ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 593
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Титульная часть формуляра наблюдения включает: наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего, а также дату и наименование органа, утвердившего данный формуляр. Адресная часть формуляра содержит запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения, их соподчиненность, иногда – сроки и место рассылки заполненных формуляров.
В зависимости от конкретного содержания и специфических особенностей проводимого статистического наблюдения формуляр наблюдения может иметь различные формы выражения и наименования: бланк, переписной лист, опросный лист, форма отчетности, анкета и т.д. В статистике различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (формуляр-карточка) и списочную (формуляр-список). Индивидуальный формуляр (формуляр-карточка) – это формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения только об одной единице наблюдения. Списочный формуляр (формуляр-список) – это формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Примером списочной системы формуляров служат переписные листы переписи населения страны, каждый из которых предназначается для регистрации нескольких лиц и характеризующих их признаков.
Для обеспечения единообразного толкования вопросов программы наблюдения и облегчения их понимания в статистических формулярах может быть дан статистический подсказ, который выражается либо в перечислении возможных ответов на вопросы, либо в указании методики или способа расчета того или иного показателя. Статистический подсказ – это перечень возможных ответов на поставленный вопрос. Например, при обследовании строительных компаний города после вопроса о величине рентабельности в скобках необходимо указать методику расчета рентабельности как отношение прибыли к себестоимости работ. Полным называется статистический подсказ, содержащий исчерпывающий перечень ответов на поставленный в статистическом формуляре вопрос. Полный подсказ предполагает выбор заполняющим формуляр только одного из перечисленных ответов на вопрос. Неполным называется статистический подсказ, содержащий некоторые (но не все) из возможных ответов на поставленный в статистическом формуляре вопрос.
С целью обеспечения более полного и правильного процесса организации и проведения наблюдения к программе статистического наблюдения составляется подробная инструкция.
Статистическая инструкция – это документ, разъясняющий вопросы программы статистического наблюдения, порядок заполнения статистического формуляра и частично планово-организационные вопросы. В инструкции отражаются цели и задачи наблюдения, сведения об объекте и единицах наблюдения, о времени и сроках проведения наблюдения, об оформлении результатов и сроков их представления в соответствующие организации. В инструкции также, как и в формуляре наблюдения, но в более развернутом виде, могут быть представлены толкование того или иного вопроса программы, примерные ответы на вопросы, типичные случаи заполнения формуляров и т.д. Инструкция статистического наблюдения должна быть составлена кратко, просто и ясно.
В целях успешной подготовки и проведения статистического наблюдения важно решить не только программно-методологические, но и организационные вопросы, для реализации которых разрабатывается организационный план статистического наблюдения.
Организационный план статистического наблюдения – это основной документ, в котором излагается порядок подготовки, организации и проведения статистического наблюдения, фиксируется перечень мероприятий, необходимых для успешного проведения работы по сбору данных, с указанием конкретных сроков проведения намеченных мероприятий. В организационном плане статистического наблюдения указываются объект наблюдения (его описание, определение, отличительные признаки), цели и задачи наблюдения, органы наблюдения, место, время и сроки наблюдения, круг лиц, отвечающих за проведение наблюдения, подготовительные работы к проведению наблюдения, в том числе порядок комплектования и обучения кадрового состава, необходимого для проведения наблюдения, сроки и порядок приема, оформления и сдачи материалов наблюдения, порядок получения и представления промежуточных и окончательных итогов наблюдения. Могут быть и другие практические вопросы.
Обязательным элементом организационного плана статистического наблюдения является указание органа наблюдения. Орган наблюдения – это организация, учреждение или их подразделение, осуществляющие подготовку, проведение статистического наблюдения и несущие ответственность за эту работу. Должны быть четко определены обязанности каждого органа с четким указанием сферы его деятельности, прав и круга обязанностей, за которые он несет ответственность, а также порядок взаимоотношений органов наблюдения между собой. При проведении статистических наблюдений в масштабе страны органом наблюдения выступает Государственный комитет по статистике РФ и его местные органы. Органами, проводящими локальные статистические наблюдения, могут выступать министерства, ведомства, различные организационно-правовые структуры и т.д.
При подготовке статистического наблюдения с целью обеспечения полноты охвата объекта наблюдения, и достоверности собираемых сведений в организационном плане четко устанавливается место наблюдения. Место статистического наблюдения – это место, где непосредственно производится регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров. Место наблюдения нередко совпадает с местонахождением единицы наблюдения. Например, статистическая отчетность о деятельности строительной фирмы, коммерческого банка, страховой компании составляется по месту их нахождения. Более сложен вопрос о месте наблюдения при проведении специально организованного наблюдения, в случае если единицы наблюдения обследуемого объекта меняют или могут изменить место своего пребывания. Например, при проведении переписи населения страны зафиксировано, что оно учитывается строго по месту жительства, а не по месту работы или службы.
