Файл: 1. Теоретикометодические основы педагогики и психологии образования. Основные категории педагогики образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 775

Скачиваний: 73

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Готовность к педагогической деятельности.

Стиль педагогической деятельности – это система методик, обусловленная типологическими особенностями, формирующаяся у человека, стремящегося к качественному выполнению деятельности. Система носит индивидуальный характер, выражающийся в использовании конкретных, для данного индивидуума, механизмов, к которым происходит сознательное или стихийное обращение. В определении сознательно подчеркнута индивидуальность сочетаемых приемов и способов выполнения деятельности. Однако, существует набор компонентов, из которых и формируется вышеуказанный индивидуальный стиль:

Индивидуально-психологические, типологические, личностные, поведенческие особенности субъекта деятельности; Психологические особенности деятельности как таковой.; Особенности обучающихся, включая пол, возраст, уровень интеллектуальной подготовки. ;Проявление индивидуального стиля деятельности педагога чаще всего определяется несколькими областями: ;Особенностью темперамента. ;Характером ответной реакции на определенные ситуации, действия, поступки. ;Выбором методик воспитания. ;Стилистикой профессионального общения. ;Применением средств психолого-педагогического влияния на обучающихся.

Особенности индивидуальных стилей педагогической деятельности:

Эмоционально-импровизационный индивидуальный стиль деятельности – это ориентация на процесс обучения.Педагог выстраивает ознакомление с новым материалом логично и интересно. Иногда, увлеченность настолько сильна, что теряется элемент обратной связи. Учитель выражает мысль, не делая уточнений и не прерываясь, что нередко ведет к плохому пониманию информации учениками. В процессе опроса педагог часто обращается за ответом к наиболее сильным, в понимании предмета, ученикам, ведет опрос в быстром темпе и не проявляет терпения в случае длительных, самостоятельных рассуждений учащегося.

Эмоционально-методичный


Эмоционально-методичный индивидуальный стиль характерен ориентацией на процесс обучения и достижение результата в равной степени.В случае применения данного стиля, планирование учебного процесса происходит адекватно, для него свойственна поэтапная проработка учебного материала, как для сильных, так и для более слабых учеников. Педагоги, придерживающиеся такого стиля деятельности, отличаются высоким уровнем оперативности, частой сменой видов работ на уроке, использованием коллективного обсуждения. При проведении опроса, уделяется внимание максимальному числу обучающихся, в независимости от степени их подготовленности.

Рассуждающе-импровизационный индивидуальный стиль учителя отличается ориентированностью на результат обучения.Педагог адекватно выполняет анализ и планирование образовательно-воспитательного процесса. В отборе средств и методик педагогической деятельности превалирует консерватизм, на первое место выносится воспроизведение изученного материала, набор техник обучения применяется минимальный, индивидуальные творческие знания и коллективные рассуждения практически не используются в процессе освоения материала. При проведении опроса задействуется как можно большее количество учеников с упором на отстающую группу. Крайне часто используется закрепление, повторение и контроль результатов обучения.

Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно определить, что индивидуальная педагогическая деятельность – это совокупность личностных качеств и используемых в процессе работы методик, характеризующая стиль передачи информации от учителя к ученику.

20 Понятие общения. Структура общения. …

Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон:

коммуникативной,интерактивной иперцептивной

К структуре общения можно подойти по-разному. В нашей работе мы остановимся на структуре, которую предлагает Г. М. Андреева. Она характеризует структуру общения путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной. Такой подход представляется нам наиболее правильным.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Г. М. Андреева подчеркивает, что каждая из сторон общения не существует изолированно от двух других. Все они взаимосвязаны, и выделяются лишь для анализа и для построения системы экспериментальных исследований.

Важно отметить, что обозначенные стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

Выделяют три функции общения:информационно-коммуникативная,регуляционно-коммуникативная,аффективно-коммуникативная

Социальные функции общения;Организация совместной деятельности;:Управление поведением и деятельностью;Контроль

Психологические функции общения: Функция обеспечения психологического комфорта личности; Удовлетворение потребности в общении; Функция самоутверждения

Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:

Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

Высший уровень - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Средства коммуникации.

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации - на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации - "говорение" и "слушание" "Говорящий" сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для "слушающего" смысл принимаеиого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

21 Проблема общения. Конфликтные ситуации в общении ….

Конфликт – «столкновение», «несогласие», («конфликтует»).

Конфликт – отсутствие согласия между общающимися. Это трудно разрешимое противоречие, возникшее между людьми и связанное с острыми эмоциональными переживаниями и конфликтными ситуациями.

Конфликты возникают среди людей постоянно («Конфликтов не бывает только на кладбище») ==> Конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации. Психологи разрабатывают рекомендации по избежанию конфликта.

Оценка значения и роли конфликта в общениинеоднозначна, так как она зависит от его последствий. Все конфликты, в зависимости от их исхода, делятся на 2 группы:

1. Функциональные, конструктивные – проблема решается, восстанавливаются отношения ==> конфликт имеет положительное значение для сохранения отношений.

