ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 591
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первым и исходным этапом статистического исследования является этап статистического наблюдения. Именно в процессе наблюдения формируется исходная статистическая информация, являющаяся основой статистического исследования.
Статистическая информация – это совокупность сведений социального и экономического характера, полученных в результате статистического наблюдения, на основе которых осуществляются такие функции, как учет, контроль, планирование, статистический анализ и управление.
Статистическое наблюдение представляет собой научно организованный, планомерный и систематический сбор массовых сведений о социально-экономических явлениях и процессах путем регистрации заранее намеченных существенных признаков.
Рассмотрим составляющие данного определения.
Планомерность статистического наблюдения заключается в том, что оно подготавливается и проводится по заранее четко разработанному плану, который включает в себя вопросы методологии, организации и техники сбора статистической информации, контроля за ее качеством и достоверностью.
Систематичность статистического наблюдения определяется тем, что оно должно проводиться не от случая к случаю, а постоянно через равные промежутки времени. Это обусловливается тем, что изучаемые социально-экономические явления и процессы изменяются во времени и пространстве. Изучение тенденций и закономерностей этих изменений возможно лишь на основе систематической регистрации значений признаков, т.е. систематического наблюдения.
Массовый характер статистического наблюдения означает, что оно направлено на охват достаточно большого объема информации о социально-экономических явлениях и процессах, чтобы тенденции и закономерности их изменения проявились достаточно полно и достоверно. Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими и аналитическими службами различных организационно-правовых структур. Главная задача проведения статистического наблюдения состоит в получении достоверных, объективных и точных данных, необходимых для различных социально-экономических исследований, выявления и изучения закономерностей и тенденций в развитии общественных явлений и процессов.
Процесс проведения статистического наблюдения включает в себя ряд этапов.
Первый из них – программно-методологическая подготовка проведения наблюдения. В нее входят:
-
определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; -
разработка документов для сбора данных; -
выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение; -
определение методов и средств получения данных.
Далее следует организационная подготовка проведения наблюдения. Она включает следующие виды работ:
-
подбор и подготовка кадров; -
составление календарного плана работ по подготовке и проведению статистического наблюдения, по обработке его материалов; -
подготовка технической документации и оборудования.
После этого выбирают форму, способ и вид статистического наблюдения.
Важнейший этап – проведение статистического наблюдения, сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации. Очередная ступень – синтаксический, логический и арифметический контроль данных статистического наблюдения, которые основываются на знании документооборота, логических и арифметических взаимосвязей между показателями, их количественными и качественными характеристиками.
На заключительной стадии делаются выводы и предложения по проведению статистического наблюдения. Она также включает в себя анализ точности и достоверности полученных данных и причин возможного возникновения ошибок наблюдения.
От правильной, научно обоснованной организации и проведения статистического наблюдения зависят результаты статистического исследования в целом. На основе материалов статистического наблюдения, их обработки и анализа разрабатываются решения и предложения для оценки состояния и прогнозирования социально-экономического развития страны, отдельных регионов, отраслей, организационно-правовых структур и т.д.
Важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения является разработка плана его проведения, который содержит формулировку и решение программно-методологических и организационных вопросов. К программно-методологическим вопросам статистического наблюдения относятся:
-
установление цели и задач наблюдения; -
определение объекта и единицы наблюдения; -
разработка программы наблюдения; -
выбор вида и способа наблюдения.
Установление цели и задач является исходным этапом при организации и проведении любого статистического наблюдения, а следовательно, и статистического исследования в целом. Цель проводимого статистического наблюдения должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто. В целом конечной целью любого статистического наблюдения является получение достоверной и научно обоснованной информации о состоянии и закономерностях развития реальных социально-экономических явлений и процессов. Но это общее требование всегда имеет воплощение в виде конкретно обозначенной цели. Она определяет прямые предметные задачи наблюдения, которые также должны быть квалифицированно и строго сформулированы. Задачи статистического наблюдения предопределяют программу и организационные формы его проведения. В соответствии с целями и задачами определяются объект и единица статистического наблюдения.
Объект статистического наблюдения – это совокупность социально-экономических явлений и процессов, которая подвергается статистическому наблюдению. Объектом наблюдения может быть, например, народонаселение страны, группа коммерческих банков, совокупность страховых компаний, финансово-промышленных групп и т.д.
Для успешного проведения статистического наблюдения большое значение имеет точное и научно обоснованное определение объекта наблюдения, т.е. конкретной совокупности явлений или процессов, их границ и направления изучения.
Выделение объекта статистического наблюдения, определение его границ предполагает, что из всей совокупности существенных признаков, характеризующих обследуемый объект, выделяются те из них, которые отличают его от других, сходных или близких с ним по характеру объектов. Например, недостаточно указать, что объектом наблюдения является совокупность банков. Необходимо обязательно указать форму собственности, организационно-правовую форму банков. Следует предписать, какие именно банки подлежат наблюдению: крупные, мелкие, средние или все банки, банки Москвы, Санкт-Петербурга, другого региона или страны в целом, и т.д. Столь же важно определить, какие именно финансово-кредитные институты относятся к банкам, какие признаки их отличают от тех, которые к банкам не относятся.
Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения. Определяя объект наблюдения, важно четко определить единицу статистического наблюдения и единицу статистической совокупности.
Единица статистического наблюдения – это первичный, составной элемент объекта статистического наблюдения, который является носителем регистрируемых при наблюдении признаков. В качестве единицы наблюдения могут выступать банк, страховая компания, финансово-промышленная группа, высшее учебное заведение, профсоюз и т. д. в зависимости от того, какой объект обследуется. Определение единицы наблюдения должно содержать указание ее основных отличительных признаков. Единицы наблюдения называются отчетными единицами.
Отчетная единица – это единица статистического наблюдения, от которой поступают отчетные данные по утвержденным для нее в установленном порядке формам. Так, в системе статистической отчетности в строительстве отчетными единицами являются проектные и строительно-монтажные организации.
Единица статистической совокупности –
это отдельно взятый первичный, составной элемент статистической совокупности, который служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при проведении статистического наблюдения. Единица совокупности – это то, что при проведении статистического наблюдения подвергается обследованию.
Единицы совокупности и единицы наблюдения могут совпадать. Если, скажем, необходимо определить объем строительно-монтажных работ, то единицей совокупности и единицей наблюдения в обоих случаях будет строительно-монтажная организация. Но, как правило, единица совокупности отличается от единицы наблюдения. Так, при обследовании ввода в действие объектов производственного и непроизводственного назначения единицей совокупности будет выступать отдельный объект, поскольку признаки, регистрируемые в данном обследовании, относятся не к строительно-монтажной организации, а к каждому отдельно взятому строительному объекту производственного и непроизводственного назначения. Единицей же наблюдения в данном обследовании будут строительно-монтажные организации.
Единицы наблюдения и состоящий из них объект наблюдения в целом обладает множеством характерных черт, специфических особенностей, различных свойств, называемых в статистике признаками, которые невозможно учесть полностью в одном исследовании. Поэтому при организации статистического наблюдения важен отбор из всей совокупности признаков только тех, которые являются существенными и информативными для характеристики процессе наблюдения. Таким образом, исходя из конкретного содержания объекта, цели и конкретных задач предпринимаемого статистического исследования разрабатывается программа статистического наблюдения.
Программа статистического наблюдения – это перечень признаков единицы наблюдения, регистрируемых в процессе проведения статистического наблюдения. В практическом выражении программа наблюдения представляет перечень наиболее значимых в практическом и теоретическом аспекте вопросов, на которые должны быть получены ответы от каждой единицы наблюдения.
Разработка программы наблюдения является одной из самых важных теоретических и практических проблем статистического наблюдения, предполагающих знание экономических, социальных и статистических основ и специфики изучаемых явлений и процессов. От качества разработки программы зависят результаты статистического наблюдения и статистического исследования в целом, его ценность для решения социально-экономических задач, его пригодность для выработки конкретных производственных и управленческих предложений.
Программа статистического наблюдения должна строиться с учетом следующих требований, предъявляемых к ее разработке.
-
Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, процесс, их тип, основные черты, специфические особенности и свойства, которые будут использованы при разработке материалов статистического наблюдения. Программа наблюдения не должна включать второстепенные или косвенные вопросы, так как в многообразии малозначимой информации может потеряться главное и существенное в изучаемом явлении или процессе. -
Программа наблюдения должна включать только те признаки, которые являются отличительными для всех единиц изучаемой совокупности. -
От качества программы зависят полнота и достоверность сведений, получаемых в ходе статистического наблюдения. При этом необходимо учитывать и контролировать количество вопросов программы. Если отсутствуют уверенность и предпосылки в получении полных и достоверных данных по широкой программе, то лучше ограничить объем собираемых сведений, чтобы получить небольшой, но достоверный статистический материал. -
Вопросы программы наблюдения должны быть сформулированы четко, кратко и ясно, без допущения двусмысленности их толкования. -
Программа наблюдения должна содержать только те вопросы, на которые реально можно получить объективные и достаточно точные ответы. -
В программу наблюдения целесообразно включать вопросы контрольного характера, чтобы ответы на одни из них могли использоваться для контроля ответов на другие. Например, для выяснения времени работы строительной фирмы на рынке в исследовании может быть поставлено два вопроса: о дате создания фирмы и о числе лет работы фирмы. -
Вопросы в программе наблюдения должны быть изложены в логической последовательности, а не в хаотичном порядке.
Для проведения наблюдения в каждом конкретном случае разрабатывается инструментарий статистического наблюдения, который включает в себя формуляр и инструкцию.
Формуляр статистического наблюдения – это специальный документ, в котором регистрируются ответы на вопросы программы наблюдения. Он представляет собой разграфленный лист бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов (с указанием шифров и кодов) на них. Формуляр наблюдения состоит из двух частей: титульной и адресной.