Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 983
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
указанного параметра жизни и наличие ориентации на него в своей активной
жизнедеятельности. Субшкалы распределены таким образом, чтобы можно было изучить наличие целей в жизни личности, степень насыщенности жизни в аспекте интереса к ней и эмоциональности, удовлетворенность жизнью, выраженной наличием в ней личной результативности, а также выявить понимание личностью возможности контролировать себя, и управлять и выбирать жизнь («Локус контроля – Я», «Локус контроля – жизнь») [62].
Опросник смысложизненного кризиса, автор К.В. Карпинский.
Данная методика разработана в двух вариантах – исследовательском и диагностическом. Для решения задач нашего исследования нами был использован диагностический вариант теста, представленный 50-ю вопросами. Опросник предназначен для изучения субъективного отношения респондентов к собственной жизни в аспекте как переживаний человека, так и его поведения. Опросник ориентирован на получение информации о степени негативных проявлений в жизни человека, обусловленных потерей смысла жизни, которые в совокупности могут свидетельствовать о наличии
«кризиса осмысленности жизни». При обработке данных теста необходимо учитывать возможную недостоверность результатов, которая определяется по количеству некорректных ответов на предложенные вопросы - более 3 % вопрос без ответа или с несколькими ответами. В данном случае результаты опросника не обрабатываются. Количественные суммарные показатели ответов испытуемых отражают уровень переживаний и кризиса осмысленности
у личности, где более высокие балы соответствуют более выраженному кризису личности [47].
Таким образом, отобранные нами методики позволят получить диагностическую информацию о состоянии смысловой сферы личности мужчин и женщин среднего возраста, проживающих кризис середины жизни.
На этом этапе исследования нами были реализованы диагностические процедуры, позволяющие собрать и проанализировать данные о смысложизненных ориентациях испытуемых, их представлениях о себе относительно психологического возраста, о степени их удовлетворённости жизнью, а также установить наличие или отсутствие критического уровня переживаний об осмысленности собственной жизни.
На предварительном этапе нами была проведена беседа, где были раскрыты и обсуждены понятия смысложизненных ориентаций, подняты проблемы возрастной динамики личности и особенности периода средней взрослости. Также испытуемые были информированы по поводу сути кризиса среднего возраста и его протекании (деструктивное и конструктивное проживание указанного кризиса).
Здесь же, на предварительном этапе, испытуемые были ознакомлены с диагностическими методиками, которые будут использоваться в работе. Участники были предупреждены о возможных психологических изменениях в процессе исследования.
Также с ними были обсуждены вопросы конфиденциальности и сохранения анонимности личности испытуемых, и было получено согласие на публикацию данных экспериментального исследования. Протоколы индивидуальной диагностики представлены в Приложении А (данные испытуемых-мужчин) и Приложении Б (данные испытуемых-женщин).
Представим полученные нами данные по методикам исследования.
Методика «Определение психологического и социального возраста личности».
При изучении качества самоотношения личности и отношения ее к жизни и тому временному (жизненному) периоду, в котором человек в
данный момент реализуется по методике 1 нами были получены следующие результаты (таблица 2).
Таблица 2 – Показатели социально-психологического возраста испытуемых
Представленные в таблице 1 данные получены в результате обработки бланков ответов испытуемых и их первичного количественного анализа. Результаты диагностики по каждому испытуемому мужского пола представлены в приложении 1 и в приложении 2 – испытуемых женского пола.
Для наглядности представим полученные результаты на гистограмме (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Уровень социально-психологического возраста мужчин и женщин по методике С.С. Степанова, методика 1
Проанализируем полученные результаты.
В соответствии с интерпретационными нормами методики, испытуемые, набравшие большее количество баллов более позитивно относятся к себе, миру, к способам проживания собственной жизни. Этим людям свойственен больший оптимизм, у них больше жизненной энергии, они более положительно относятся к себе, принимают свою индивидуальность и способы реализации.
Исходя из этого можно видеть, что лишь небольшая часть испытуемых, и мужчин (10 %), и женщин (15 %), имеют сниженный тонус, мало оптимистичны, не испытывают положительных чувств по отношения к себе, миру и к перспективам собственной жизни, т.е., имеют особенности, присущие людям более старшего возраста (пожилой, старческий возраста).
Остальные испытуемые распределились на среднем и высоком уровне социально-психологического возраста. Однако, следует отметить, что женщинам в меньше степени, чем мужчинам свойственно максимально оптимистично относится к себе, своим перспективам и пр. Лишь третья часть испытуемых-женщин (32,5 %) демонстрируют показатели, свойственные высокому уровню социально-психологического возраста. Среди мужчин, по сравнению с женщинами, больше тех, кто исполнен жизненных сил, веры в себя, оптимистичен и доброжелателен.
По методике 2, направленной на изучение самоотношения испытуемых к своему прошлому, настоящему и будущему и выявления представлений о
жизнедеятельности. Субшкалы распределены таким образом, чтобы можно было изучить наличие целей в жизни личности, степень насыщенности жизни в аспекте интереса к ней и эмоциональности, удовлетворенность жизнью, выраженной наличием в ней личной результативности, а также выявить понимание личностью возможности контролировать себя, и управлять и выбирать жизнь («Локус контроля – Я», «Локус контроля – жизнь») [62].
