ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 589
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответы к экзамену
по дисциплине «Статистика»
-
Предмет экономической статистики и ее задачи. Основные категории статистики.
Статистика – отрасль общественной науки, изучающая методом обобщающих показателей количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.
Предметом статистикивыступают размеры и количественные соотношения качественно определенных социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития в конкретных условиях места и времени.
Объектом статистического исследованияявляется статистическая совокупность.
Статистическая методология – система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социальных явлений.
Статистические методы:
1. метод массовых наблюдений,
2. выборочный метод,
3. метод группировки,
4. метод анализа на основе сводки,
5. метод анализа рядов динамики,
6. корреляционно-регрессионный метод анализа,
7. индексный метод.
Задачи статистики:
1. организация работ, связанных с подготовкой и проведением Всероссийской переписки населения;
2. приоритет вопросам совершенствования статистики малого предприятия;
3. создание единого статистического информационного пространства федеральных органов государственной власти и координация их статистической деятельности;
4. целесообразность проведения переоценки основных фондов;
5. совершенствование расчётов в области неформальной и скрытой экономики;
6. повышение качества статистических разработок;
7. совершенствование статистики отдельных отраслей социально-экономической сферы;
8. организация системы муниципальной статистики.
Понятие статистики
Термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в Средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин был введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем (1719 – 1772 гг.), и означал он тогда государствоведение.
История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения, накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизнью общества.
Развитие статистической науки, расширение сферы применения практических статистических исследований, ее активное участие в механизме управления экономикой привели к изменению содержания самого понятия «статистика».
В настоящее время термин статистика имеет несколько значений:
1. Статистика – плановый и систематический учет массовых общественных явлений, которые осуществляются статистическими органами.
2. Статистика – это статистические данные, публикуемые в статистических органах, справочниках и периодической прессе.
3. Статистика – это социально-научная дисциплина.
4. Статистика – это наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороны, количественное выражение закономерности общественного развития.
Закономерностьювообще принято называть повторяемость, последовательность и порядок изменений в явлениях.
Статистическая закономерность– количественная закономерность изменения в пространстве и во времени массовых явлений и процессов общественной жизни, состоящих из множества элементов (единиц закономерности). Статистическая закономерность отражает относящиеся к определенному пространству и времени причинно-следственные связи, выражающиеся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности. Статистическая закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел.
Метод статистики.
Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет различные методы, совокупность которых образует статистическую методологию. Общей основой данного метода является принцип диалектического подхода к изучению явлений в жизни общества. Это прежде всего требование рассмотрения факторов, характеризующих изучаемые явления в их целом, во взаимосвязи, во взаимодействии, что весьма важно при изучении причинных отношений.
Статистика руководится положением диалектики о переходе количественных изменений в качественные. Статистика опирается на категории случайного и необходимого, единственного и массового, индивидуального и общего.
Этапы и методы статистического исследования:
1. Сбор первичной статистической информации. На данном этапе применяется метод массовых наблюдений, основанный на законе больших чисел.
2. Сводка статистических данных. Данные подвергаются систематизации и группировке. Важный метод, применяемый в ней, является метод группировок. Группировки имеют принципиальное значение потому, что они позволяют выделить однородные совокупности, разделить их на группы и подгруппы по существенным признакам и тем самым дать общую характеристику всего объекта. На этой стадии переходят от описания отдельных единиц к описанию их групп и объектов в целом по средствам подсчета итогов, вычисления обобщающих показателей в виде средних величин.
3. Анализ и обобщение статистических фактов и обнаружение закономерностей в изучении явлений. Выводы и сам анализ излагаются, как правило, текстом и сопровождаются графическими и табличными иллюстрациями. Применяется весь арсенал методов, имеющихся в статистике.
Основные категории статистики:
1. признак;
2. вариация;
3. статистическая совокупность;
4. показатель;
5. система показателей.
Признаком называется свойство, характерная черта или иная особенность единиц объектов (явлений), которые могут быть наблюдаемы или измерены. Признаками промышленного предприятия могут служить: вид выпускаемой продукции, размеры производства, численность персонала, величина основных производственных фондов.
Признаки делятся на качественные и количественные.
Под качественными (атрибутивными) понимают признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга существенными моментами. Качественный признак – профессия человека может отличаться характером труда: землекоп и учитель или характером обрабатываемого материала: деревообработчик, металлист. Если качественные признаки принимают одно из двух противоположных значений, то они альтернативные: грамотный и неграмотный.
