Файл: Курсовой проект расчет мореходных качеств судна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мкр = 657.6 кНм< Мдоп = 9304.6 кНм;
Делаем вывод о соответствии остойчивости судна требованиям Правил Регистра.

Диаграммы остойчивости представлены в Приложении А, рисунок А4.

4 РАСЧЕТ НЕПОТОПЛЯЕМОCТИ
Под расчетами непотопляемости понимают расчеты по определению параметров посадки и остойчивости судна в аварийных ситуациях, связанных с затоплением части помещений непроницаемого корпуса, заливанием надводной части судна и другими ситуациями, ведущими к утере судном части мореходных качеств. Такие расчеты обязательно предшествуют мероприятиям, связанным с обеспечением живучести судна в аварийных ситуациях. В курсовом проекте требуется рассчитать положение аварийной ватерлинии при затоплении трюма №4, вычислить значение поперечной метацентрической высоты и произвести оценку ситуации в соответствии с требованиями Правил Регистра к непотопляемости судна.

Параметры посадки и положения аварийной ВЛ определяем по методу приема груза. Воду, поступившую в трюм, считаем дополнительно принятым грузом.

Количество поступившей воды зависит от степени заполненности трюма грузом и от положения аварийной ВЛ. Первое обстоятельство учитываем с помощью коэффициента проницаемости, который можно принять для массовых грузов µ=0,6, для тарно-штучных µ =0,8, а для лесных и хлопка в кипах µ =0,4. Второе обстоятельство, определяющее уровень воды в трюме (при сообщении последнего с забортной водой), учитываем в расчете способом последовательных приближений.

В первом приближении уровень воды в трюме считаем совпадающим с положением неаварийной ВЛ (для исходного положения, рассчитанного в первом разделе).

Для этой ситуации определяем количество и вес влившейся воды, по кривым элементам находим среднюю осадку, вычисляем дифферент судна и осадку оконечностей.

В нашем случае аварийным отсеком являем трюм №4, заполненный контейнерами и лесом. Таким образом, объем влившейся воды будет равен разности между объемом трюма №4 по грузовую ВЛ и объемом груза по грузовую ВЛ.

Таблица 4.1 - Расчет непотопляемости

Дедвейт

Масса mi

Объем Vi

Вес Pi

Коорд.ЦТ

Cтатич.моменты

в тоннах

в м3

в кН

xi

zi

Pixi ,кНм

Pizi, кНм

Трюм№1

300

780

2940

27

2

79380

2880

Трюм№2


210

400

2058

5

2,9

10290

5968,2

400

800

3920

5

1,7

19600

6664

Трюм№3

155

220

1519

-15

2,7

-22785

4101,3

600

480

5880

-15

1,6

-88200

9408

Палуба№2

74

140

725,2

27

3,6

19580

2610,72

М.О.

285

285

2793

-29

2,1

-80997

5865,3

Сумма 





25162,4





-63131,6

37497,5


Вычисляем абсолютные и относительные невязки:

Тн – абсолютная невязка,

Тн/Тср – относительная невязка:

∆Tср=(Tн+Тк)/2-Тср

∆Tср=0
∆Tср/Тср =1,4%
т.к. относительная невязка не превосходит 5%, расчет считается законченным. Для средней осадки, полученной в последнем приближении, с кривых элементов плавучести снимаем значения z c =1,8 м и r=4,6 м.

Определение поперечной метацентрической высоты ведется методом постоянного водоизмещения, при котором вес судна и положение его ЦТ считается неизменным (как до аварии), а объем аварийного отсека и площадь ватерлинии, принадлежащей этому отсеку, считается утерянными.

Величину h определяем по выражению

h=r`+ zc-zg ,

где zg = - 2.5 м – аппликата ЦТ судна “на отход”,

zc = 1.8 м - аппликата ЦВ при осадке аварийного судна,

r`- исправленное значение метацентрического радиуса на утерянный момент инерции площади ВЛ:

r`=r-ix/V,

где r =4.6 м – поперечный метацентрический радиус при полученном значении Tср`=3,2 м, V=2800 м3 (определяем с кривых плавучести) – объемное водоизмещение до аварии,

ix=lb3/12 – собственный поперечный момент инерции площади свободной поверхности влившейся воды.
Для нашего проекта имеем:

ix=lb3/12,

ix=12*93/12,

ix=729

r`=r-ix/V,

r`=4,6 – 729 / 2800,

r`=4,3 м.

h=r`+ zc-zg,

h=4,3 + 1,8 – 2,5,

h=5 м.

Требования Правил Регистра к непотопляемости в этом случае будут удовлетворены, так как аварийная ватерлиния (АВЛ) не пересекает предельную линию погружения (нижние кромки открытых отверстий, через которые может проникнуть забортная вода в неповрежденные отсеки, возвышаются над АВЛ), а значение h=2,7 м>0,05 м.

5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК КАЧКИ И ЗОН ОПАСНЫХ КУРСОВЫХ УГЛОВ И СКОРОСТЕЙ ХОДА
Определение зоны скоростей и курсовых углов опасных из-за высокой вероятности появления резонансных колебаний проводятся по штормовым диаграммам. В судовых документах обычно используется универсальная диаграмма Ремеза.

В курсовом проекте рассчитаем и построим штормовую диаграмму Власова (на базе которых и создана диаграмма Ремеза). Эти диаграммы нагляднее, а для волнения, близкого к регулярному, дают более точные рекомендации по выбору безопасных курсовых углов и скоростей хода.

На диаграммах Власова (см. Приложение А, рисунок А5) в полярных координатах

, где лучи определяют курсовые углы, а концентрические окружности – скорость хода, выделяются резонансно опасные зоны, рассчитанные для конкретного судна и определенного спектра волнения, характеризуемого длиной волны - .