Важное место в составлении организационного плана занимает установление времени, к которому относятся регистрируемые в ходе статистического наблюдения сведения. Время наблюдения – это время, по состоянию на которое или за которое регистрируются сведения в процессе статистического наблюдения. Дело в том, что объект статистического наблюдения, его объем и состав изменяются во времени. В зависимости от характера объекта и его специфики, а также сущности показателей, описывающих данный объект, сведения могут регистрироваться по состоянию на определенную дату (на начало или конец года, на конкретное число) или за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год и т. д.).
Так, например, данные о производстве продукции, о материальных ресурсах предприятия и т. п. регистрируются за определенный период времени, а численность населения страны, курс иностранной валюты и т. д. фиксируются на определенную дату. Иными словами, при организации статистического наблюдения должен быть решен вопрос о времени производства наблюдения, который включает в себя установление срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и момента времени, на который должны учитываться единицы наблюдения и признаки, их характеризующие, т. е. установлен критический момент наблюдения.
Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого производится заполнение статистических формуляров, т.е. осуществляется регистрация единиц наблюдения по установленной программе.
Срок наблюдения определяется рядом факторов. В первую очередь он зависит от специфики и особенностей объекта наблюдения. Так, чем крупнее объект наблюдения, тем, при прочих равных условиях, требуется больше времени для проведения статистического наблюдения над ним. Срок диктуется также программой наблюдения, ее объемом и сложностью признаков, подлежащих регистрации. Более развернутая, детализированная программа, содержащая сложные вопросы, требует больше времени для проведения наблюдения. Наконец, на сроки влияет наличие кадров, которые могут быть привлечены к проведению наблюдения, степень их квалификации и численность. Достаточное число высококвалифицированных работников способствует сокращению сроков проведения наблюдения.
Срок наблюдения, как правило, предполагает указание даты начала и завершения статистического наблюдения. Например, срок проведения микропереписи населения страны в 1994 г. составил 10 дней – с 14 по 23 февраля. Это и было время, в течение которого она проводилась.
Критический момент статистического наблюдения – это момент времени (конкретный год, день и час), по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений в процессе статистического наблюдения. В качестве критического момента времени обычно выбирают 24 часа – полночь, т.е. момент перехода от одних суток к другим. Все сведения, независимо от времени регистрации, должны фиксироваться такими, какими они были в критический момент. Все изменения, которые происходят с единицами наблюдения после критического момента времени, во внимание не принимаются. Так, например, при проведении микропереписи населения в 1994 г. в качестве критического момента были выбраны 24 часа с 13 на 14 февраля и все родившиеся после 24 часов с 13 на 14 февраля регистрации не подлежали и в переписные листы не вносились. Установление критического момента наблюдения способствует обеспечению сопоставимости статистических данных обо всех единицах наблюдения.
Важной задачей в ходе проведения статистического наблюдения является получение достоверных и объективных данных о состоянии обследуемых объектов. В этих целях желательно, чтобы срок наблюдения был не очень удален во времени от критического момента наблюдения. Чем короче такой период, тем меньше изменений происходит в объекте наблюдения и тем проще, в случае необходимости, восстановить истинное состояние объекта наблюдения на тот или иной момент времени.
Существенное значение для успешного проведения статистического наблюдения имеет определение кадрового состава. Численность лиц, проводящих наблюдение, зависит от объекта наблюдения, количества единиц наблюдения, составляющих его, от срока, программы и способа проведения наблюдения, от территориального распределения единиц наблюдения и т.д. Подготовка кадров для проведения статистического наблюдения включает обучение и инструктирование кадрового состава с целью выработки практических навыков правильного заполнения статистических формуляров. Подготовительный этап организации статистического наблюдения предполагает подготовку и размножение бланков, инструкций, другой документации и рассылку их на места. К числу важнейших подготовительных работ по проведению статистического наблюдения относится его пропаганда через средства массовой информации и локально. Успешное проведение статистического наблюдения обеспечивается четкой структурой и разработанностью его организационного плана.
Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы.
Формы статистического наблюдения
Статистическая отчетность – основная форма статистического наблюдения, которая заключается в получении статистическими органами данных от единиц наблюдения. Данные поступают в органы статистики от предприятий и организаций в виде обязательных отчетов об их деятельности. Отчётные документы утверждаются Министерством финансов РФ и Госкомстатом РФ. Методы и формы организации статистической отчетности дифференцируются применительно к различным типам предприятий и формам предпринимательства. Основными формами отчетности являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Специально организованное наблюдение заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности. Представляет собой сбор данных посредством переписей и единовременных учетов.
Регистровое наблюдение основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное окончание.
