Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Менеджер объясняет клиенту условия оплаты мебели.
5. Далее возможны два варианта: Клиент отказывается и на этом текущий бизнес-процесс прерывается; Клиент сразу полностью оплачивает заказ, и ему выдаётся чек об оплате;
6. Если бизнес-процесс не был прерван, то менеджер формирует бланк заказа, в котором указывает личную информацию клиента, выбранный тип изделия, дополнительные пожелания клиента.
7. Далее менеджер относит бланк заказа в проектный отдел, на этом поток событий данного прецедента заканчивается.
Рисунок 3.6 Поток событий прецедента «Оформление заказа»
Вторым в последовательности событий бизнес-процесса «Продажа мебели на заказ» является прецедент «Проектирование», в котором описан процесс проектирования заказанной мебели. В данном бизнес процессе взаимодействуют два отдела: проектный отдел и отдел материально-технического снабжения.
3.2 Поток событий прецедента «Проектирование»
1. Один из проектировщиков принимает бланк заказа от менеджера по работе с клиентами.
2. Проектировщик начинает разрабатывать проект изделия, и в процессе учитывает пожелания клиента.
3. Далее проектировщик оценивает материальные затраты на изготовление мебели.
4. Проектировщик формирует заявку на необходимые материалы и относит её в отдел по материально-техническому снабжению.
5. Оператор автоматизированного учета сверяет по базе данных наличие необходимых материалов.
6. Если необходимые материалы отсутствуют, то материально-ответственный кладовщик заказывает необходимые материалы у поставщиков, по факту доставки он их принимает и подписывает счет-фактуру.
7. После доставки, или если материалы были в наличии, материально-ответственный кладовщик сообщает о наличии необходимых материалов в сборочный цех.
8. Проектировщик относит готовый проект мебельным мастерам в сборочный цех. На этом поток событий данного прецедента заканчивается.
Третьим в последовательности событий бизнес-процесса «Продажа мебели на заказ» является прецедент «Изготовление», в котором описан процесс изготовления мебели.
Рисунок 3.7 Поток событий прецедента «Проектирование»
Поток событий прецедента
«Изготовление» (Рисунок 3.8):
1. Мебельный мастер принимает проект изделия.
2. В соответствии с проектом мебельный мастер изготавливает необходимую мебель.
3. Далее приглашается ответственный за заказ проектировщик, для контроля качества изделия. На этом шаге последовательность прецедента «Изготовление» заканчивается.
Рисунок 3.8 Поток событий прецедента «Изготовление»
Таким образом, прецедентная модель бизнес-процесса «Продажа заказного продукта» построена.
3.3 Построение объектной модели существующего бизнес-процесса
Объектная модель существующего бизнеса показывает как, и за счет чего реализуются прецеденты. Данная модель раскрывает внутреннее устройство бизнеса, а именно: какие виды ресурсов используются для реализации прецедентов и каким образом они взаимодействуют. Описание объектной модели базируется на понятии "объект". Объекты представляют участников процессов и различного рода сущности (готовая продукция, заказ и т.д.) [5].
Интерфейсные объекты, исследуемого бизнес-процесса:
1. Менеджер по работе с клиентами. Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: взаимодействует с клиентами, оформляет заказы, принимает оплату от клиентов за заказы.
2. Материально-ответственный кладовщик. Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: взаимодействие с поставщиками, принимает материалы и подписывает счет-фактуру.
3. Водитель-экспедитор. Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: доставка готового изделия клиенту.
Управляющие объекты, исследуемого бизнес-процесса:
1. Проектировщик. Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: проектирование изделия, управление исполнением проекта, контроль.
2. Оператор автоматизированного учета. Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: ведение автоматизированного учета, работа с базой данных.
3. Мебельный мастер (Сборщик). Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: изготовление продукта в соответствии с проектом.
Объекты-сущности, исследуемого бизнес-процесса:
1. Чек – документ, выдаваемый по факту оплаты заказа.
2. Каталог – документ отражающий ассортимент выпускаемой продукции.
3. Бланк заказа – документ, в который входит номер заказа, дата заказа, информация о клиенте, выбранный тип, эскиз изделия, пожелания клиента.
