Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 92482
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1-й у р о в е н ь — учитель ставит перед учащимися проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й у р о в е н ь — учитель только ставит проблему, а учащиеся самостоятельно выбирают метод исследования;
3-й у р о в е н ь — постановка проблемы, выбор метода и само решение осуществляются учащимися.
Наиболее приемлемым оказался второй уровень использования исследовательского метода, когда учитель выбирает тему и мотивирует запрос, а учащиеся сами выполняют исследование. При этом в ходе исследования учитель обучает школьников способам деятельности, консультирует, анализирует недостатки в работе и дает рекомендации по их устранению. Устранив недостатки, учащиеся представляют свой исследовательский проект. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема исследования не должна быть навязана ребенку. Вместо живого, увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное «добровольно-обязательное» мероприятие. В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать детей, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда желаемый результат будет достигнут.
Вывод: не нужно заниматься наставлениями; необходимо помогать детям действовать независимо, не нужно давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. На основе тщательного наблюдения и оценки определите сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями. Не нужно сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. Научить детей не торопиться с вынесением суждения и прослеживать межпредметные связи. Приучить детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Помочь детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Приложение 4
Педагогическая копилка физминуток разного вида для уроков в начальной школе.
Физкультминутки для физической активности:
№1
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнём мы ножки.
Согнём правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнём левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Поворот, наклон, прыжок
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
В ладошки мы похлопаем
В ладошки мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз — присели, два — привстали,
Три — нагнулись и достали
Правой ручкой башмачок,
Левой ручкой — потолок.
И ещё разок присядем!
А теперь на место сядем.
№2
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши).
№3
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
№4
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
№5
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
Физкультминутки для снятия перенапряжения со зрительного аппарата
№1
Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз.
(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.)
Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.)
Вот налево повернулась. (Смотрят влево.)
Проводила взглядом мух.
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз. (Дети приседают.)
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота. (Смотрят прямо.)
И закрыла их в мурчаньи. (Закрывают глаза руками.)
№2
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
№3
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)
№4
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)
№5
Белка дятла поджидала,(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками.)
И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).
Физкультминутки для гимнастики пальцев рук:
№1
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
№2
Дети встают из-за парт, становятся в проход так, чтобы можно было вытянуть вперед руку и не задеть товарища.
Вот помощники мои, - вытягивают руки вперед
Их как хочешь поверни. - поворачивают кистями в разные стороны
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели - хлопают в ладоши
И работать захотели.
Тихо все на место сели. - дети садятся за парты
№3
В этой разминке повторяем движения за словами:
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем,
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
№4
Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(Дети загибают по очереди пальцы, сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)
№5
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
Физкультминутки для устранения искривления осанки:
№1
«Часы»
Основная стойка
Поочередно менять положение рук: вперед-назад.
№2
«Стрелки»
Ноги вместе, руки в стороны
Скрестить руки вверху, развести в стороны, скрестить внизу.
№3
«Маятник»
Ноги врозь, руки на поясе
Покачиваться вправо-влево.
№4
«Пружинки»
Основная стойка, руки на поясе, спина прямая
Полуприседать, руки за голову, локти назад.
№5
«Озорной котенок»
Основная стойка
Подняться на носки, руки к плечам, ладони вперед, тянуться вверх, живот подтянут, лопатки вместе.
Физкультминутки для снятия общего переутомления:
№1
Игра «Карлики – Великаны».
По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Учитель тоже выполняет вместе с учениками все действия, но через некоторое время нужно начать делать ошибки. (Например, присесть при слове «Великаны»).
Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Можно устроить соревнование: ученики, сделавшие ошибку, садятся за парту. Таким образом, останется только победитель.
№2
Игра «Найди лишнего».
Учитель договаривается с классом, какие он будет перечислять предметы (например, фрукты). Далее, в процессе называния очередного предмета, дети или сидят спокойно, если предмет назван верно, или хлопают, если предмет назван неверно.
Например: яблоко, апельсин, булка (хлопок), груша, арбуз (хлопок), тыква (хлопок), банан, абрикос, огурец (хлопок) и т.п.
Повторить игру заданием новой группы предметов.
Например:
Головные уборы: шляпка, кепка, ботинок (хлопок), платок, пальто (хлопок), шапка, фуражка и т.п.
№3
Игра с мячом «Назови цвет».
Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета названный предмет;
Например:
- уголь – черный,
- помидор – красный,
- апельсин – оранжевый,
- трава – зеленая,
- снег – белый,
- солнце – желтое и т.п.
№4
Игра с мячом «Следующее слово».
Учитель кидает мяч, называя слово, а ученик возвращает мяч, называя следующее по смыслу и порядку слово.
Примеры: январь-февраль; зима-весна; вторник-среда; лето-осень; март-апрель; и т.п.
Игру можно провести в виде соревнования, кто ошибся – садится. Таким образом, в конце игры остается один или несколько победителей.
№5
Игра «Ухо - Нос».
По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо (свое, конечно), по команде «Нос»- за нос. Учитель тоже выполняет вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинает делать ошибки, например, по команде «Нос» он хватается за ухо, но дети должны делать правильно. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Можно предложить соревнование: дети, которые ошиблись – садятся. Таким образом, остаются победители (можно остановиться на нескольких победителях).
Приложение 5
Изготовленные наглядные пособия к урокам.
Умк: «Школа России».
Авторы учебника: «Математика» Моро М.И., Бантова М.И. и другие.
Класс: 3.
Тема: «Деление нуля на число».
Умк: «Школа России».
Авторы учебника: «Русский язык» В.П. Канакина.
Класс: 3.
Тема: «Правописание предлогов и приставок».
Умк: «Школа России».
Авторы учебника: «Изобразительное искусство».
Класс: 4.
Тема: «Роспись по стеклу. Витраж».
Умк: «Школа России».
Авторы учебника: «Музыка».
Класс: 4.
Тема: «Музыкальные жанры».
Умк: «Школа России».
Авторы учебника: «Окружающий мир», Плешаков.
Класс: 3.
Тема: «Экономика и экология».
Умк: «Школа России».
Авторы учебника: «Физическая культура», В.М. Лях.
Класс: 1-4 классы.
Тема: «Техника плавания».