Условие резонанса – совпадение периодов свободных колебаний судна и кажущегося периода волны каж, т.е. времени прохождения последовательно идущих волн через мидель судна, движущегося со скоростью V под некоторым курсовым углом . Зоной возможного резонанса принято считать зону определяющую 30% отклонение от резонансного значения, т.е.,

0,7< каж< 1,3
0,7< каж< 1,35.2)
Периоды свободных колебаний судна подсчитываем по приближенным формулам:

период бортовой качки  = 0,8B/(h)1/2=0,8*13/(3.1)1/2 = 5.90 с;

периоды килевой и вертикальной качки =2,7(T)1/2=2,7*(3)1/2 = 4.67 c;

длина волны =30 м (задана).

Кажущийся период волны, скорость хода и курсовой угол связаны соотношением:

каж= в/ [1 + (V/c)*cos ] = в/ [1 + в *(Vcos / )] . (5.3)

Для построения диаграммы Власова следует провести концентрические окружности, определяющие скорость хода судна и лучи под углами от 0 до 180, определяющие курсовые углы (при =0 волнение попутное, при =180 - встречное). В такой системе координат любое произведение Vcos  представляется в виде вертикальной прямой. Поэтому, два значения Vcos , подсчитанные при каж= 0,7 и каж=1,3, на диаграмме образуют зону скоростей и углов курса, опасных по бортовой качке, а при подстановке  - опасную по вертикальной качке.

Расчёты для построения диаграммы Власова:

Vcosi = [ - 1,25()1/2каж ] /каж ; (5.4)

Для бортовой качки:

при 0,7 < каж < 1,3,
0,7*5.90 < каж < 1,3*5.90
4.1 < каж < 7.6
Vcos  1= (30-1,25*(30) 1/2 *4.1)/4.1 = 2.5 [км/ч].
Vcos 2 = (30-1,25*(30) 1/2 *7.6)/7.6 = -2.5 [км/ч].
Для килевой и вертикальной:

При 0.7 < каж < 1.3,
0.7*4.67 < каж < 1.3*4.67,
3,3 <каж < 6,1.
Vcos  1= (30-1,25*(30) 1/2 *3.3)/3.3 = 5.3[км/ч].
Vcos 2 = (30-1,25*(30) 1/2 *6.1)/6.1= -0.97[км/ч].
По найденным значениям строим штормовую диаграмму. Зону, опасную при бортовой качке
, штрихуем горизонтальными, а при вертикальной качке – вертикальными линиями (см приложение А рисунок А5).

Вывод. Период бортовой качки от -2,5 км/ч до 2,5 км/ч. Период для килевой и вертикальной качки от -0.97 км/ч до 5.3 км/ч.


6 РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ХОДОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Ходовые характеристики судна (ХХС) – это материалы, по которым можно рассчитать скорость движения судна в зависимости от состояния загрузки и режима работы судовой энергетической установки. В курсовой работе ХХС рассчитали, как это делается на этапе проектирования в конструкторских бюро.

6.1 Расчет сопротивления воды движению судна
Расчетная формула имеет вид:
R = (k0f0 +ΔCf )+ Сw + ΔCap)V2/2; (6.1)

где  - площадь смоченной поверхности корпуса,

гр - площадь смоченной поверхности корпуса в грузу,

б - площадь смоченной поверхности корпуса в балласте,
 = L(1,36T+1,13δB), (6.2)

гр= 92(1,36*3+1,13*0,78*13),

гр = 1429,5 м2;

б = 1329,4 м2.
V – скорость судна, м/c,

 - плотность воды ( = 1,0 т/м3- для пресной и  = 1,025 т/м3- для морской воды),

Сf0 – коэффициент сопротивления трения, подсчитывается по формуле:
Сf0 = 0,075/(lgRe – 2)2, (6.3)
Сf0 = 0,0015
где Re - число Рейнольдса,

 - кинематический коэффициент вязкости;
Re = VL/; (6.4)
Re = 1196000000
 = 1,5*10-6, м2/c; (6.5)

Сw - коэффициент волнового сопротивления,
Сw = 0,13(1+6T/B)(Frδ3.5+0,05(7B/L-1))Fr2, (6.6)
Сw =0,035
Fr = V/(gL)1/2, (6.7)

где Fr – число Фруда;

Cf = 0,8*10-3 – надбавка, учитывающая шероховатость поверхности, телесность корпуса и выступающие части.

k0 - коэффициент пропорциональности между вязкостным сопротивлением и сопротивлением трения,

k0 = 1+0,4(V(2/3) /LT), (6.8)
k0гр = 1+0,4(27002/3/92*3),

k0гр = 1,28;
k = 1,3.
ΔCap = 0,4*10-3 - добавка на выступающие части.
Расчет производим при двух значениях осадки – в полном грузе и в балласте. Расчет сводим в таблицу 6.1.

Таблица 6.1 - Расчет сопротивления

Исходные данные: L=92м, B=13м, T=3м, Tб=2.2м, =1,025 т/м3, =1,50*10-62/c],  =1429.5 м2, б =1329.4 м2.

Величины

Размер-ность

Значения

V0

км/ч

10

15

19

22

V= V0/3.6

м/c

2,8

4,2

5,3

6,1

Re*106




169

255

323

374

Сf*10-3




0,0019

0,0018

0,0017

0,0017

Fr




0,092

0,13

0,17

0,20

Сw




0,000100

0,00034

0,00069

0,0010

Rгр

КН

22

52

89

129

Rб

КН

21

49

83

122