Опросник смысложизненного кризиса, автор К.В. Карпинский.
Данная методика разработана в двух вариантах – исследовательском и диагностическом. Для решения задач нашего исследования нами был использован диагностический вариант теста, представленный 50-ю вопросами. Опросник предназначен для изучения субъективного отношения респондентов к собственной жизни в аспекте как переживаний человека, так и его поведения. Опросник ориентирован на получение информации о степени негативных проявлений в жизни человека, обусловленных потерей смысла жизни, которые в совокупности могут свидетельствовать о наличии
«кризиса осмысленности жизни». При обработке данных теста необходимо учитывать возможную недостоверность результатов, которая определяется по количеству некорректных ответов на предложенные вопросы - более 3 % вопрос без ответа или с несколькими ответами. В данном случае результаты опросника не обрабатываются. Количественные суммарные показатели ответов испытуемых отражают уровень переживаний и кризиса осмысленности
у личности, где более высокие балы соответствуют более выраженному кризису личности [47].
Таким образом, отобранные нами методики позволят получить диагностическую информацию о состоянии смысловой сферы личности мужчин и женщин среднего возраста, проживающих кризис середины жизни.
- Эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций мужчин и женщин и их представлений о психологическом возрасте в период кризиса середины жизни
На этом этапе исследования нами были реализованы диагностические процедуры, позволяющие собрать и проанализировать данные о смысложизненных ориентациях испытуемых, их представлениях о себе относительно психологического возраста, о степени их удовлетворённости жизнью, а также установить наличие или отсутствие критического уровня переживаний об осмысленности собственной жизни.
На предварительном этапе нами была проведена беседа, где были раскрыты и обсуждены понятия смысложизненных ориентаций, подняты проблемы возрастной динамики личности и особенности периода средней взрослости. Также испытуемые были информированы по поводу сути кризиса среднего возраста и его протекании (деструктивное и конструктивное проживание указанного кризиса).
Здесь же, на предварительном этапе, испытуемые были ознакомлены с диагностическими методиками, которые будут использоваться в работе. Участники были предупреждены о возможных психологических изменениях в процессе исследования.
Также с ними были обсуждены вопросы конфиденциальности и сохранения анонимности личности испытуемых, и было получено согласие на публикацию данных экспериментального исследования. Протоколы индивидуальной диагностики представлены в Приложении А (данные испытуемых-мужчин) и Приложении Б (данные испытуемых-женщин).
Представим полученные нами данные по методикам исследования.
Методика «Определение психологического и социального возраста личности».
При изучении качества самоотношения личности и отношения ее к жизни и тому временному (жизненному) периоду, в котором человек в
данный момент реализуется по методике 1 нами были получены следующие результаты (таблица 2).
Таблица 2 – Показатели социально-психологического возраста испытуемых
| Уровень | |||||||
низкий | средний | высокий | ||||||
мужчины | 4 чел | 10 % | 18 чел | 45 % | 18 чел | 45 % | ||
женщины | 6 чел | 15 % | 21 чел | 52,5 % | 13 чел | 32,5 % |
Представленные в таблице 1 данные получены в результате обработки бланков ответов испытуемых и их первичного количественного анализа. Результаты диагностики по каждому испытуемому мужского пола представлены в приложении 1 и в приложении 2 – испытуемых женского пола.
Для наглядности представим полученные результаты на гистограмме (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Уровень социально-психологического возраста мужчин и женщин по методике С.С. Степанова, методика 1
Проанализируем полученные результаты.
В соответствии с интерпретационными нормами методики, испытуемые, набравшие большее количество баллов более позитивно относятся к себе, миру, к способам проживания собственной жизни. Этим людям свойственен больший оптимизм, у них больше жизненной энергии, они более положительно относятся к себе, принимают свою индивидуальность и способы реализации.
Исходя из этого можно видеть, что лишь небольшая часть испытуемых, и мужчин (10 %), и женщин (15 %), имеют сниженный тонус, мало оптимистичны, не испытывают положительных чувств по отношения к себе, миру и к перспективам собственной жизни, т.е., имеют особенности, присущие людям более старшего возраста (пожилой, старческий возраста).
Остальные испытуемые распределились на среднем и высоком уровне социально-психологического возраста. Однако, следует отметить, что женщинам в меньше степени, чем мужчинам свойственно максимально оптимистично относится к себе, своим перспективам и пр. Лишь третья часть испытуемых-женщин (32,5 %) демонстрируют показатели, свойственные высокому уровню социально-психологического возраста. Среди мужчин, по сравнению с женщинами, больше тех, кто исполнен жизненных сил, веры в себя, оптимистичен и доброжелателен.
По методике 2, направленной на изучение самоотношения испытуемых к своему прошлому, настоящему и будущему и выявления представлений о