Файл: 1. Теоретикометодические основы педагогики и психологии образования. Основные категории педагогики образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 776
Скачиваний: 73
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б) Cтpyктypно-фyнкциональный ypовень. В его основе pассмотpения лежит пpинцип анализа деятельности "по единицам" (Выготский), пpи котоpом та или иная pеальность pазлагается на
единицы, содеpжащие в себе основные свойства, пpисyщие этой pеальности как целомy. Взаимосвязи междy единицами деятельности подвижны, в зависимости от места отpажения объекта в стpyктypе деятельности изменяются содеpжания психического отpажения, ypовень отpажения и вид pегyляции деятельности (пpоизвольная/непpоизвольная)
в) Динамический ypовень. Изменяются механизмы, обеспечивающие движения самой деятельности - надситyативная активность, опpеделяющая самоpазвитие деятельность и возникновение ее новых фоpм, и yстановка, обyславливающая yстойчивый хаpактеp целенапpавленной деятельности в yсловиях постоянно изменяющейся действительности.
А.Н. Леонтьев о структуре деятельности:
• деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и включает следующие уровни: I — уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II — уровень действий; III — уровень операций; IV — уровень психофизиологических функций;
• деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Потребность — это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребность человека рассматривается как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив по А.Н. Леонтьеву — это опредмеченная потребность;
• деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определенному мотиву;
• тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель — это представляемый им мыслимый результат деятельности;
• действие как составная часть деятельности отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий;
• деятельность и действие жестко не связаны между собой. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности;
• действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции — это преобразованные, ставшие автоматизированными действия, которые, как правило, не осознаются, например, когда ребенок учится писать буквы, это написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью — правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слое и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию;
• операции бывают двух видов: первые возникают из действия путем их автоматизации, вторые возникают путем адаптации, прилаживания к окружающим условиям, путем непосредственного подражания;
• цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей;
• деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. В данном случае говорят об укрупнении единиц деятельности. Например, при обучении управлению автомобилем первоначально каждая операция (например, переключение передач) формируется как действие, подчиненное сознательной цели. В дальнейшем это действие (переключение передач) включается в другое действие, имеющее сложный операционный состав, например, в действие изменения режима движения. Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения — операцией, его реализующей, и оно уже перестает осуществляться в качестве особого целенаправленного процесса: его цель не выделяется. Для сознания водителя переключение передач в нормальных условиях как бы вовсе не существует.
№17 Психологические особенности урока. Три уровня психологического анализа урока.
Психологический анализ урока
В настоящее время выделены три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий и ретроспективный.
Предваряющий психологический анализ урока осуществляется на этапе подготовки преподавателя к уроку. Предварительно анализируя урок, преподаватель осмысленно и целенаправленно использует теоретические знания из области общей, педагогической, возрастной, социальной психологии. На этом этапе перед преподавателем встают основные психологические проблемы организации учебного процесса. Их решение связано с тем, что «учение как творческое усвоение, приобретение знаний зависит от трех факторов – от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают». (В.А. Крутецкий). Рассмотрим эти факторы:
Первый фактор, оказывающий влияние на процесс обучения – это учебный предмет и его специфика. Второй фактор, влияющий на усвоение знаний, – индивидуально-психологические и профессиональные особенности личности преподавателя. Для преподавателя психологии наиболее ценными являются коммуникативные качества, хороший контакт с группой и положительный эмоциональный климат в коллективе. Иначе говоря, специфика учебного предмета сама влияет на значимость тех или иных педагогических качеств. Третий фактор – личность учащегося, его возрастные и индивидуально-психологические особенности, его умственное развитие, эмоционально-волевая регуляция, его склонности и интересы, его отношение к учению, особенности усвоения учебного материала.
Предварительно анализируя планируемый урок, важно соотносить его с конкретной группой, особенности которой известны преподавателю.
Текущий психологический анализ преподаватель проводит в конкретной ситуации урока. Конечно, эффективность урока во многом определяется тщательностью подготовки к нему, точностью, правильностью его проектирования. Тем не менее конкретная ситуация урока таит в себе много неожиданного, непредвиденного. И успех урока в значительной степени зависит от быстроты реакции преподавателя, умения проанализировать возникшую обстановку, сориентироваться в ней, гибко изменяя план урока в зависимости от ситуации. Умение осуществлять текущий анализ урока служит показателем профессионально-педагогического мастерства.
Ретроспективный психологический анализ – это завершающий этап деятельности преподавателя. Сопоставление плана (замысла) урока с его реализацией позволяет преподавателю оценить правильность выбранных им для обоснования урока теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, выявить отклонения от плана, наметить пути устранения слабых сторон. Такой анализ позволяет понять причины (позитивные или негативные) изменения хода урока – виноват ли сам преподаватель, учащиеся или ситуация.
Таким образом, психологический анализ урока – это многостороннее явление, позволяющее преподавателю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его момент. Психологический анализ урока – это средство, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание преподавателя, совершенствуется его педагогическое мастерство.
№18 Управление познавательной деятельностью обучающихся
Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из проблем педагогики.
Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности школьника.
Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
1)Привлечение учащихся к целям и задачам урока;2)Возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;3)Включение учащихся в интересную для них форму работы.
Условия, для проявления познавательной деятельности:
1)создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;2)создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;3)включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;4)использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;5)использование проблемных ситуаций;6)практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.
В педагогической практике я используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение и принимать участие в обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одноклассников;
заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятные места;
Методы обучения: самостоятельный поиск необходимой информации; метод проектов; тестирование; овладение разными учащимися разного материала; творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного; метод эмпатии (метод личной аналогии); проблемное обучение.
Существуют разные методы повышения интереса к предмету. Элемент, который особенно привлекает детей-это занимательность. Уроки и внеклассные занятия, в которые включены упражнения в занимательной форме, трудные и интересные, никого не оставляют равнодушным. Даже у самых слабых учеников они вызывают интерес. Игровая форма- средство формирования интереса к урокам . Такие занятия активируют творческие силы ученика, развивают его способности, о которых порою он сам не подозревает. Игры проводятся не для развлечения учащихся, а для закрепления умений и навыков, обеспечивают лучшее запоминание и прочное усвоение знаний, делают умственную работу более продуктивной . Игра или игровые моменты необходимы для развития воображения, инициативы, творчества.
№19 Педагогическая деятельность.
Готовность к педагогической деятельности
уровень профессионального мастерства педагога, включающий в себя овладение стандартами профессионально-педагогического образования. Г. п. д. выступает фундаментом профессиональной компетентности. Теоретическая готовность педагога к деятельности предполагает наличие у него аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений. Содержание практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, т. е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.