Файл: Теоретические основы организации любительского театра для молодежи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любительский театр как территория развития творческого потенциала молодежи
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….………..…...

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ............................


7

1.1 Особенности и возможности любительского театра ………………..

7

1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков …………...

13

1.3 Театральная деятельность как средство развития творческих способностей подростков …………………………………………………


15

ГЛАВА II. РАЗБОР И ПОСТАНОВКА ПЬЕСЫ «БЕЗУМИЕ ПИГМАЛИОНА» ТАРАСА ДРОЗДА …………………………………


21

2.1 Образное решение спектакля «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда ……………….…………………………………………..................


21

2.2 Реализация спектакля «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда ……..

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...

27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………...…………………

30



ВВЕДЕНИЕ

Люди всегда нуждаются в искусстве. Театр необходим зрителю. Люди получают от этого несравнимое удовольствие, заряжаются положительной энергией. Театральное творчество - это прежде всего замечательное средство творческого самовыражения, через которое воспитывается в людях все доброе, прекрасное. На сцене театра совершаются открытия и воплощаются идеи вдохновенных людей, свершается новое и неизведанное, выражаются средствами искусства веяния времени, взгляды на жизнь. Театр передает своими выразительными средствами поколениям людей духовное наследие предшествующих поколений.

Театр является своеобразной школой жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Вызывает раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души.


Любительские театры являются одним из важнейших форм творческого развития личности. В театральных коллективах, куда люди приходят из любви к творчеству, первоочередной задачей руководителя является создание благоприятных условий для творческого процесса и высокой этической атмосферы.

В последнее время существуют проблемы, которые мешают участникам коллектива полностью раскрыть свой творческий потенциал, поскольку руководители коллективов не всегда задумываются о художественных задачах, творческом подходе при разработке и постановке спектаклей.

У каждого самодеятельного коллектива должна быть своя история развития, но для основной ступенькой его возникновения вначале должна стать общественная необходимость в его создании в данном месте, в данное время. Как известно, участие в самодеятельном коллективе добровольное. Только действительный личный интерес к культуре, искусству, к самому театру, личная потребность в творческом развитии приводит человека на репетицию, и он посвящает самодеятельному театру годы, десятилетия. Но творческая судьба и жизнеспособность самодеятельного театрального коллектива зависят не только от личных способностей и интересов участников, личные стремления так или иначе должны соответствовать общественным потребностям той среды, в которой театр рождается и существует.

Подростковый возраст – это переходный момент от детства к взрослой жизни. Этот возраст является одним из самых сложных возрастных этапов в жизни человека. Именно в этот период происходит закладывание основы основных черт характера, стилей поведения, привычек, жизненных ориентаций и многое другое. Таким образом, от успешности прохождения этого этапа отчасти зависит и дальнейшая взрослая жизнь человека [Эльконин, 2005].

Российский психолог А.В. Петровский писал, что личность представляет собой сочетание психологических особенностей, которые образуют своеобразие человека и отличают его от других людей.

Развитие личности в подростковом возрасте проходит очень сложно и неоднозначно. О.П. Солодилова отметила, что «…потребность познать себя и стремление открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни» [Солодилова, 2005, с. 37].

Одна из главных потребностей подростков состоит в смене деятельности, частой смене интересов. Отследить и предугадать эти изменения невозможно, но при этом реально расширить круг предлагаемых услуг в сфере подросткового досуга.



Театр представляет собой один из наиболее доступных видов искусства для вовлечения подростков в культурно-досуговую деятельность. Театр помогает развить у детей и подростков качества, необходимые для общения с самыми различными категориями людей, стать личностью, интересной, востребованной, занимающей лидирующие позиции во всех начинаниях.

Именно благодаря занятиям театральной деятельностью подросток может наладить общение со сверстниками, что является ключевой потребностью в этом возрасте, понять, что все люди разные, принять их различий, уметь сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. При всем это театр остается важным и эффективным средством приобщения к культуре [Гаевский, 2014].

Любительский театр способен объединять различные виды творчества, создавать благоприятную атмосферу для развития необходимых современному молодому человеку умений и навыков. Овладение разными видами творческой деятельности, в том числе и театральной, позволяет активизировать развитие эмоциональности, коммуникабельности, активности, уверенности в себе, креативности, способности к самораскрытию, умения работать в коллективе, стремления к гармоничным отношениям с людьми и жизнью [Донова, 2007].

В последнее время происходит активное возрождение любительского театрального движения, казалось, почти угасшего в прошлом десятилетии. Образуются различные театральные коллективы, студии, проводятся фестивали и конкурсы любительского театрального творчества.

Современный любительский театр качественно отличается от того, каким он был тогда, когда активно заявил о себе как о самостоятельном социокультурном явлении, но его роль в формировании социокультурного пространства современной молодежи остается по-прежнему значительной.

Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы «Любительский театр как территория развития творческого потенциала молодежи».

Объект исследования – организация театральной деятельности с молодежью.

