Файл: Ответы к экзамену по дисциплине Статистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 589

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответы к экзамену

по дисциплине «Статистика»



  1. Предмет экономической статистики и ее задачи. Основные категории статистики.


Статистика – отрасль общественной науки, изучающая методом обобщающих показателей количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

Предметом статистикивыступают размеры и количественные соотношения качественно определенных социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития в конкретных условиях места и времени.

Объектом статистического исследованияявляется статистическая совокупность.  

Статистическая методология – система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социальных явлений.

Статистические методы:

1. метод массовых наблюдений,

2. выборочный метод,

3. метод группировки,

4. метод анализа на основе сводки,

5. метод анализа рядов динамики,

6. корреляционно-регрессионный метод анализа,

7. индексный метод.

Задачи статистики:

1. организация работ, связанных с подготовкой и проведением Всероссийской переписки населения;

2. приоритет вопросам совершенствования статистики малого предприятия;

3. создание единого статистического информационного пространства федеральных органов государственной власти и координация их статистической деятельности;

4. целесообразность проведения переоценки основных фондов;

5. совершенствование расчётов в области неформальной и скрытой экономики;

6. повышение качества статистических разработок;

7. совершенствование статистики отдельных отраслей социально-экономической сферы;

8. организация системы муниципальной статистики.

Понятие статистики

Термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в Средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин был введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем (1719 – 1772 гг.), и означал он тогда государствоведение.

История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения, накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизнью общества.


Развитие статистической науки, расширение сферы применения практических статистических исследований, ее активное участие в механизме управления экономикой привели к изменению содержания самого понятия «статистика».

В настоящее время термин статистика имеет несколько значений:

1. Статистика – плановый и систематический учет массовых общественных явлений, которые осуществляются статистическими органами.

2. Статистика – это статистические данные, публикуемые в статистических органах, справочниках и периодической прессе.

3. Статистика – это социально-научная дисциплина.

4. Статистика – это наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороны, количественное выражение закономерности общественного развития.

Закономерностьювообще принято называть повторяемость, последовательность и порядок изменений в явлениях.

Статистическая закономерность– количественная закономерность изменения в пространстве и во времени массовых явлений и процессов общественной жизни, состоящих из множества элементов (единиц закономерности). Статистическая закономерность отражает относящиеся к определенному пространству и времени причинно-следственные связи, выражающиеся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности. Статистическая закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел.

Метод статистики.

Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет различные методы, совокупность которых образует статистическую методологию. Общей основой данного метода является принцип диалектического подхода к изучению явлений в жизни общества. Это прежде всего требование рассмотрения факторов, характеризующих изучаемые явления в их целом, во взаимосвязи, во взаимодействии, что весьма важно при изучении причинных отношений.

Статистика руководится положением диалектики о переходе количественных изменений в качественные. Статистика опирается на категории случайного и необходимого, единственного и массового, индивидуального и общего.

 Этапы и методы статистического исследования:

1. Сбор первичной статистической информации. На данном этапе применяется метод массовых наблюдений, основанный на законе больших чисел.

2. Сводка статистических данных. Данные подвергаются систематизации и группировке. Важный метод, применяемый в ней, является метод группировок. Группировки имеют принципиальное значение потому, что они позволяют выделить однородные совокупности, разделить их на группы и подгруппы по существенным признакам и тем самым дать общую характеристику всего объекта. На этой стадии переходят от описания отдельных единиц к описанию их групп и объектов в целом по средствам подсчета итогов, вычисления обобщающих показателей в виде средних величин.



3. Анализ и обобщение статистических фактов и обнаружение закономерностей в изучении явлений. Выводы и сам анализ излагаются, как правило, текстом и сопровождаются графическими и табличными иллюстрациями. Применяется весь арсенал методов, имеющихся в статистике.

 

Основные категории статистики:

1. признак;

2. вариация;

3. статистическая совокупность;

4. показатель;

5. система показателей.
Признаком называется свойство, характерная черта или иная особенность единиц объектов (явлений), которые могут быть наблюдаемы или измерены. Признаками промышленного предприятия могут служить: вид выпускаемой продукции, размеры производства, численность персонала, величина основных производственных фондов.

Признаки делятся на качественные и количественные.

Под качественными (атрибутивными) понимают признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга существенными моментами. Качественный признак – профессия человека может отличаться характером труда: землекоп и учитель или характером обрабатываемого материала: деревообработчик, металлист. Если качественные признаки принимают одно из двух противоположных значений, то они альтернативные: грамотный и неграмотный.

