Файл: Теоретические основы организации любительского театра для молодежи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Любительский театр как территория развития творческого потенциала молодежи
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….………..…... | 3 |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ............................ | 7 |
1.1 Особенности и возможности любительского театра ……………….. | 7 |
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков …………... | 13 |
1.3 Театральная деятельность как средство развития творческих способностей подростков ………………………………………………… | 15 |
ГЛАВА II. РАЗБОР И ПОСТАНОВКА ПЬЕСЫ «БЕЗУМИЕ ПИГМАЛИОНА» ТАРАСА ДРОЗДА ………………………………… | 21 |
2.1 Образное решение спектакля «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда ……………….………………………………………….................. | 21 |
2.2 Реализация спектакля «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда …….. | 23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………... | 27 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………...………………… | 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Люди всегда нуждаются в искусстве. Театр необходим зрителю. Люди получают от этого несравнимое удовольствие, заряжаются положительной энергией. Театральное творчество - это прежде всего замечательное средство творческого самовыражения, через которое воспитывается в людях все доброе, прекрасное. На сцене театра совершаются открытия и воплощаются идеи вдохновенных людей, свершается новое и неизведанное, выражаются средствами искусства веяния времени, взгляды на жизнь. Театр передает своими выразительными средствами поколениям людей духовное наследие предшествующих поколений.
Театр является своеобразной школой жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Вызывает раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души.
Любительские театры являются одним из важнейших форм творческого развития личности. В театральных коллективах, куда люди приходят из любви к творчеству, первоочередной задачей руководителя является создание благоприятных условий для творческого процесса и высокой этической атмосферы.
В последнее время существуют проблемы, которые мешают участникам коллектива полностью раскрыть свой творческий потенциал, поскольку руководители коллективов не всегда задумываются о художественных задачах, творческом подходе при разработке и постановке спектаклей.
У каждого самодеятельного коллектива должна быть своя история развития, но для основной ступенькой его возникновения вначале должна стать общественная необходимость в его создании в данном месте, в данное время. Как известно, участие в самодеятельном коллективе добровольное. Только действительный личный интерес к культуре, искусству, к самому театру, личная потребность в творческом развитии приводит человека на репетицию, и он посвящает самодеятельному театру годы, десятилетия. Но творческая судьба и жизнеспособность самодеятельного театрального коллектива зависят не только от личных способностей и интересов участников, личные стремления так или иначе должны соответствовать общественным потребностям той среды, в которой театр рождается и существует.
Подростковый возраст – это переходный момент от детства к взрослой жизни. Этот возраст является одним из самых сложных возрастных этапов в жизни человека. Именно в этот период происходит закладывание основы основных черт характера, стилей поведения, привычек, жизненных ориентаций и многое другое. Таким образом, от успешности прохождения этого этапа отчасти зависит и дальнейшая взрослая жизнь человека [Эльконин, 2005].
Российский психолог А.В. Петровский писал, что личность представляет собой сочетание психологических особенностей, которые образуют своеобразие человека и отличают его от других людей.
Развитие личности в подростковом возрасте проходит очень сложно и неоднозначно. О.П. Солодилова отметила, что «…потребность познать себя и стремление открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни» [Солодилова, 2005, с. 37].
Одна из главных потребностей подростков состоит в смене деятельности, частой смене интересов. Отследить и предугадать эти изменения невозможно, но при этом реально расширить круг предлагаемых услуг в сфере подросткового досуга.
Театр представляет собой один из наиболее доступных видов искусства для вовлечения подростков в культурно-досуговую деятельность. Театр помогает развить у детей и подростков качества, необходимые для общения с самыми различными категориями людей, стать личностью, интересной, востребованной, занимающей лидирующие позиции во всех начинаниях.
Именно благодаря занятиям театральной деятельностью подросток может наладить общение со сверстниками, что является ключевой потребностью в этом возрасте, понять, что все люди разные, принять их различий, уметь сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. При всем это театр остается важным и эффективным средством приобщения к культуре [Гаевский, 2014].
Любительский театр способен объединять различные виды творчества, создавать благоприятную атмосферу для развития необходимых современному молодому человеку умений и навыков. Овладение разными видами творческой деятельности, в том числе и театральной, позволяет активизировать развитие эмоциональности, коммуникабельности, активности, уверенности в себе, креативности, способности к самораскрытию, умения работать в коллективе, стремления к гармоничным отношениям с людьми и жизнью [Донова, 2007].
В последнее время происходит активное возрождение любительского театрального движения, казалось, почти угасшего в прошлом десятилетии. Образуются различные театральные коллективы, студии, проводятся фестивали и конкурсы любительского театрального творчества.
Современный любительский театр качественно отличается от того, каким он был тогда, когда активно заявил о себе как о самостоятельном социокультурном явлении, но его роль в формировании социокультурного пространства современной молодежи остается по-прежнему значительной.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы «Любительский театр как территория развития творческого потенциала молодежи».
