Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 92480
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На уроках русского языка разъясняется не только смысл пословиц, но и изучается целый ряд грамматических правил.
В процессе изучения суффиксов школьники составляют Словарь профессий с целью ознакомления с разными специальностями (аптекарь, библиотекарь — суффикс -арь-; водитель, строитель — суффикс -тель-; доменщик, каменщик — суффикс -щик-; лётчик, переплётчик — суффикс -чик-; тракторист, машинист тепловоза — суффикс -ист-; комбайнер, модельер — суффикс -ер-; дворник, печник — суффикс -ник-; банкир, кассир — суффикс -ир- и др.)
Ученики наблюдают за изменением частей слова, выявляют существенные признаки морфемного состава, объясняют смысл пословиц, убеждаются в том, что человек без труда не проживет, истинная ценность человека — в его делах. Сокровищами культуры школьники овладевают как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка. Для выполнения орфографических и грамматических заданий предлагаются строки из стихотворений известных поэтов: ОтгОвОрила роща зОлотая бЕрёзовым, вЕсёлым Языком (С. Есенин). Куст заден..шь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызн..т роса серебристая (И. Никитин). Для развития эстетических чувств необходимо добиваться выразительного чтения текста, учить школьников находить изобразительные средства языка и наслаждаться красотой, емкостью русского слова.
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников осуществляется при изучении предложений по цели высказывания, так как в качестве примеров побудительных предложений рассматриваются афоризмы: Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам (Л. Толстой); Говорите только правду, и тогда вам не нужно ни о чём помнить (М. Твен); Не навязывай никому того, что хочешь для себя: вкусы различны (Б. Шоу). После объяснения смысла высказываний выполняются орфографические и морфологические задания: вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, определить число и падеж имен существительных и др.
С целью патриотического воспитания при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам» в качестве примера предлагаются стихотворения о Родине.
Учащиеся выписывают формы слова Россия, вопросы к нему, подбирают слова «помощники» и знакомятся с названиями падежей в русском языке. Нравственное развитие школьников невозможно без овладения эмоционально-оценочной лексикой, содержащей перечень положительных качеств человека, которые мы ценим в других и которые нам необходимо воспитать в себе. С этой целью при изучении имени прилагательного учащиеся составляют «Азбуку нравственности» и выполняют самые разнообразные упражнения: находят слова-синонимы (аккуратный — опрятный, чистоплотный; вежливый — деликатный, тактичный; внимательный — сердечный, чуткий, отзывчивый; точный — пунктуальный; верный —преданный); подбирают слова-антонимы (трудолюбивый — ленивый, терпеливый — торопливый, уверенный — робкий, щедрый — скупой), учатся характеризовать себя, друга, одноклассника, родителей, сестер и братьев. У учителя есть
возможность познакомить детей с такими качествами, как благородство, благодарность, великодушие, милосердие.
Духовно-нравственное развитие школьников невозможно без их психического и физического развития. Психическое развитие характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
С целью развития мышления учащимся предлагается задание: найти закономерность в упражнениях по чистописанию:
— соединение строчной буквы а с буквами алфавита;
— соединение буквы а с буквами названий месяцев;
— соединение буквы в с буквами названий цветов радуги;
— соединение буквы р с буквами названий дней недели.
Полезным может быть упражнение найти «лишнее» и объяснить, почему оно «лишнее». Учащиеся в столбик записывают предложные сочетания имен существительных и определяют, по каким признакам каждое из них может быть лишним. При этом ученикам сообщается, что каждое слово может быть «лишним» несколько раз, в зависимости от грамматических, морфемных и орфографических свойств.
Физическое развитие определяет способность к труду, обеспечивает гармоническое развитие личности, является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. На каждом уроке русского языка желательно проводить динамическую паузу с целью предупреждения общего утомления и переключения с умственной деятельности на умственно-физическую. Рассмотрим примеры динамических пауз на уроках при изучении правописания безударных проверяемых гласных в корне слова. Игра с мячом. Нужно поймать мяч и назвать проверочное слово и букву на месте безударного гласного (слова могут быть записаны на доске).
С..ва, вор..бей, сол..вей, в..рона.
Как назвать все эти слова одним словом? Работа с сигнальными карточками (стоя). У вас в руках сигнальные карточки. Покажите, какую букву нужно писать в корне. Назовите проверочные слова.
Н..чевала тучка з..л..тая на груди утёса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазури вес..ло играя (М. Лермонтов).
Люблю гр..зу в начале мая, когда в..сенний, первый гром, как бы р..звяся и играя, гр..хочет в небе голубом (Ф. Тютчев).
Игра «Если...». Например, если в названии професии нужно писать букву а, то учащиеся поднимают руки вверх, если букву о — приседают.
ВАхтёр, вОдолаз, гОрновой, стАлевар, мотОрист, продАвец, рАдист, стрОитель, тАнцор, трАкторист, фОтограф, чАсовщик, шАхтёр, повАр.
Высокая двигательная активность — часть физического развития — достигается не только проведением физкультминуток, но и специальными упражнениями, связанными с беседой о разных видах спорта, о необходимости активного отдыха, прогулок, занятий в спортивных секциях.
Загадки, ребусы, шифровки создают благоприятный психоэмоциональный климат в классе.
1. Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Выделите окончание. Вставьте его вместо точек. Какое слово получилось?
Рассказывал о (храбрый) зайце — ...лет (омлет — яичница из взболтанных с мукой и молоком яиц). Вернулся (раннее) утром — нал… (налим — хищная рыба с пятнистой кожей, рыба — полезный продукт питания). Около (оздоровительный) лагеря — ...род (огород).