4. Проект изделия – проект заказанной мебели.
5. Заявка на материалы – документ, характеризующий необходимые материалы и их объемы.
6. База данных – программа, позволяющая вести материальный учет в фирме.
7. Материалы – необходимы для производства заказного изделия.
8. Счет-фактура – документ, подписываемый по факту отгрузки материалов.
9. Готовое изделие – результат производства, характеризуется принадлежностью к какому-либо заказу.
В таблице 3.1 приведено описание взаимосвязи объектов друг с другом.
Таблица 3.1 – Взаимосвязь объектов друг с другом
№ п/п | Объекты связи | Вид связи | Содержание связи |
1 | Клиент – Менеджер по работе с клиентами | отношение коммуникации | Клиент обращается к менеджеру для оформления заказа на изготовление мебели |
2 | Менеджер - Клиент | отношение коммуникации | Менеджер предоставляет клиенту каталог возможных эскизов изделий |
3 | Клиент - Каталог | отношение использования | Клиент выбирает подходящий эскиз |
4 | Клиент - Менеджер | отношение коммуникации | Клиент выказывает свой выбор и пожелания |
5 | Менеджер - Клиент | отношение коммуникации | Менеджер объясняет условия и сроки |
6 | Клиент - Менеджер | отношение коммуникации | Клиент оплачивает заказ |
7 | Менеджер – Чек | отношение использования | Менеджер печатает чек |
8 | Менеджер - Клиент | отношение коммуникации | Менеджер отдаёт клиенту чек |
9 | Менеджер – Бланк заказа | отношение использования | Менеджер формирует бланк заказа |
10 | Менеджер – Проектировщик | отношение коммуникации | Менеджер относит бланк заказа проектировщику в проектный отдел |
11 | Проектировщик – Бланк заказа | отношение использования | Проектировщик принимает бланк заказа |
12 | Проектировщик – Проект изделия | отношение использования | Проектировщик разрабатывает проект |
13 | Проектировщик – Проект изделия | отношение использования | Проектировщик оценивает проект |
14 | Проектировщик – Заявка на материалы | отношение использования | Проектировщик формирует заявку на материалы |
15 | Проектировщик – Оператор автоматизированного учёта | отношение коммуникации | Проектировщик передаёт оператору автоматизированного учёта заявку на материалы |
16 | Оператор автоматизированного учёта - Заявка на материалы | отношение использования | Оператор автоматизированного учёта принимает заявку на материалы |
17 | Оператор автоматизированного учёта – База данных | отношение использования | Оператор автоматизированного учета сверяет наличие необходимых материалов с имеющимися материалами |
18 | Материально-ответственный кладовщик - Поставщики | отношение коммуникации | Материально-ответственный кладовщик заказывает необходимые материалы у поставщиков |
19 | Поставщики – Материально-ответственный кладовщик | отношение коммуникации | Доставка материалов |
20 | Материально-ответственный кладовщик - Материалы | отношение использования | Приём материалов |
21 | Материально-ответственный кладовщик – Счет-фактура | отношение использования | Подписывает счет-фактуру |
22 | Материально-ответственный кладовщик - Сборщик | отношение коммуникации | Сообщение о наличии материалов на складе |
23 | Проектировщик - Сборщик | отношение коммуникации | Передача проекта изделия сборщику |
24 | Сборщик – Проект изделия | отношение использования | Сборщик мебели получает и изучает проект изделия |
25 | Сборщик – Готовое изделие | отношение использования | Сборщик изготавливает изделие |
26 | Сборщик - Проектировщик | отношение коммуникации | Сборщик приглашает проектировщика для контроля качества изделия |
27 | Проектировщик – Готовое изделие | отношение использования | Контроль качества изделия |
28 | Проектировщик - Сборщик | отношение коммуникации | Проектировщик говорит оценку качества изделия |
29 | Сборщик – Готовое изделие | отношение использования | Исправление дефектов в готовом изделии |
30 | Сборщик – Водитель-экспедитор | отношение коммуникации | Передача бланка заказа и готового изделия водителю-экспедитору |
31 | Водитель-экспедитор - Клиент | отношение коммуникации | Передача готового изделия |
Примечание: В случае если необходимые материалы имеются на складе, то пункты 18, 19, 20, 21 данной таблицы пропускаются.