Объект исследования – организация театральной деятельности с молодежью.
Предмет исследования – любительский театр как средство развития творческого потенциала молодежи.
Цель исследования – проанализировать возможности любительского театра в работе с подростками на примере постановки «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
-
Проанализировать особенности и возможности любительского театра; -
Дать психолого-педагогическую характеристику подростков; -
Проанализировать театральную деятельность как средство развития творческих способностей подростков; -
Проанализировать образное решение спектакля «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда; -
Реализовать спектакль «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Работа состоит из двух глав. В первой главе «Теоретические основы организации любительского театра для молодежи» рассматриваются особенности и возможности любительского театра; психолого-педагогическая характеристика подростков и театральная деятельность как средство развития творческих способностей подростков.
Во второй главе «Разбор и постановка пьесы «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда» анализируется образное решение спектакля по выбранной пьесе и описывается реализация спектакля.
В заключении подводятся итоги, основные выводы по проделанной работе.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
-
ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА
Любительский театр как уникальное явление культуры исследуют культурологи, историки театра, искусствоведы. Несмотря на то, что в предыдущее десятилетие число исследований этой темы сократилось, в то же время феномен любительского театра и как в исторических, так и в современных аспектах в последние годы все чаще становится предметом социокультурного анализа [Бондаренко, 2012].
Театральное творчество обладает повышенной общественной востребованностью, а, следовательно, и новыми подходами государственного покровительства. В качестве основополагающего фактора этих позитивных перемен в судьбе мы вправе считать Федеральную Целевую программу «Культура России», Концепцию художественного образования в Российской Федерации, Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, ряд нормативных документов и программ ООН и ЮНЕСКО: «Концепция устойчивого развития», «Рекомендации по сохранению фольклора», «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира»,— а также региональные программы, направленными на сохранение и развитие национальной культуры.
Федеральный закон «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации», принятый 23 декабря 1999 г., четко определил отношения, возникающие в связке созданием и публичным показом в живом исполнении театральных постановок, обозначил правовые основы театральной деятельности, в Российской Федерации, а также формы её государственной поддержки и развития. Причём в сферу деятельности государства согласно данному Закону входят все действующие и вновь, создаваемые в Российской Федерации театры, театральные организации, а также иные организации, осуществляющие в соответствии со своими уставами театральную деятельность, в том числе и в сфере любительского театрального творчества.
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации, а также иных лиц на свободу художественного творчества, участие в театральной деятельности, пользование услугами театров и театральных организаций, на доступ к произведениям театрального искусства30, посредством решения, следующих задач:
-
сохранение самобытности театральной культуры народов России, развитие межрегиональных, межнациональных и международных культурных связей; -
создание правовых гарантий для сохранения исторически сложившейся системы государственных и муниципальных театров, развития театров иных организационных форм и форм собственности, реализации инновационных проектов в сфере театральной деятельности; -
защита прав постановщиков и актёров на театральную постановку; -
последовательное проведение политики государственного протекционизма в отношении театрального искусства, творческих работников театров и других организаций, осуществляющих в соответствии со своими Уставами театральную деятельность; -
финансово-экономическое обеспечение деятельности театров, системы социальной защиты работников театров; -
создание условий для обновления творческих составов театров.
Основными способами поддержки театральной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления являются:
-
создание условий для развития театральной деятельности, инфраструктуры театрального рынка, для расширения сети театров, прежде всего театров для детей; -
выделение инвестиций на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт театральных зданий и сооружений, модернизацию оборудования; -
полное или частичное финансирование государственных и муниципальных театров; -
размещение на конкурсной основе целевых творческих заказов на выполнение театрами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности отдельных проектов и мероприятий, предусмотренных федеральными и иными целевыми программами в области культуры и искусства, а также выделение субвенций театрам, проводящим льготную ценовую политику по отношению к социально незащищённым слоям населения; -
участие в организации и финансировании международных, всероссийских, межрегиональных и региональных театральных фестивале конкурсов и смотров, международных театральных обменов; -
ежегодное выделение бюджетных средств на создание и закупку драматических и музыкально-драматических произведении, постановку спектаклей по этим произведениям, реализацию инновационных проектов, осуществление гастрольной деятельности; -
учреждение для выдающихся деятелей театра, молодых талантливых авторов и исполнителей; государственных и муниципальных стипендий, призванное содействовать созданию новых произведений театрального искусства; -
предоставление налоговых и иных льгот некоммерческим театрам и театральным, организациям, а также юридическим и физическим; лицам, вкладывающим: свои средства, в театральную деятельность; -
полное или частичное освобождение некоммерческих театров и театральных организаций от платы за пользование зданиями, сооружениями, оборудованием: и иным имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности; -
распространение на некоммерческие театры и театральные организации тарифов на электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и другие коммунальные услуги, установленных для населения; -
содействие пропаганде театрального искусства в государственных средствах массовой информации; -
иные способы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.