Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 982

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исследования и проверки гипотезы была сформирована группа испытуемых. В исследовании приняли участие 80 человек от 38 до 40 лет, среди которых были 40 мужчин и 40 женщин указанного возраста [81].

Все они являются участниками исследования, прошедшими регистрацию (предварительную запись) на сайте организации

«Индивидуальный предприниматель «Саратовский С.В.» (частная психологическая практика). Количественное распределение участников исследования по полу и возрастам представлено в таблице 1.

Таблица 1 Возрастная и половая представленность испытуемых



Пол

Возраст

38 лет

39 лет

40 лет

мужчины

18 чел

45 %

10 чел

25 %

12 чел

30 %

женщины

23 чел

57,5 %

7 чел

17,5 %

10 чел

25 %


Нами был проанализирован социальный статус испытуемых. Все испытуемые заняты трудовой деятельностью и имеют профессиональную реализацию. Также, все участники исследования по семейному положению имеют статус «женаты/замужем» и имеют детей. Большинство участников исследования имеют высшее образование.

Все участники выразили добровольное согласие на участие в исследовании
с условием сохранения конфиденциальности относительно личных данных, но с возможностью опубликования эмпирических данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

Целью нашего исследования явилась необходимость изучения особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса среднего возраста. Данная цель была сформулирована нами на основании гипотезы о том, что в период кризиса среднего возраста изучение смысложизненных ориентаций личности, выделение их специфики у мужчин и женщин, будет способствовать более конструктивному анализу состояний и содержания переживаний при оказании психологической помощи личности в рамках консультативной практики психолога, что явится условием для продуктивного разрешения кризиса человека среднего возраста, осознания целей и смыслов собственной жизни, их переориентации и успешной самореализации.

Для эффективного решения задач исследования и проверки гипотезы нами было организовано исследование, в ходе которого необходимо было получить эмпирические данные об особенностях состояний личности, наличия или отсутствия смысложизненного кризиса, а также содержательных

характеристик смысложизненных ориентаций личности. Помимо этого, мы посчитали необходимым изучить степень удовлетворённости жизнью у людей среднего возраста и выявить восприятие себя в аспекте своего возраста.

Для этого нами были отобраны психодиагностические методики, направленные на решение указанных задач:

      • методика «Определение психологического и социального возраста личности»: Методика 1. (автор С.С. Степанов) [106];

      • методика «Ваш психологический возраст»: Методика 2. (автор С.С. Степанов) [106];

      • опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ), автор Н.Н. Мельникова [73];

      • тест смысложизенных ориентаций (методика СЖО), Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева [62];

      • опросник смысложизненного кризиса, автор К.В. Карпинский [47]. Обоснуем выбор данных психодиагностических средств.


Методика «Определение психологического и социального возраста личности».

Данная методика представляет собой опросник с набором утверждений, где по каждому респондент должен выразить согласие, указав его степень в четырёх позициях от «полностью согласен» до «не согласен» с промежуточными значениями. Опросник представлен в двух методиках. Методика 1 «Определение психологического и социального возраста личности» позволяет определить качество самоотношения личности (принятие себя, положительное отношение к себе) и отношение к жизни и тому временному (жизненному) периоду, в котором личность в данный момент реализуется (уровень оптимизма, активности, доброжелательности). Результаты показывают отношение личности к актуальному периоду жизнедеятельности. Результаты определяются путем подсчета баллов, присваиваемых каждому ответу испытуемых выраженное согласие с

утверждением оценивается в 5 баллов, частичное согласие в 3 балла, частичное несогласие в 2 балла, а полное несогласие оценивается в 0 баллов. Чем выше набранная сумма баллов, тем позитивнее личность оценивает себя и период жизни [106].

Методика 2 данного опросника позволяет получить данные по поводу отношения испытуемого к прошлому и будущему. Методика построена по принципу самооценивания таких параметров, как насыщенность жизни событиями в определенные ее периоды, используя оценки от 1 до 10. Испытуемым для получения данных об отношении человека к жизни, прошлому и
перспективам предлагают при оценивании вспоминать (относительно прошлого) или представлять (относительно будущего) в целом событийную насыщенность социальной жизни и окружающего мира, насыщенность и трансформацию внутренних личностных аспектов (система убеждений, чувства, эмоции, значимые переживания), состояние здоровья, профессиональные и трудовые аспекты жизни, насыщенность и специфику межличностных отношений и пр. Респондентам для работы предлагается бланк, где в первую очередь они должны указать представление о перспективах срока своей жизни, а затем уже оценивать насыщенность относительно каждого пятилетия своей жизни и своей будущей жизни (до отмеченного возраста). Психологический возраст оценивается по формуле. Полученные данные позволяют увидеть отношение человека к перспективам своей жизни и при превышении психологического возраста возраст астрономический, предполагается, что у испытуемого размыта картина своего будущего, отсутствуют временные перспективы и, как правило, не выражены цели жизни в отношении будущей реализации. Обратные показатели, а также значительное снижение психологического возраста показывают неадекватное представление о временных перспективах и возможном «откладывании» жизни на потом [106].

Опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ), автор Н.Н. Мельникова.

Методика представляет собой опросник, направленный на изучение степени удовлетворенности личности жизнью на момент жизнедеятельности субъекта. Опросник представлен утверждениями, с которыми испытуемый должен согласиться в определенной степени или выразить свое несогласие (так же в разной степени). Утверждения подобраны таким образом, чтобы
получить информацию по категориям, отражающим компоненты, образующие качественные характеристики отношений человека к жизни и с жизнью. В методике категории представлены в виде 4-х факторов, один их которых содержит положительное отношение к жизни, а три других негативное, существующее в сознании человека как неудовлетворенность своей жизнью. Факторы обобщены в категории «жизненная включенность»,

«разочарование в жизни», «усталость от жизни» и «беспокойство о будущем» [Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической]. Обработка результатов производится по принципу факторного анализа, при обработке подсчитывается общий коэффициент удовлетворенности и используется подсчет стандартных величин при помощи переводы сырых баллов в станайны (по разработанным шкалам перевода). Опросник содержит 46 утверждений, а результаты дифференцируются по уровням удовлетворенности жизнью ниже среднего, средний и выше среднего [73].

Тест смысложизенных ориентаций (методика СЖО), Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева.

Методика является адаптацией теста Purpose-in-Life Test, PIL (Цель в жизни), которая в России была адаптирована в двух вариантах - К Муздыбаевым (первый вариант) Д.А. Леонтьевым (второй вариант). Нами для исследования взята версия Д.А. Леонтьева. Автор определяет опросник как средство выявления уровня осмысленности жизни личности. Опросник содержит 20 пар утверждений-антагонистов, которые испытуемый должен оценить при помощи квантификатора. Все утверждения и ответы на них оцениваются в системе субшкал, каждая из которых отражает актуальность