xg`=x(Pi)+Dпxп / Dп + (Pi); (1.3)
zg`= z(Pi)+Dпzп/ Dп + (Pi); (1.4)

Результаты расчетов представлены в таблице 1.2 по зависимостям формул (1.1)…(1.4)
Таблица 1.2 – Результаты расчетов по выражениям (1.1)…(1.4)

Параметр

Результат

Размерность

x

1,048

м

z

2,709

м

xg

-2,223

м

zg

3,186

м

Для судна с водоизмещением D`=Dп+Pi=10000+17042,2=27042,2кН определяем параметры посадки в следующем порядке:

  1. По грузовому размеру D = f (T) по кривым элементов плавучести определяем среднюю осадку судна в грузу без балласта – T `ср=3 м;

  2. Для этого значения T `ср = 3 м с кривых элементов снимаем значения

xc= -2 м , xf= -3,3 м , zc=1.5 м , r = 4,8 м и R= 200 м;

  1. Подсчитываем угол дифферента и осадки оконечностей по выражениям:

-продольная метацентрическая высота

H=R+zc - zg`; (1.5)

-угол дифферента

`= (xg`-xc)/H; (1.6)

-осадка носом

Tн`= Tср`+(0,5L - xf )`; (1.7)

-осадка кормой

Tк`= Tср`-(0,5L + xf )`; (1.8)
Подсчитываем значения начальной поперечной метацентрической высоты

h = r + zc –zg; (1.9)

  1. Коэффициент остойчивости

k=Dh (1.10)

Результаты расчетов представлены в таблице 1.3 по зависимостям формул (1.5)...(1.10).