Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 995

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М. Босс, может проводится реконструкция моделей поведения личности, заменяя пассивные, существующие по принципу реагирования, паттерны, в большей степени приспособления, чем жизни, на активное, выьирающее поведение, где выбор и принятие решений о своем воплощении может происходить по принципу «Почему бы нет?» [136].

Большое применение в современных условиях жизни нашли модели экзистенциального консультирования, разработанные Дж. Бьюдженталем, Р. Мэйем, И. Яломом. Их психотерапевтический подход был разработан на стыке экзистенциальной и гуманистической психологии, которые видят в человеке потребность в актуализации себя в мире и свободе выбора способов

и маршрутов собственной самореализации, готовность быть ответственным за свою жизнь и необходимость в осмысленности жизни.

Джеймс Бьюджентайль, определяя направление психологической помощи и выделяя ее суть, говорил, что доминирующей причиной порождения психологических проблем личности является потеря смысла жизни. Именно это понимание определяет цели консультирования, в ходе которого человек определяется по отношению к себе (кто я?), к миру (какой он?) и к личным возможностям жизни в этом мире. Конкретизируя цели в виде результата, Дж. Бьюдженталь считает, что в результате психотерапии

«человек должен обрести аутентичность, внутреннюю целостность и тождественность самому себе…» [19].

И. Ялом, другой известный автор модели экзистенциального консультирования, для объяснения своего подхода выделяет четыре категории во внутреннем мире личности изоляция, смерть, свобода, внутренняя пустота, которые
и являются источником психологических проблем личности. При оказании помощи И. Ялом считает самым важным ориентацию на индивидуальность личности и его субъективное отношение и переживание универсально значимых категорий, порождающих проблемы, а также условия, в которых эта помощь будет оказываться, то есть, специфические отношения, складывающиеся в системе «психотерапевт- клиент» [131].

Р. Мэй, американский психотерапевт с мировой известностью, рассматривая проблемы человека и возможности оказания ему психологичсекой помощи, также понимал, что человек по ходу своей жизни происходит путь постоянного развития, где развитие всегда есть напряжение, столкновение новой потребности с «устаревшим Я» и неудовлетворяющими личность стратегиями и смыслами. Такая ситуация делает закономерным и даже нормативным наличие переживаний, конфликтов, разочарований и ощущения «пустоты жизни», а цель психотерапевтического консультирования помочь человеку осознать и принять тревогу, страхи,

вину, увидеть в них не опасность, а естественность переживания человеком трудностей бытия, и жить с этим, не ограничивая себя в собственной реализации [76].


Выводы по первой главе




Таким образом, жизненные ценности и смысл жизни в психологии понимаются как предпочитаемые ориентиры действий, которые являются маяком для саморазвития, построения своего отношения в различных сферах жизни с объективной реальностью. Ценностно-смысловая сфера связана с интеллектуальным развитием и мотивационной сферой личности, они являются регуляторами поведения человека. Смысложизненные ориентации изучаются учеными неразрывно с анализом понятий смысла жизни и ценностных ориентаций человека. Смысл жизни, понимание своего предназначения, цели, мотива и то, ради чего живет человек, а также смысложизненные ориентации, являются особенностью, характеризующей человека.

Проблемы пола и гендерных различий широко исследованы в психологии. В основе гендерных различий также лежит стереотипное мышление и установки, соответственно предвзятое отношение человека в оценке своих принципов, идеалов, потребностей, ценностей - в зависимости от гендера.

Гендерные особенности смысложизненных ценностей, вместе с пониманием смысла жизни человеком и его ценностных ориентаций, формируются почти с одинаковых позиций, так как они имеют схожую структуру и выполняют схожие функции как конструкты поведения личности, поскольку являются чисто субъективными критериями социализации и идентичности.

Феномен возраста неотделим от понятий «идентичность» и «время».
Нет субъективного времени самого по себе, кроме как в теоретическом

рассмотрении и в созданных лабораторных условиях, но оно есть в сознании каждого человека с нормальным развитием, которое он осознает через призму осмысления жизни, ситуации и свою роль в социуме.

В научной литературе жизнь человека нередко рассматривают как сложный процесс, разделенный на отдельные возрастные периоды, которые сопровождаются кризисами. Кризис «середины жизни» характеризуется неудовлетворенностью человека жизнью и недовольством собой, даже если полученный результат соответствует запланированному, но не сопровождается достаточным количеством позитивных ощущений.

Кризис «середины жизни» особенно часто выделяют в сравнении с другими возрастными кризисами, поскольку психоэмоционально индивидуум переживает его наиболее трудно и нередко нуждается в профессиональной помощи психолога-консультанта.
Глава 2 Экспериментальное исследование смысложизненных ориентаций мужчин и женщин в период кризиса середины жизни



    1. Организация и методы исследования



Опытно-экспериментальное исследование особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса

«середины жизни» в консультативной практике психолога проходило на базе кабинета психологической помощи с зарегистрированной частной психологической практикой в рамках индивидуального предпринимательства («Индивидуальный предприниматель С.В. Саратовский»). Психологическая
помощь в рамках частной практики оказывается как в очной (контактной), так и в дистанционной форме. Дистантное консультирование проводится с использованием интернет-платформы и сайта психолога, расположенного по адресу URL: http://svsaratov.ru/ Официальный сайт содержит данные о направлениях профессиональной и общественной деятельности психолога- консультанта Саратовского Сергея Владимировича, опубликованы

документы об образовании, авторские научные статьи и интервью для СМИ, размещен раздел «Вопрос-ответ», указаны режим работы и контактные данные. Информационное наполнение официального сайта и авторского Youtube-канала осуществляется непосредственно руководителем организации, прием ведется в формате онлайн, либо в очном формате. Прием граждан осуществляется в индивидуальном порядке в кабинете с отдельным входом.

Основные направления деятельности:

    • семейная психология (семейные проблемы, взаимное непонимание, вопросы расставания с близким человеком, проблема разводов и измен, ревность в отношениях);

    • педагогическая психология (вопросы по проблемам образования, сотрудничество с медицинскими учреждениями и организациями опеки и попечительства, психологические исследования, интерпретация результатов тестирования, индивидуальные консультации по вопросам, касающимся различных проблем, связанных с учебной деятельностью, выбором профессии (профориентирование) и личностной адаптацией человека);

    • саморазвитие (разработка программ достижения цели, помощь в вопросах, лежащих в основе деловой сферы, личной жизни или здоровья);

    • этническая психология.

Для достижения цели