Файл: Курсовая работа особенности изучения систем счисления в школьном курсе информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 535

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты

  • предметные – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую, выполнении арифметических действии различных систем;

  • метапредметные – выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, моделирование (преобразование условий задачи в символьную форму), выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи, подведение под понятие;

  • личностные – смолообразование (установление связей между целями и мотивами решения задании на систему счисления), оценивание личностной ценности изучаемых методов и алгоритмов (решения арифметических задач);

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Дидактические средства: учебник Л.Л. Босовой и др., рабочая тетрадь, презентация «Системы счисления», методическое пособие.

Оборудование: Персональный компьютер (ПК), пк учащихся, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь.

Далее в Приложении А представлена технологическая карта урока информатики по теме «Системы счисления».



Заключение


Главной целью исследования данной работы является проработка проблемы изучения основ линии представления темы «Системы счисления» в базовом курсе информатики.

Основная цель изучения систем счисления - систематическое повторение сведений о натуральных числах, их позиционной записи. Традиционно эта тема изучается в старших классах в курсе теоретической информатики.

После изучения материала учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:

  • умеют представлять числа и выполнять арифметические действия в различных системах счисления;

  • умеют устанавливать связь между системами счисления;

  • умеют осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую;

  • умеют находить оптимальный и рациональный способ решения поставленной задачи.

Подведём итоги проделанной работы. Была разработана методика преподавания раздела «Системы счисления» в школьном курсе информатики. Также в ходе курсовой работы был изучен теоретический материал школьного курса информатики, проведен анализ особенностей изучения раздела «Системы счисления» в учебниках разных авторов – Л. Л. Босовой и Н. Д. Угриновича. Далее была разработана контрольная работа по данной теме. В нее входило шесть заданий разного уровня сложности. И в конце был разработан урок по теме «Системы счисления» К уроку была создана презентация для лучшего понимания и представления изучаемого материала.


Список используемых источников





  1. Андреева, Е.В., Фалина И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. Изд. 2-е / Е.В. Андреева. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 г. - 248 с: ил. — Текст: электронный.

  2. Бауэр, Ф.Л., Гооз, Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. 4.1 / Ф.Л. Бауэр. - М.: Мир, 1990. - 336 с; 4.2. - М.: Мир, 1990. - 423 с. — Текст: электронный.

  3. Босова Л., Босова А. Информатика 10 класс / Издательство Бином/Просвещение 2020. – 208 стр. / ISBN 978-5-09-079969-0. — Текст: электронный.

  4. Босова Л., Босова А. Информатика 9 класс / Издательство Бином/Просвещение 2021. – 176 стр. / ISBN 978-5-9963-5479-5. — Текст: электронный.

  5. Бочкарев, В. В. Методика обучения информатике и информационным технологиям: учебное пособие / В. В. Бочкарев. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. — 140 с. — ISBN 978-5-9961-0677-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — Текст: электронный.

  6. Гафурова, Н. В. Методика обучения информационным технологиям. Практиум: учебное пособие / Н. В. Гафурова, Е. Ю. Чурилова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет (СФУ), 2011. – 181 с. – Режим доступа: по подписке. — Текст: электронный.

  7. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2003

  8. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. — Текст: электронный.

  9. Гриценко В. И. Применение компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной и профессиональной школы. К., 1997. — Текст: электронный.

  10. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2002. — Текст: электронный.

  11. Кузнецов А., Пугач В., Добудько Т., Матвеева Н. Информатика. Тестовые задания. Методическое пособие - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. — Текст: электронный.

  12. Лапчик М. П., Рагулина М. И., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. / Методика обучения информатике: учебное пособие; под редакцией М. П. Лапчика. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 392 с. — ISBN 978-5-8114-5280-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система.

  13. Малев, В. В. Общая методика преподавания информатики: учебное пособие / В. В. Малев. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический институт, 2005. – 273 с. — Текст: электронный.

  14. Медникова, О. В. Теоретические основы информатики: учебно-методическое пособие / О. В. Медникова. — Москва: РУТ (МИИТ), 2019. — 56 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система.

  15. Методика преподавания информатики, учебник, 2013 — Текст: электронный.

  16. Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 387 с. / ISBN: 978-5-09-084869-5 – Текст: электронный.

  17. Пузанкова, Л. В. Рабочая тетрадь по дисциплине Теория и методика обучения информатике: учебное пособие / Л. В. Пузанкова. — Рязань: РГУ имени С.А.Есенина, 2014. — 60 с. — ISBN 978-5-88006-845-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система.

  18. Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991. — Текст: электронный.

  19. Роберт И. В. Учебный курс "Современные иформационные и коммуникационные технологии в образовании". // Информатика и образование №8, 1997. — Текст: электронный.

  20. Романова, М. В. Информатика: учебное пособие / М. В. Романова, Е. П. Романов. – 2-е изд., испр. – Москва: ФЛИНТА, 2017. – 190 с.: табл., граф., схем., ил. — Текст: электронный.

  21. Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Базовый курс. Учебник для 7-9 кл. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 – 2003. — Текст: электронный.

  22. Соболева, М. Л. Методика обучения информатике: практикум / М. Л. Соболева; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет. – Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – 60 с.: схем., табл. — Текст: электронный.

  23. Софронова, Н.В.Теория и методика обучения информатике: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Софронова, А. А. Бельчусов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 401 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13244-1. — Текст: электронный.