2. Дисфункциональные – приводят к нарушению отношений, они (если решения не удалось найти) становятся напряженными, вплоть до полного разрыва.

Оценка конфликта зависит также от позиции человека в конфликте:

а)победитель – для него это повышение самооценки, положительный эмоциональный настрой;

б)побежденный – для него это понижение самооценки, ущемление самолюбия, может быть обида ==> может быть стресс и нарушение здоровья (психические и соматические заболевания как следствие стресса).

Основные виды конфликтов:

1)внутриличностный;2)межличностный;3)межгрупповой;4)конфликт между личностью и группой.

Для предупреждения конфликтов важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а так же последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

Взаимодействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.

1.Умение определить, что общение стало предконфликтным, и вернуться из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.

2.Умение понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.

3.Терпимость к инакомыслию. Это также может предотвратить возникновение конфликтов. Достаточно того, что вы разобрались более глубоко по сравнению с партнером и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т. п.

4. Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности. Это субъективное условие предупреждение предупреждения конфликтов. Социально- экономическая среда, в которой россиянин вырос, нынешняя социально- экономическая ситуация способствует формированию у него повышенной тревожности и агрессивности.

5.Управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.. Текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда существенно. Успешность работы, степень усталости, общение с сослуживцами, физиологическое состояние организма, погода и т.д. – все это влияет на состояние психики человека и, следовательно, на его конфликтность.

6.В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.

7.В ходе общения с партнером желательно хотя бы изредка улыбаться.

8. Не нужно ждать от окружающих слишком многого.

9. Общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность.

10. Развитие конфликтоустойчивости. Конфликтоустойчивость- способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов.

22 Одаренность и личность одаренного ребенка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

виды одаренности:В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности, возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие механизмы возраст-нога развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.

Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска»

Важная особенность личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, - так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Такой ребенок считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивному состоянию.

У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов. При всех изменениях в обучении этих детей и подростков следует учитывать данную принципиальную особенность и планировать занятия таким образом, чтобы у них оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью.. Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь одному ему известного совершенства.

23 Социально-психологические основы создания благоприятных условий для всех категорий детей:

Воспитание коллектива - основная идея, которая пронизывала всю педагогическую деятельность Антона Семёновича  Макаренко. Данная форма педагогической работы предполагала объединение воспитания и образования с трудом. В таком методе организации, согласно концепции А.С. Макаренко, у обучающихся сформировываются нормы и взаимоотношения, характерные человеческому коллективу.  «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу, - писал он. - Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдаёт свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда»

 А. С. Макаренко в своих трудах обосновывает признаки коллектива. Он указывает, что коллектив - это объединение людей, в основе которых лежат: общественно ценные цели, совместная деятельность по их достижению, отношения взаимной ответственности между членами коллектива, организация органов самоуправления, коллектив является частью общества, органически связанной со всеми другими коллективами. Макаренко говорил, что сплочённый коллектив детей и педагогов по мере своего развития становится активным и могущественным воспитателем личности. У Антона Семеновича педагог ни не стоит над личностью и коллективом, а является равноправным членом коллектива, связанным с каждым членом узами товарищества. Своим идеалом Макаренко считал - гармонию и единство личности и коллектива. Ведь коллектив - это целый живой организм, живущий по своим законам, это объединение товарищей, занятых общим делом.

Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для их личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.

Социально-психологические основы создания благоприятных условий для всех категорий детей:

Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для их личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.

         Но не всякий коллектив и не при любых условиях является эффективным инструментом воспитания. И не во всяком объединении дети чувствуют себя уютно и защищёно, ибо не всегда в нём складываются условия, благоприятные для личностного развития детей.

Какие же существуют пути, условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе?

Неуклонное внимание к положительным чертам учащихся, систематическое обращение их внимания на лучшие поступки товарищей создаёт добрую атмосферу в коллективе, заставляет детей тянуться к товарищам и старшим, стараться сделать друг для друга и для педагога что-то хорошее, приятное, радостное.

Чтобы в детском коллективе каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно, педагог должен умело управлять поведением детей, формировать здоровое общественное мнение, помогать каждому ученику занять определённую позицию и утвердиться в коллективе.

24 Понятие о функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности как ведущий проект Министрства просвещения РФ

Функциональная грамотность

  Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

   Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

   Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).


Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

   Что такое функциональная грамотность простыми словами?

Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

   В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Что такое функциональная грамотность для учителей?

Функциональная грамотность — это  то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.

   Когда нужно начинать формирование функциональной грамотности обучающихся?

 Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе.

Виды функциональной грамотности: Читательская грамотность, Математическая грамотность ,Естественно-научная грамотность, Глобальные компетенции.Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. . Креативное мышление, Финансовая грамотность, Компьютерная грамотность.