Виды статистического наблюдения
Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:
Виды статистического наблюдения по времени регистрации:
В зависимости от конкретного содержания и специфических особенностей проводимого статистического наблюдения формуляр наблюдения может иметь различные формы выражения и наименования: бланк, переписной лист, опросный лист, форма отчетности, анкета и т.д. В статистике различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (формуляр-карточка) и списочную (формуляр-список). Индивидуальный формуляр (формуляр-карточка) – это формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения только об одной единице наблюдения. Списочный формуляр (формуляр-список) – это формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Примером списочной системы формуляров служат переписные листы переписи населения страны, каждый из которых предназначается для регистрации нескольких лиц и характеризующих их признаков.
Для обеспечения единообразного толкования вопросов программы наблюдения и облегчения их понимания в статистических формулярах может быть дан статистический подсказ, который выражается либо в перечислении возможных ответов на вопросы, либо в указании методики или способа расчета того или иного показателя. Статистический подсказ – это перечень возможных ответов на поставленный вопрос. Например, при обследовании строительных компаний города после вопроса о величине рентабельности в скобках необходимо указать методику расчета рентабельности как отношение прибыли к себестоимости работ. Полным называется статистический подсказ, содержащий исчерпывающий перечень ответов на поставленный в статистическом формуляре вопрос. Полный подсказ предполагает выбор заполняющим формуляр только одного из перечисленных ответов на вопрос. Неполным называется статистический подсказ, содержащий некоторые (но не все) из возможных ответов на поставленный в статистическом формуляре вопрос.
С целью обеспечения более полного и правильного процесса организации и проведения наблюдения к программе статистического наблюдения составляется подробная инструкция.
Статистическая инструкция – это документ, разъясняющий вопросы программы статистического наблюдения, порядок заполнения статистического формуляра и частично планово-организационные вопросы. В инструкции отражаются цели и задачи наблюдения, сведения об объекте и единицах наблюдения, о времени и сроках проведения наблюдения, об оформлении результатов и сроков их представления в соответствующие организации. В инструкции также, как и в формуляре наблюдения, но в более развернутом виде, могут быть представлены толкование того или иного вопроса программы, примерные ответы на вопросы, типичные случаи заполнения формуляров и т.д. Инструкция статистического наблюдения должна быть составлена кратко, просто и ясно.
В целях успешной подготовки и проведения статистического наблюдения важно решить не только программно-методологические, но и организационные вопросы, для реализации которых разрабатывается организационный план статистического наблюдения.
Организационный план статистического наблюдения – это основной документ, в котором излагается порядок подготовки, организации и проведения статистического наблюдения, фиксируется перечень мероприятий, необходимых для успешного проведения работы по сбору данных, с указанием конкретных сроков проведения намеченных мероприятий. В организационном плане статистического наблюдения указываются объект наблюдения (его описание, определение, отличительные признаки), цели и задачи наблюдения, органы наблюдения, место, время и сроки наблюдения, круг лиц, отвечающих за проведение наблюдения, подготовительные работы к проведению наблюдения, в том числе порядок комплектования и обучения кадрового состава, необходимого для проведения наблюдения, сроки и порядок приема, оформления и сдачи материалов наблюдения, порядок получения и представления промежуточных и окончательных итогов наблюдения. Могут быть и другие практические вопросы.
Обязательным элементом организационного плана статистического наблюдения является указание органа наблюдения. Орган наблюдения – это организация, учреждение или их подразделение, осуществляющие подготовку, проведение статистического наблюдения и несущие ответственность за эту работу. Должны быть четко определены обязанности каждого органа с четким указанием сферы его деятельности, прав и круга обязанностей, за которые он несет ответственность, а также порядок взаимоотношений органов наблюдения между собой. При проведении статистических наблюдений в масштабе страны органом наблюдения выступает Государственный комитет по статистике РФ и его местные органы. Органами, проводящими локальные статистические наблюдения, могут выступать министерства, ведомства, различные организационно-правовые структуры и т.д.
При подготовке статистического наблюдения с целью обеспечения полноты охвата объекта наблюдения, и достоверности собираемых сведений в организационном плане четко устанавливается место наблюдения. Место статистического наблюдения – это место, где непосредственно производится регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров. Место наблюдения нередко совпадает с местонахождением единицы наблюдения. Например, статистическая отчетность о деятельности строительной фирмы, коммерческого банка, страховой компании составляется по месту их нахождения. Более сложен вопрос о месте наблюдения при проведении специально организованного наблюдения, в случае если единицы наблюдения обследуемого объекта меняют или могут изменить место своего пребывания. Например, при проведении переписи населения страны зафиксировано, что оно учитывается строго по месту жительства, а не по месту работы или службы.