3.4 Оценка шагов процесса
Организационная структура мебельной фирмы «Амели» функциональная, т.к. она состоит из множества подразделений выполняющих определенную функцию. Подразделения, подчиненные заместителю директора по производству, пронизывают сильные горизонтальные связи, т.к. данным подразделениям приходится поочередно взаимодействовать в бизнес-процессе [6]. Таким образом, образуется две проблемы: заказ исполняется довольно долго, и стоимость продукции высокая (Рисунок 3.8).
Первая проблема вызвана, проявлением бюрократии в самом негативном её смысле. Сотрудникам приходится постоянно курсировать по отделам своим ходом, выполняя свои функции в бизнес-процессе.
Вторая проблема вызвана массивностью организационной структуры с большим штатом работников. Из-за этого цена конечного продукта высокая.
При обращении клиента, оформление заказа занимает продолжительное время, вся проблема заключается в том, что менеджер по работе с клиентами собственноручно заполняет бланк заказа. Так же стоит отметить, что у клиента нет выбора способов оплаты заказа, он может лишь заплатить по факту заказа.
Таблица 3.2 Оценка шагов бизнес-процесса
Шаги прецедента | УЦ/НУЦ действие | Возможность удаления | Стоимость |
Клиент обращается к менеджеру для оформления заказа на изготовление мебели | НУЦ | Нет | Низкая |
Менеджер предоставляет клиенту каталог возможных эскизов изделий | НУЦ | Нет | Низкая |
Клиент выбирает подходящий эскиз | НУЦ | Нет | Низкая |
Клиент выказывает свой выбор и пожелания | НУЦ | Нет | Низкая |
Менеджер объясняет условия и сроки | НУЦ | Нет | Низкая |
Клиент оплачивает заказ | НУЦ | Нет | Низкая |
Менеджер печатает чек | НУЦ | Да | Низкая |
Менеджер отдаёт клиенту чек | НУЦ | Нет | Низкая |
Менеджер формирует бланк заказа | УЦ | Нет | Низкая |
Менеджер относит бланк заказа проектировщику в проектный отдел | НУЦ | Да | Низкая |
Проектировщик принимает бланк | НУЦ | Да | Низкая |
Проектировщик разрабатывает проект | УЦ | Нет | Средняя |
Проектировщик оценивает проект | НУЦ | Нет | Средняя |
Проектировщик формирует заявку на материалы | НУЦ | Да | Низкая |
Проектировщик передаёт оператору автоматизированного учёта заявку на материалы | НУЦ | Да | Низкая |
Оператор автоматизированного учёта принимает заявку на материалы | НУЦ | Да | Низкая |
Оператор автоматизированного учёта сверяет наличие необходимых материалов с имеющимися материалами | НУЦ | Нет | Средняя |
Материально-ответственный кладовщик заказывает необходимые материалы у поставщиков | УЦ | Нет | Средняя |
Доставка материалов | УЦ | Нет | Средняя |
Приём материалов | НУЦ | Нет | Средняя |
Подписывает счет-фактуру | НУЦ | Нет | Низкая |
Сообщение о наличии материалов на складе | НУЦ | Да | Низкая |
Передача проекта изделия сборщику | НУЦ | Нет | Низкая |
Сборщик мебели получает и изучает проект изделия | НУЦ | Нет | Низкая |
Сборщик изготавливает изделие | УЦ | Нет | Высокая |
Сборщик приглашает проектировщика для контроля качества изделия | НУЦ | Нет | Низкая |
Контроль качества изделия | УЦ | Нет | Низкая |
Проектировщик даёт оценку качеству изделия | НУЦ | Нет | Низкая |
Исправление дефектов в готовом изделии | УЦ | Нет | Высокая |
Передача бланка заказа и готового изделия водителю-экспедитору | НУЦ | Да | Низкая |
Передача готового изделия | УЦ | Нет | Средняя |