Файл: 1. Теоретикометодические основы педагогики и психологии образования. Основные категории педагогики образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 773

Скачиваний: 73

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иными словами, вся образовательная система требует переориентации на решение главной задачи современного образования – подготовить людей, которые могут быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке, а также принимать правильные решения в любых ситуациях, даже самых неординарных.
7.Педагогические основы профессионально-личностного развития и воспитания студента.
Современное высшее образование должно создавать соответствующие условия для подготовки компетентного специалиста, ориентированного на постоянное профессиональное развитие, самосовершенствование, что обеспечит в дальнейшем высокий уровень конкурентоспособности, продуктивности профессиональной деятельности и, как следствие, карьерный рост и самореализацию. Кроме успешного овладения необходимой базой знаний и умений в соответствии со спецификой выбранной специальности, важно также владеть максимально выраженными профессионально необходимыми качествами и практическими навыками, которые являются условиями эффективного выполнения профессиональных функций на любом этапе профессионального становления личности.

Профессиональное развитие личности включает в себя накопление определенных знаний, овладение умениями и навыками, конкретными способами практической деятельности и их постоянное совершенствование. Важно направить педагогический процесс в высшей школе на подготовку творческой, самоактуализирующейся личности, будущего профессионала.

Совершенствование системы современного высшего образования невозможно без целостного и комплексного подхода к изучению личности студента и понимания его психической и познавательной деятельности.

Соответственно, образовательная система подготовки высококвалифицированного специалиста должна ориентироваться на формирование социально активной, самостоятельной, уверенной в себе личности, которая обладает высокой степенью ответственности, профессиональной компетентностью, что позволит ей достигнуть личностной и профессиональной самореализации.

При организации системы высшего профессионального образования необходимо опираться не только на закономерности психического развития, но и на индивидуальные особенности студентов, и в связи с этим планомерно направлять процесс личностного и профессионального развития. Главная задача лиц, способствующих вхождению будущего специалиста в конкретную профессию, – это обеспечение этого процесса вооружением студентов наиболее подходящими приемами формирования профессионализма.


Ананьев акцентирует внимание на том, что студенческие годы – это «переходная фаза» к зрелым годам, промежуточный период между завершением юности и началом взрослости. Исследователь устанавливает и более четкие временные рамки: 18 – 25 лет. Ведущая деятельность студенческого возраста – учебно-профессиональная.

А.Г Ковалев и В.Н. Мясищев рассматривают студентов с позиции возрастных и личностных характеристик, выделяя три стороны изучения:

1) Психологический аспект. К нему относятся такие свойства психики, как черты характера, тип темперамента, задатки, способности. Они и обуславливают ход психических процессов.

2) Социальный аспект включает в себя отношения студентов внутри социума, свойства характера, приобретенные вследствие принадлежности к определенной национальности и социальной группе.

3) Биологический аспект базируется на физиологических особенностях студентов. Сюда входят инстинкты, тип высшей нервной деятельности, врожденные рефлексы. Этот аспект предопределен наследственностью и врожденными задатками 

Анализируя работы отечественных авторов И.А. Зимней, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, можно выделить следующие направления личностно-профессионального развития студентов:

– самоактуализация студентов в учебной деятельности;

– этическое, эстетическое и духовное развитие;

– развитие профессиональной направленности и необходимых способностей;

– конкретизация жизненных планов и выработка жизненной позиции;

– повышение уровня ответственности и самостоятельности;

– рост уровня притязаний в области будущей профессии;

– формирования качеств, необходимых в будущей деятельности;

– развитие инициативы и креативности;

– формирование психологической готовности к профессиональной деятельности
8. Сущность профессионально-педагогической культуры

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: • высокая гражданская ответственность и социальная активность; • любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность; • профессионально-педагогическая культура; • педагогическое мастерство. Понятие "педагогическая культура" давно включено в практику педагогической деятельности, его целостное теоретическое изучение стало возможным относительно недавно. Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями  профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими

которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности. Умение в старом, давно известном, увидеть новое, по достоинству его оценить и составляет непреложный компонент педагогической культуры учителя.  Профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий. Понятия "педагогическая культура" и "педагогическая деятельность" не тождественны, но едины. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе.    Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель.

9. Педагогические ценности профессионально-педагогической культуры

Изучение профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы в аксиологическом аспекте раскрывает ее содержание, основу которого составляют педагогические ценности. Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность преподавателя, носит целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, определяющая отношения между сложившимися взглядами на проблемы профессионального образования и профессионально - педагогической деятельностью преподавателя высшей школы. Педагогические ценности объективны, так как складываются исторически в ходе развития общества, системы образования и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде идей, концепций, теорий. В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности преподаватель овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их. Уровень субъективации педагогических ценностей - это степень реализации идеально ценностного, трансформации потенциального в актуальное. Он является показателем личностно - профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности. Педагогические ценности выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность. Вплетение общечеловеческих ценностей - добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести - в палитру ценностей педагогических и овладение ими создает ту основу, на которой разрабатывается содержание педагогического образования. Субъективное восприятие и присвоение преподавателем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется его личностными качествами,
направленностью профессиональной деятельности, профессионально - педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, его внутренний мир. Степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от активности его педагогического сознания, так как установление ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки.

Критерием оценки является сложившийся на основе психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать и не совпадать с выработанными и признанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической деятельности, т.е. обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность и целесообразность деятельности педагога.

Многообразие видов деятельности преподавателя высшей школы стимулирует развитие его индивидуальности. Каждый преподаватель актуализирует лишь ту часть профессиональной деятельности и те педагогические ценности, которые являются для него жизненно и профессионально необходимыми. Индивидуализированный профессионально - педагогический опыт и связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения составляет его профессиональное Я.

Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон Я личности преподавателя, его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла, т.е. внутренне мотивированного значения для субъекта того или иного действия, поступка.

Учеными предложена следующая классификация узкопрофессиональных педагогических ценностей:

- ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога;

- ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию;

- ценности, отражающие цели педагогической деятельности. Педагогические ценности в данном случае группируются исходя из удовлетворенности преподавателя педагогической работой и возможности его; самореализации в ней, что, на наш взгляд, не отражает всего многообразия профессиональной деятельности педагога.

С учетом того, что педагогические ценности, являясь условием и результатом соответствующей деятельности, имеют разные уровни существования, мы разделяем их на следующие группы: общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные.


Общественно-педагогические ценности функционируют в масштабе всего общества и концентрируются в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Это идеи, представления, нормы и правила, регламентирующие воспитательную деятельность и общение в рамках всего общества.

Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессионально-педагогическую деятельность определенных групп специалистов (учителя школ, колледжей, лицеев, преподаватели вузов). Эта совокупность носит целостный характер и выступает как познавательно - деятельностная система, обладающая относительной стабильностью и повторяемостью.

Индивидуально-личностные ценности - это система ценностный ориентации личности, сложное социально - психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность.

Каждый преподаватель, ассимилируя общественно - педагогические и профессионально - групповые ценности, строит свою личностную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций. (концепция, связанная с формированием личности специалиста, представления о технологии построения учебно-воспитательного процесса в высшей школе, о специфике взаимодействия со студентами, о себе как о профессионале и др.).

Интегративную аксиологическую функцию мы связываем с индивидуальной концепцией смысла профессиональной педагогической деятельности как стратегией деятельности и жизни преподавателя.

Критерием развития личности преподавателя как профессионала, показателем его педагогической культурности и является сформированность ценностей - целей.