Количественными называются признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга по величине и выражается числом: возраст, зарплата.

Признаки могут быть разделены на:

  • первичные, полученные при сборе статистических данных;

  • вторичные, полученные при обработке этих данных.

Признаки бывают:

  • основные – определяют главное содержание процессов и явлений;

  • второстепенные – не связаны непосредственно с внутренним содержанием явлений, дают добавочные сведения о свойствах этих явлений.

Признаки делятся на варьирующие – принимают различные значения отдельных единицах совокупности (возраст людей от 0 до 100лет) и постоянные – имеют неизменные значения у всех единиц объекта.

Вариацией называют колеблемость, многообразие, изменяемость величины признака у отдельных единиц в совокупности.

Пределы, в которых возможны различия величины количественного варьирующего признака, называются границами вариации. Нижняя граница вариации – это минимальное значение признака. Верхняя граница – это максимальное значение признака. Отдельные значения признака называют 
вариантом этого признака.

Статистическая совокупность – множество объектов или явлений, изучаемых статистикой, которые имеют один или несколько признаков и различаются между собой по другим признакам.

Отдельные объекты или явления, образующие статистическую совокупность называют единицами совокупности.

Показатель – это обобщенная количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени.

Совокупность показателей образует систему показателей.



  1. Статистическое исследование и его задачи.


Задача статистического исследования — получение обобщающих показателей и выявление закономерностей общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляются лишь в большой массе явлений через преодоление случайности, свойственной единичным элементам. Чтобы охарактеризовать массовое общественное явление или процесс в целом, необходимо рассмотреть всю или очень большую массу относящихся к ним отдельных явлений или процессов.

Основная особенность статистики состоит в том, что она изучает количественную сторону качественно определенных массовых общественных явлений в данных условиях места и времени. Количественную характеристику статистика выражает через числа, которые называются статистическими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения единиц совокупности и совокупности в целом. Статистический показатель имеет три обязательных атрибута: количественную определенность, место и время(момент или период времени).

Другая особенность статистики как наукизаключается в том, что она характеризует структуру общественных явлений. Структура – это внутреннее строение массовых явлений, то есть внутреннее строение статистического множества.Статистика должна эту структуру обнаружить, выразить и отразить с помощью статистических показателей.

При анализе структуры выявляются составные части социально-экономических явлений. Эти составные части сопоставляются с явлением в целом и между собой. Производится сравнение данной структуры с другими однотипными структурами, а также с заданной (плановой, нормативной и т.п.) и выявление причин отклонений. Подготавливаются предложения по оптимизации структуры. В процессе ее анализа используется метод группировок.

Каждому общественному явлению свойственны изменения не только в пространстве, но и во времени. Изменения в пространстве, т.е. 
в статике, выявляются анализом структуры общественного явления, а изменения во времени, т.е. в динамике – исследованием уровня и структуры явления. Такова еще одна особенность статистики как науки.

Анализ динамики включает:

1. Установление уровня общественного явления на определенный момент или промежуток времени и определение среднего уровня;

2. Выявление характера изменений за каждый промежуток времени и в целом;

3. Определение величины и темпов изменения;

4. Установление основной тенденции изменений, их закономерностей и составление статистического прогноза.

Учитывая вышесказанное, сформулируем определение статистики как науки. Статистика — общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.

Определим следующие познавательные задачи статистики как науки. Это изучение следующих характеристик:

  • уровня и структуры массовых социально-экономических явлений;

  • взаимосвязи массовых социально-экономических явлений и процессов;

  • динамики массовых социально-экономических явлений.

Таким образом, цель статистического исследования, как и любого научного исследования – раскрыть сущность массовых явлений и процессов, а также присущие им закономерности. Отличительная особенность этих закономерностей в том, что они относятся не к каждой отдельной единице совокупности, а ко всей массе единиц в целом. Общим принципом, лежащим в основе исследования статистических закономерностей, выступает так называемый закон больших чисел.



  1. Статистическое наблюдение и его этапы.


Статистическое исследование представляет собой изучение со­циально-экономических явлений и процессов посредством системы статистических методов и количественных характеристик. Оно про­ходит следующие стадии: а) сбор статистической информации и формирование информационной базы исследования (статистичес­кое наблюдение); б) сводка и группировка данных статистического наблюдения; в) обобщение и анализ результатов обработки статис­тических данных, формулировка выводов и рекомендаций по ито­гам статистического исследования в целом.