Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 982
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исследования и проверки гипотезы была сформирована группа испытуемых. В исследовании приняли участие 80 человек от 38 до 40 лет, среди которых были 40 мужчин и 40 женщин указанного возраста [81].
Все они являются участниками исследования, прошедшими регистрацию (предварительную запись) на сайте организации
«Индивидуальный предприниматель «Саратовский С.В.» (частная психологическая практика). Количественное распределение участников исследования по полу и возрастам представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Возрастная и половая представленность испытуемых
Нами был проанализирован социальный статус испытуемых. Все испытуемые заняты трудовой деятельностью и имеют профессиональную реализацию. Также, все участники исследования по семейному положению имеют статус «женаты/замужем» и имеют детей. Большинство участников исследования имеют высшее образование.
Все участники выразили добровольное согласие на участие в исследовании
с условием сохранения конфиденциальности относительно личных данных, но с возможностью опубликования эмпирических данных, полученных в ходе экспериментального исследования.
Целью нашего исследования явилась необходимость изучения особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса среднего возраста. Данная цель была сформулирована нами на основании гипотезы о том, что в период кризиса среднего возраста изучение смысложизненных ориентаций личности, выделение их специфики у мужчин и женщин, будет способствовать более конструктивному анализу состояний и содержания переживаний при оказании психологической помощи личности в рамках консультативной практики психолога, что явится условием для продуктивного разрешения кризиса человека среднего возраста, осознания целей и смыслов собственной жизни, их переориентации и успешной самореализации.
Для эффективного решения задач исследования и проверки гипотезы нами было организовано исследование, в ходе которого необходимо было получить эмпирические данные об особенностях состояний личности, наличия или отсутствия смысложизненного кризиса, а также содержательных
характеристик смысложизненных ориентаций личности. Помимо этого, мы посчитали необходимым изучить степень удовлетворённости жизнью у людей среднего возраста и выявить восприятие себя в аспекте своего возраста.
Для этого нами были отобраны психодиагностические методики, направленные на решение указанных задач:
Методика «Определение психологического и социального возраста личности».
Данная методика представляет собой опросник с набором утверждений, где по каждому респондент должен выразить согласие, указав его степень в четырёх позициях – от «полностью согласен» до «не согласен» с промежуточными значениями. Опросник представлен в двух методиках. Методика 1 «Определение психологического и социального возраста личности» позволяет определить качество самоотношения личности (принятие себя, положительное отношение к себе) и отношение к жизни и тому временному (жизненному) периоду, в котором личность в данный момент реализуется (уровень оптимизма, активности, доброжелательности). Результаты показывают отношение личности к актуальному периоду жизнедеятельности. Результаты определяются путем подсчета баллов, присваиваемых каждому ответу испытуемых – выраженное согласие с
утверждением оценивается в 5 баллов, частичное согласие – в 3 балла, частичное несогласие – в 2 балла, а полное несогласие оценивается в 0 баллов. Чем выше набранная сумма баллов, тем позитивнее личность оценивает себя и период жизни [106].
Методика 2 данного опросника позволяет получить данные по поводу отношения испытуемого к прошлому и будущему. Методика построена по принципу самооценивания таких параметров, как насыщенность жизни событиями в определенные ее периоды, используя оценки от 1 до 10. Испытуемым для получения данных об отношении человека к жизни, прошлому и
перспективам предлагают при оценивании вспоминать (относительно прошлого) или представлять (относительно будущего) в целом событийную насыщенность социальной жизни и окружающего мира, насыщенность и трансформацию внутренних личностных аспектов (система убеждений, чувства, эмоции, значимые переживания), состояние здоровья, профессиональные и трудовые аспекты жизни, насыщенность и специфику межличностных отношений и пр. Респондентам для работы предлагается бланк, где в первую очередь они должны указать представление о перспективах срока своей жизни, а затем уже оценивать насыщенность относительно каждого пятилетия своей жизни и своей будущей жизни (до отмеченного возраста). Психологический возраст оценивается по формуле. Полученные данные позволяют увидеть отношение человека к перспективам своей жизни и при превышении психологического возраста возраст астрономический, предполагается, что у испытуемого размыта картина своего будущего, отсутствуют временные перспективы и, как правило, не выражены цели жизни в отношении будущей реализации. Обратные показатели, а также значительное снижение психологического возраста показывают неадекватное представление о временных перспективах и возможном «откладывании» жизни на потом [106].
Опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ), автор Н.Н. Мельникова.
Методика представляет собой опросник, направленный на изучение степени удовлетворенности личности жизнью на момент жизнедеятельности субъекта. Опросник представлен утверждениями, с которыми испытуемый должен согласиться в определенной степени или выразить свое несогласие (так же в разной степени). Утверждения подобраны таким образом, чтобы
получить информацию по категориям, отражающим компоненты, образующие качественные характеристики отношений человека к жизни и с жизнью. В методике категории представлены в виде 4-х факторов, один их которых содержит положительное отношение к жизни, а три других – негативное, существующее в сознании человека как неудовлетворенность своей жизнью. Факторы обобщены в категории «жизненная включенность»,
«разочарование в жизни», «усталость от жизни» и «беспокойство о будущем» [Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической]. Обработка результатов производится по принципу факторного анализа, при обработке подсчитывается общий коэффициент удовлетворенности и используется подсчет стандартных величин при помощи переводы сырых баллов в станайны (по разработанным шкалам перевода). Опросник содержит 46 утверждений, а результаты дифференцируются по уровням удовлетворенности жизнью – ниже среднего, средний и выше среднего [73].
Тест смысложизенных ориентаций (методика СЖО), Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева.
Методика является адаптацией теста Purpose-in-Life Test, PIL (Цель в жизни), которая в России была адаптирована в двух вариантах - К Муздыбаевым (первый вариант) Д.А. Леонтьевым (второй вариант). Нами для исследования взята версия Д.А. Леонтьева. Автор определяет опросник как средство выявления уровня осмысленности жизни личности. Опросник содержит 20 пар утверждений-антагонистов, которые испытуемый должен оценить при помощи квантификатора. Все утверждения и ответы на них оцениваются в системе субшкал, каждая из которых отражает актуальность
Все они являются участниками исследования, прошедшими регистрацию (предварительную запись) на сайте организации
«Индивидуальный предприниматель «Саратовский С.В.» (частная психологическая практика). Количественное распределение участников исследования по полу и возрастам представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Возрастная и половая представленность испытуемых
Пол | Возраст | |||||||
38 лет | 39 лет | 40 лет | ||||||
мужчины | 18 чел | 45 % | 10 чел | 25 % | 12 чел | 30 % | ||
женщины | 23 чел | 57,5 % | 7 чел | 17,5 % | 10 чел | 25 % |
Нами был проанализирован социальный статус испытуемых. Все испытуемые заняты трудовой деятельностью и имеют профессиональную реализацию. Также, все участники исследования по семейному положению имеют статус «женаты/замужем» и имеют детей. Большинство участников исследования имеют высшее образование.
Все участники выразили добровольное согласие на участие в исследовании
с условием сохранения конфиденциальности относительно личных данных, но с возможностью опубликования эмпирических данных, полученных в ходе экспериментального исследования.
Целью нашего исследования явилась необходимость изучения особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса среднего возраста. Данная цель была сформулирована нами на основании гипотезы о том, что в период кризиса среднего возраста изучение смысложизненных ориентаций личности, выделение их специфики у мужчин и женщин, будет способствовать более конструктивному анализу состояний и содержания переживаний при оказании психологической помощи личности в рамках консультативной практики психолога, что явится условием для продуктивного разрешения кризиса человека среднего возраста, осознания целей и смыслов собственной жизни, их переориентации и успешной самореализации.
Для эффективного решения задач исследования и проверки гипотезы нами было организовано исследование, в ходе которого необходимо было получить эмпирические данные об особенностях состояний личности, наличия или отсутствия смысложизненного кризиса, а также содержательных
характеристик смысложизненных ориентаций личности. Помимо этого, мы посчитали необходимым изучить степень удовлетворённости жизнью у людей среднего возраста и выявить восприятие себя в аспекте своего возраста.
Для этого нами были отобраны психодиагностические методики, направленные на решение указанных задач:
-
методика «Определение психологического и социального возраста личности»: Методика 1. (автор С.С. Степанов) [106]; -
методика «Ваш психологический возраст»: Методика 2. (автор С.С. Степанов) [106]; -
опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ), автор Н.Н. Мельникова [73]; -
тест смысложизенных ориентаций (методика СЖО), Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева [62]; -
опросник смысложизненного кризиса, автор К.В. Карпинский [47]. Обоснуем выбор данных психодиагностических средств.