  24. Цацкина, Е. П. Информатика и методы математического анализа: учебно-методическое пособие / Е. П. Цацкина, А. В. Царегородцев. — Москва: Проспект, 2020 — Часть 1: Информатика — 2020. — 94 с. — ISBN 978-5-392-31461-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система.

  25. Шевченко Г. И. / Методика обучения и воспитания информатике: учебное пособие / составители Г. И. Шевченко [и др.]. — Ставрополь: СКФУ, 2017. — 172 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система.

Приложение А. Технологическая карту урока


Технологическая карта урока «Система счисления»


Этап, количество минут

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Слайд презентации

(Запись на доске,

в тетрадях)

УУД

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1. Организационный момент.


Самоопределение к деятельности. Анализ жизненных ситуаций

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку.

Меня зовут Кирилл Сергеевич


Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.



Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

2. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

На экране вы видите поговорки:

  • От горшка 10 вершка

  • Заблудиться в 11 соснах

  • Жить в 100 стенах

  • 111 пятниц на неделе

Что необычного в этих поговорках? Что необходимо сделать, чтобы поговорки стали звучать правильно?

Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную.

  • От горшка 2 вершка

  • Заблудиться в 3 соснах

  • Жить в 4 стенах

  • 7 пятниц на неделе



Рисунок А1. Слайд 1.

Познавательные УУД:

структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные:

развитие логического мышления, знание основных моральных норм

3. Формулирование темы и целей урока

Беседа

Итак, вы уже, наверное, догадались, чем мы сегодня на уроке будем заниматься.

Сегодня мы проведем урок – урок обобщения по теме «Системы счисления».

Вспомним определение системы счисления.


Тема урока: «Системы счисления»
Отвечают на вопросы.



Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Личностные:

- развитие логического мышления

4. Объяснение темы

Объяснение


Первобытные люди для счета использовали:

    • пальцы рук;

    • камешки, косточки, ракушки.

Так появилась Самая простейшая СС – УНАРНАЯ, в которой используется всего 1 символ (палочка, узелок, зарубка, камушек и т.д.)

С развитием торговли людям понадобились счетные устройства. В V веке до н.э. в Древней Греции первым таким устройством стал абак или калькули (камешки). Абак внешне напоминает современные счеты.

Знакомые всем счеты впервые появились на Руси в XVI веке. Они выглядели так: и за последние 500 лет их внешний вид практически не изменился.

60-ричная Вавилонская система известна нам как первая система, основанная на позиционном принципе. Эта система сыграла большую роль в математике астрономии. Так мы делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, окружность делим на 360 частей, и т.д.

Римская система счисления распространена и в наши дни. Мы встречаем ее в книгах, фильмах, циферблат на часах.

Историческая справка

Начало десятичной системе счисления было положено в Древнем Египте и Вавилоне, в основном ее формирование было завершено индийскими математиками в V-VII вв. н.э. Арабы первые познакомились с этой нумерацией и по достоинству ее оценили. В XII веке арабская нумерация чисел распространилась по всей Европе.

К каким группам систем счисления относятся эти системы счисления?

Вспомним:

Перевод числа, из какой-либо СС в десятичную с.с.

10001012= 1*26+1*22+1*20 =64+4+1=6910

Перевод чисел из десятичной СС в любую другую.


Слушают, записывают в тетрадь определения

Позиционные

Непозиционные




Рисунок А2. Слайд 2.



Рисунок А3. Слайд 3.



Рисунок А4. Слайд 4.


Познавательные УУД:

- формирование навыков отбора нужной информации в видео источнике

- развитие грамотности;

- развитие познавательной активности;

Личностные УУД:

- развитие зрительной памяти и внимания;;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, умения добиваться совместных результатов исследования,

- воспитание уважительного отношения к одноклассникам, умения управлять своим поведением.

5. Закрепление материала через компьютерный практикум

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу


Выполнение операций сложения, вычитания и умножения двоичных чисел.

  • операции сложения двоичных чисел.

  • операции вычитания двоичных чисел.

  • операции умножения двоичных чисел

Индивидуально ученики работают с интерактивной доской. Цепочкой выхолят к доске.

Работа за компьютером.

Откройте программу калькулятор, в инженерном режиме

У каждого на рабочем столе компьютера есть папка Системы счисления

Откройте папку двойным щелчком мыши. Вы увидите два текстовых документа:

Первый документ

Задача:

В классе 100002 девочек и 178 мальчиков. Сколько учеников в классе?

Ответ: в X10? ответ запишите в 10-ой с.с.

Проверьте свой ответ с ответом на экране =3110

Решение примеров:

  1. Чему равно произведение чисел 158 и 516? результат представьте в 16-ричной система счисления.

  2. Вычислите сумму чисел 5А16 и 10101112. Результат представьте в восьмеричной системе счисления.

  1. 4116 2. 2618

Проведите взаимопроверку. При правильном решении ставят в тетради «+», неправильном - «-».

Выполняют задание

Работа у доски




Рисунок А5. Слайд 5.

Личностные УУД:

- формирование навыков работы с фрагментами текста

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах,

- развитие диалогической речи


6. Итоги урока, рефлексия

Беседа, мотивация к дальнейшей работе

Контрольно-оценочная деятельность

Проводится самостоятельно суммирование количества «+» за каждое задание, по общей сумме на отметку 5 должно быть пять «+».

Ученики вместе с учителем подводят итоги урока.

Работа с дневниками.






Личностные УУД:

- рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Беседа. Инструктирование по выполнению домашнего задания

Сообщает результаты урока и выставляет отметки в электронный журнал, задает задание на дом.

Записывают домашнее задание