Важное место в составлении организационного плана занимает установление времени, к которому относятся регистрируемые в ходе статистического наблюдения сведения. Время наблюдения – это время, по состоянию на которое или за которое регистрируются сведения в процессе статистического наблюдения. Дело в том, что объект статистического наблюдения, его объем и состав изменяются во времени. В зависимости от характера объекта и его специфики, а также сущности показателей, описывающих данный объект, сведения могут регистрироваться по состоянию на определенную дату (на начало или конец года, на конкретное число) или за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год и т. д.).
Так, например, данные о производстве продукции, о материальных ресурсах предприятия и т. п. регистрируются за определенный период времени, а численность населения страны, курс иностранной валюты и т. д. фиксируются на определенную дату. Иными словами, при организации статистического наблюдения должен быть решен вопрос о времени производства наблюдения, который включает в себя установление срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и момента времени, на который должны учитываться единицы наблюдения и признаки, их характеризующие, т. е. установлен критический момент наблюдения.
Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого производится заполнение статистических формуляров, т.е. осуществляется регистрация единиц наблюдения по установленной программе.
Срок наблюдения определяется рядом факторов. В первую очередь он зависит от специфики и особенностей объекта наблюдения. Так, чем крупнее объект наблюдения, тем, при прочих равных условиях, требуется больше времени для проведения статистического наблюдения над ним. Срок диктуется также программой наблюдения, ее объемом и сложностью признаков, подлежащих регистрации. Более развернутая, детализированная программа, содержащая сложные вопросы, требует больше времени для проведения наблюдения. Наконец, на сроки влияет наличие кадров, которые могут быть привлечены к проведению наблюдения, степень их квалификации и численность. Достаточное число высококвалифицированных работников способствует сокращению сроков проведения наблюдения.
Срок наблюдения, как правило, предполагает указание даты начала и завершения статистического наблюдения. Например, срок проведения микропереписи населения страны в 1994 г. составил 10 дней – с 14 по 23 февраля. Это и было время, в течение которого она проводилась.
Критический момент статистического наблюдения – это момент времени (конкретный год, день и час), по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений в процессе статистического наблюдения. В качестве критического момента времени обычно выбирают 24 часа – полночь, т.е. момент перехода от одних суток к другим. Все сведения, независимо от времени регистрации, должны фиксироваться такими, какими они были в критический момент. Все изменения, которые происходят с единицами наблюдения после критического момента времени, во внимание не принимаются. Так, например, при проведении микропереписи населения в 1994 г. в качестве критического момента были выбраны 24 часа с 13 на 14 февраля и все родившиеся после 24 часов с 13 на 14 февраля регистрации не подлежали и в переписные листы не вносились. Установление критического момента наблюдения способствует обеспечению сопоставимости статистических данных обо всех единицах наблюдения.
Важной задачей в ходе проведения статистического наблюдения является получение достоверных и объективных данных о состоянии обследуемых объектов. В этих целях желательно, чтобы срок наблюдения был не очень удален во времени от критического момента наблюдения. Чем короче такой период, тем меньше изменений происходит в объекте наблюдения и тем проще, в случае необходимости, восстановить истинное состояние объекта наблюдения на тот или иной момент времени.
Существенное значение для успешного проведения статистического наблюдения имеет определение кадрового состава. Численность лиц, проводящих наблюдение, зависит от объекта наблюдения, количества единиц наблюдения, составляющих его, от срока, программы и способа проведения наблюдения, от территориального распределения единиц наблюдения и т.д. Подготовка кадров для проведения статистического наблюдения включает обучение и инструктирование кадрового состава с целью выработки практических навыков правильного заполнения статистических формуляров. Подготовительный этап организации статистического наблюдения предполагает подготовку и размножение бланков, инструкций, другой документации и рассылку их на места. К числу важнейших подготовительных работ по проведению статистического наблюдения относится его пропаганда через средства массовой информации и локально. Успешное проведение статистического наблюдения обеспечивается четкой структурой и разработанностью его организационного плана.
-
Формы, виды и способы статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы.
Формы статистического наблюдения
Статистическая отчетность – основная форма статистического наблюдения, которая заключается в получении статистическими органами данных от единиц наблюдения. Данные поступают в органы статистики от предприятий и организаций в виде обязательных отчетов об их деятельности. Отчётные документы утверждаются Министерством финансов РФ и Госкомстатом РФ. Методы и формы организации статистической отчетности дифференцируются применительно к различным типам предприятий и формам предпринимательства. Основными формами отчетности являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Специально организованное наблюдение заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности. Представляет собой сбор данных посредством переписей и единовременных учетов.
Регистровое наблюдение основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное окончание.
Виды статистического наблюдения
Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:
-
по времени регистрации данных; -
по полноте охвата единиц совокупности;
Виды статистического наблюдения по времени регистрации:
-
Текущее (непрерывное) наблюдение – проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения (регистрация семейных браков и разводов). -
Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных: -
Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения). -
Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.