Количественными называются признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга по величине и выражается числом: возраст, зарплата.
Признаки могут быть разделены на:
-
первичные, полученные при сборе статистических данных; -
вторичные, полученные при обработке этих данных.
Признаки бывают:
-
основные – определяют главное содержание процессов и явлений; -
второстепенные – не связаны непосредственно с внутренним содержанием явлений, дают добавочные сведения о свойствах этих явлений.
Признаки делятся на варьирующие – принимают различные значения отдельных единицах совокупности (возраст людей от 0 до 100лет) и постоянные – имеют неизменные значения у всех единиц объекта.
Вариацией называют колеблемость, многообразие, изменяемость величины признака у отдельных единиц в совокупности.
Пределы, в которых возможны различия величины количественного варьирующего признака, называются границами вариации. Нижняя граница вариации – это минимальное значение признака. Верхняя граница – это максимальное значение признака. Отдельные значения признака называют
вариантом этого признака.
Статистическая совокупность – множество объектов или явлений, изучаемых статистикой, которые имеют один или несколько признаков и различаются между собой по другим признакам.
Отдельные объекты или явления, образующие статистическую совокупность называют единицами совокупности.
Показатель – это обобщенная количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени.
Совокупность показателей образует систему показателей.
-
Статистическое исследование и его задачи.
Задача статистического исследования — получение обобщающих показателей и выявление закономерностей общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляются лишь в большой массе явлений через преодоление случайности, свойственной единичным элементам. Чтобы охарактеризовать массовое общественное явление или процесс в целом, необходимо рассмотреть всю или очень большую массу относящихся к ним отдельных явлений или процессов.
Основная особенность статистики состоит в том, что она изучает количественную сторону качественно определенных массовых общественных явлений в данных условиях места и времени. Количественную характеристику статистика выражает через числа, которые называются статистическими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения единиц совокупности и совокупности в целом. Статистический показатель имеет три обязательных атрибута: количественную определенность, место и время(момент или период времени).
Другая особенность статистики как наукизаключается в том, что она характеризует структуру общественных явлений. Структура – это внутреннее строение массовых явлений, то есть внутреннее строение статистического множества.Статистика должна эту структуру обнаружить, выразить и отразить с помощью статистических показателей.
При анализе структуры выявляются составные части социально-экономических явлений. Эти составные части сопоставляются с явлением в целом и между собой. Производится сравнение данной структуры с другими однотипными структурами, а также с заданной (плановой, нормативной и т.п.) и выявление причин отклонений. Подготавливаются предложения по оптимизации структуры. В процессе ее анализа используется метод группировок.
Каждому общественному явлению свойственны изменения не только в пространстве, но и во времени. Изменения в пространстве, т.е.
в статике, выявляются анализом структуры общественного явления, а изменения во времени, т.е. в динамике – исследованием уровня и структуры явления. Такова еще одна особенность статистики как науки.
Анализ динамики включает:
1. Установление уровня общественного явления на определенный момент или промежуток времени и определение среднего уровня;
2. Выявление характера изменений за каждый промежуток времени и в целом;
3. Определение величины и темпов изменения;
4. Установление основной тенденции изменений, их закономерностей и составление статистического прогноза.
Учитывая вышесказанное, сформулируем определение статистики как науки. Статистика — общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.
Определим следующие познавательные задачи статистики как науки. Это изучение следующих характеристик:
-
уровня и структуры массовых социально-экономических явлений; -
взаимосвязи массовых социально-экономических явлений и процессов; -
динамики массовых социально-экономических явлений.
Таким образом, цель статистического исследования, как и любого научного исследования – раскрыть сущность массовых явлений и процессов, а также присущие им закономерности. Отличительная особенность этих закономерностей в том, что они относятся не к каждой отдельной единице совокупности, а ко всей массе единиц в целом. Общим принципом, лежащим в основе исследования статистических закономерностей, выступает так называемый закон больших чисел.
-
Статистическое наблюдение и его этапы.
Статистическое исследование представляет собой изучение социально-экономических явлений и процессов посредством системы статистических методов и количественных характеристик. Оно проходит следующие стадии: а) сбор статистической информации и формирование информационной базы исследования (статистическое наблюдение); б) сводка и группировка данных статистического наблюдения; в) обобщение и анализ результатов обработки статистических данных, формулировка выводов и рекомендаций по итогам статистического исследования в целом.