Предмет исследования – любительский театр как средство развития творческого потенциала молодежи.

Цель исследования – проанализировать возможности любительского театра в работе с подростками на примере постановки «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи.


Задачи исследования:

  1. Проанализировать особенности и возможности любительского театра;

  2. Дать психолого-педагогическую характеристику подростков;

  3. Проанализировать театральную деятельность как средство развития творческих способностей подростков;

  4. Проанализировать образное решение спектакля «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда;

  5. Реализовать спектакль «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Работа состоит из двух глав. В первой главе «Теоретические основы организации любительского театра для молодежи» рассматриваются особенности и возможности любительского театра; психолого-педагогическая характеристика подростков и театральная деятельность как средство развития творческих способностей подростков.

Во второй главе «Разбор и постановка пьесы «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда» анализируется образное решение спектакля по выбранной пьесе и описывается реализация спектакля.

В заключении подводятся итоги, основные выводы по проделанной работе.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ


    1. ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА

Любительский театр как уникальное явление культуры исследуют культурологи, историки театра, искусствоведы. Несмотря на то, что в предыдущее десятилетие число исследований этой темы сократилось, в то же время феномен любительского театра и как в исторических, так и в современных аспектах в последние годы все чаще становится предметом социокультурного анализа [Бондаренко, 2012].

Театральное творчество обладает повышенной общественной востребованностью, а, следовательно, и новыми подходами государственного покровительства. В качестве основополагающего фактора этих позитивных перемен в судьбе мы вправе считать Федеральную Целевую программу «Культура России», Концепцию художественного образования в Российской Федерации, Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, ряд нормативных документов и программ ООН и ЮНЕСКО: «Концепция устойчивого развития», «Рекомендации по сохранению фольклора», «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира»,— а также региональные программы, направленными на сохранение и развитие национальной культуры.


Федеральный закон «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации», принятый 23 декабря 1999 г., четко определил отношения, возникающие в связке созданием и публичным показом в живом исполнении театральных постановок, обозначил правовые основы театральной деятельности, в Российской Федерации, а также формы её государственной поддержки и развития. Причём в сферу деятельности государства согласно данному Закону входят все действующие и вновь, создаваемые в Российской Федерации театры, театральные организации, а также иные организации, осуществляющие в соответствии со своими уставами театральную деятельность, в том числе и в сфере любительского театрального творчества.

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации, а также иных лиц на свободу художественного творчества, участие в театральной деятельности, пользование услугами театров и театральных организаций, на доступ к произведениям театрального искусства30, посредством решения, следующих задач:

  • сохранение самобытности театральной культуры народов России, развитие межрегиональных, межнациональных и международных культурных связей;

  • создание правовых гарантий для сохранения исторически сложившейся системы государственных и муниципальных театров, развития театров иных организационных форм и форм собственности, реализации инновационных проектов в сфере театральной деятельности;

  • защита прав постановщиков и актёров на театральную постановку;

  • последовательное проведение политики государственного протекционизма в отношении театрального искусства, творческих работников театров и других организаций, осуществляющих в соответствии со своими Уставами театральную деятельность;

  • финансово-экономическое обеспечение деятельности театров, системы социальной защиты работников театров;

  • создание условий для обновления творческих составов театров.

Основными способами поддержки театральной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления являются:

  • создание условий для развития театральной деятельности, инфраструктуры театрального рынка, для расширения сети театров, прежде всего театров для детей;

  • выделение инвестиций на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт театральных зданий и сооружений, модернизацию оборудования;

  • полное или частичное финансирование государственных и муниципальных театров;

  • размещение на конкурсной основе целевых творческих заказов на выполнение театрами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности отдельных проектов и мероприятий, предусмотренных федеральными и иными целевыми программами в области культуры и искусства, а также выделение субвенций театрам, проводящим льготную ценовую политику по отношению к социально незащищённым слоям населения;

  • участие в организации и финансировании международных, всероссийских, межрегиональных и региональных театральных фестивале конкурсов и смотров, международных театральных обменов;

  • ежегодное выделение бюджетных средств на создание и закупку драматических и музыкально-драматических произведении, постановку спектаклей по этим произведениям, реализацию инновационных проектов, осуществление гастрольной деятельности;

  • учреждение для выдающихся деятелей театра, молодых талантливых авторов и исполнителей; государственных и муниципальных стипендий, призванное содействовать созданию новых произведений театрального искусства;

  • предоставление налоговых и иных льгот некоммерческим театрам и театральным, организациям, а также юридическим и физическим; лицам, вкладывающим: свои средства, в театральную деятельность;

  • полное или частичное освобождение некоммерческих театров и театральных организаций от платы за пользование зданиями, сооружениями, оборудованием: и иным имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности;

  • распространение на некоммерческие театры и театральные организации тарифов на электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и другие коммунальные услуги, установленных для населения;

  • содействие пропаганде театрального искусства в государственных средствах массовой информации;

  • иные способы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.