Методика «Определение психологического и социального возраста личности».
Данная методика представляет собой опросник с набором утверждений, где по каждому респондент должен выразить согласие, указав его степень в четырёх позициях – от «полностью согласен» до «не согласен» с промежуточными значениями. Опросник представлен в двух методиках. Методика 1 «Определение психологического и социального возраста личности» позволяет определить качество самоотношения личности (принятие себя, положительное отношение к себе) и отношение к жизни и тому временному (жизненному) периоду, в котором личность в данный момент реализуется (уровень оптимизма, активности, доброжелательности). Результаты показывают отношение личности к актуальному периоду жизнедеятельности. Результаты определяются путем подсчета баллов, присваиваемых каждому ответу испытуемых – выраженное согласие с
утверждением оценивается в 5 баллов, частичное согласие – в 3 балла, частичное несогласие – в 2 балла, а полное несогласие оценивается в 0 баллов. Чем выше набранная сумма баллов, тем позитивнее личность оценивает себя и период жизни [106].
Методика 2 данного опросника позволяет получить данные по поводу отношения испытуемого к прошлому и будущему. Методика построена по принципу самооценивания таких параметров, как насыщенность жизни событиями в определенные ее периоды, используя оценки от 1 до 10. Испытуемым для получения данных об отношении человека к жизни, прошлому и
перспективам предлагают при оценивании вспоминать (относительно прошлого) или представлять (относительно будущего) в целом событийную насыщенность социальной жизни и окружающего мира, насыщенность и трансформацию внутренних личностных аспектов (система убеждений, чувства, эмоции, значимые переживания), состояние здоровья, профессиональные и трудовые аспекты жизни, насыщенность и специфику межличностных отношений и пр. Респондентам для работы предлагается бланк, где в первую очередь они должны указать представление о перспективах срока своей жизни, а затем уже оценивать насыщенность относительно каждого пятилетия своей жизни и своей будущей жизни (до отмеченного возраста). Психологический возраст оценивается по формуле. Полученные данные позволяют увидеть отношение человека к перспективам своей жизни и при превышении психологического возраста возраст астрономический, предполагается, что у испытуемого размыта картина своего будущего, отсутствуют временные перспективы и, как правило, не выражены цели жизни в отношении будущей реализации. Обратные показатели, а также значительное снижение психологического возраста показывают неадекватное представление о временных перспективах и возможном «откладывании» жизни на потом [106].
Опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ), автор Н.Н. Мельникова.
Методика представляет собой опросник, направленный на изучение степени удовлетворенности личности жизнью на момент жизнедеятельности субъекта. Опросник представлен утверждениями, с которыми испытуемый должен согласиться в определенной степени или выразить свое несогласие (так же в разной степени). Утверждения подобраны таким образом, чтобы
получить информацию по категориям, отражающим компоненты, образующие качественные характеристики отношений человека к жизни и с жизнью. В методике категории представлены в виде 4-х факторов, один их которых содержит положительное отношение к жизни, а три других – негативное, существующее в сознании человека как неудовлетворенность своей жизнью. Факторы обобщены в категории «жизненная включенность»,
«разочарование в жизни», «усталость от жизни» и «беспокойство о будущем» [Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической]. Обработка результатов производится по принципу факторного анализа, при обработке подсчитывается общий коэффициент удовлетворенности и используется подсчет стандартных величин при помощи переводы сырых баллов в станайны (по разработанным шкалам перевода). Опросник содержит 46 утверждений, а результаты дифференцируются по уровням удовлетворенности жизнью – ниже среднего, средний и выше среднего [73].
Тест смысложизенных ориентаций (методика СЖО), Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева.
Методика является адаптацией теста Purpose-in-Life Test, PIL (Цель в жизни), которая в России была адаптирована в двух вариантах - К Муздыбаевым (первый вариант) Д.А. Леонтьевым (второй вариант). Нами для исследования взята версия Д.А. Леонтьева. Автор определяет опросник как средство выявления уровня осмысленности жизни личности. Опросник содержит 20 пар утверждений-антагонистов, которые испытуемый должен оценить при помощи квантификатора. Все утверждения и ответы на них оцениваются в системе субшкал, каждая из которых отражает актуальность