2. Какая буква «лишняя» в каждой строчке?
е, ё, о, ю (обозначает твердость согласного)
т, п, с, в (обозначает звонкий парный согласный)
о, а, и, у (звук о не бывает в безударном слоге)
ж, щ, ш, ц (обозначает непарный мягкий согласный)
а, о, ы, и (обозначает мягкость согласного)
Из этих букв составьте слово. Овощи — полезные продукты.
Вывод: уроки русского языка содержат немало возможностей для духовно-нравственного и физического развития и воспитания младших школьников.
Конспект по литературному чтению, журнал "Начальная школа", выпуск №12, 2015 год
Обучение речевому этикету на уроках литературного чтения, В.А. Федосов, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования, Владимирский госудорственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых.
Речевой этикет — это общепринятые слова, устойчивые словосочетания, которые употребляются в общении для установления речевого контакта (коммуникации) с собеседником — Здравствуйте!, для поддержания этого контакта — Как дела? — Нормально, для завершения контакта — До свидания! В научной, учебной и справочной литературе насчитывается до 15 видов речевого этикета: обращение, приветствие, знакомство, приглашение, поздравление, благодарность, прощание и др.
Каждый человек, говорящий на конкретном языке, знает и умеет употреблять все виды речевого этикета, так как без этого невозможно общение. Неслучайно при изучении иностранного языка, например русского как иностранного, первые слова, которые усваиваются учащимися, — это слова речевого этикета: спасибо, пожалуйста и др. В начале изучения русского языка как родного тоже обращается внимание на слова речевого этикета. Например, «Азбука» русского языка начинается с обращения учителя к первоклассникам: «Познакомьтесь с новыми друзьями. Назовите свои имена»; на
первой странице нарисованы девочка и мальчик, под которыми написано: Аня, Ваня. Еще в одном месте этой «Азбуки» учитель спрашивает учеников: «Какие слова вежливости необходимы в общении?» Однако эти слова в «Азбуке» не названы, только сказано учителем, что это золотые слова. К сожалению, больше попыток приобщения первоклассников к речевому этикету в названной «Азбуке» нет.
Хороший материал для изучении речевого этикета в начальной школе дают учебники по литературному чтению: по 2 книги на каждый класс — всего 8 книг. Как известно, эти учебники представляют собой сборники (хрестоматии) художественных текстов, в каждом из которых содержится много выражений речевого этикета. В учебниках «Литературное чтение» для II, III и IV классов имеется до 100 различных форм речевого этикета в текстах. На эти этикетные формы при изучении каждого текста можно обращать внимание учащихся, анализировать, комментировать и т.д. Однако в учебниках нет специальных заданий, специальных вопросов о речевом этикете, тем более с употреблением самого термина. В Федеральных стандартах прямо указывается на необходимость для учащихся начальных классов «овладения первоначальными представлениями... о правилах речевого этикета».
Учителя начальных классов обучают школьников речевому этикету, но делается это от случая к случаю. Например, входит учитель в класс и говорит: Здравствуйте, ребята!, и учащиеся отвечают: Здравствуйте! Толкнул мальчик девочку, учитель говорит ему: Извинись! Получила девочка в подарок от учителя книгу, а спасибо не сказала, учитель учит ее: «А что надо сказать?» Но чтобы специально учить речевому этикету — речевому поведению как части поведения вообще, — то в целом это в начальной школе целенаправленно не делается.
Способы специального обучения учащихся начальной школы речевому этикету при чтении (изучении) текстов учебников «Литературное чтение». Это обучение складывается из следующих составных частей: 1) информирование учащихся о речевом этикете; 2) распознавание случаев речевого этикета в текстах учебников; 3) особо — распознавание трудных случаев речевого этикета (с помощью наводящих вопросов учителя); 4) разграничение правильного и неправильного употребления слов речевого этикета персонажами художественного текста; 5) упражнения на употребление слов и выражений речевого этикета.
Вывод: слово этикет в Толковом словаре определяется как порядок поведения. Значит, речевой этикет — это порядок речевого поведения. В школе мы воспитываем детей, учим их, как надо вести себя в классе, на уроке, на перемене, на улице и т.д. Точно так же мы должны целенаправленно воспитывать и их речевое поведение в тех же самых местах.
Конспект по окружающему миру, журнал "Начальная школа", выпуск №1, 2013 год
Проектно-исследовательская деятельностьпри изучении курса "Окружающий мир", Т.Н. Демидко, учитель начальных классов, Черчетская школа, г. Тайшет, Иркутская область.
В современном обществе возможность осуществлять поиск становится ценностной установкой, а умение решать проблемы — одной из задач образования. Это объясняет большой интерес к исследовательской деятельности учащихся, которая формируется при изучении различных предметов начиная с младших классов. Обучение началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо на уроке, в условиях дополнительного образования, внеклассной работы. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Исследовательская деятельность формирует у школьников положительную мотивацию к получению знаний. Одной из особенностей организации исследовательской деятельности в начальной школе является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабые.
Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Данная цель может считаться достигнутой в том случае, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.
Исследовательская деятельность требует реализации ряда принципов, в частности:
• естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.);
• осознанности (как проблемы, цели и задачи, так и хода исследования и его результатов);
• самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт);
• принципа наглядности (ребенок изучает мир не только по книгам, но и какой он есть на самом деле).
В процессе наблюдений за учащимися были выявлены мотивы участия в исследовательской работе: интерес к исследуемому предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; удовлетворение процессом работы; возможность получения награды. Различают три уровня использования исследовательского метода обучения: