Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 973

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приняли участие 80 человек от 38 до 40 лет, среди которых были 40 мужчин и 40 женщин указанного возраста.

Личный вклад автора. В ходе исследования сформирован и апробирован комплекс психодиагностических процедур, позволяющих определять связь кризиса жизни, отношения к возрасту и смысложизненных ориентаций в зависимости от гендерных отличий.

Положения, выносимые на защиту:


  • в период кризиса среднего возраста переживания личности обусловлены напряжением в ценностно-смысловой сфере и наполнены рефлексивной оценкой индивидуальных ценностей, смыслов и самого себя на предыдущих возрастных этапах развития и самореализации;

  • смысложизненные ориентации у мужчин и женщин в период кризиса

«середины жизни» различаются между собой по своему уровню и качественному содержанию;

  • мужчины и женщины в период кризиса «середины жизни» имеют значимые различия в целевых ориентациях собственной жизни и их направленности.

Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (138 источников). Анализ и обработка эмпирических данных представлена в 10 таблицах, 7 рисунках, а также в двух приложениях (приложение А, приложение Б). Общий объем работы – 105 с.
Глава 1 Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста и особенностей смысложизненных ориентаций в критические периоды развития



    1. Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста в психологии


Возраст как термин абсолютно известен и используется в биологических науках относительно всех живых организмов, а также активно употребляется в системе многих наук. Семантическое значение

этого понятия позволяет воспринимать его как определение продолжительности развития от момента рождения. В научной психологической литературе понятие «возраст» используется аналогично, но изучается эта категория комплексно, где помимо календарного возраста индивида внимание уделяется психическому и психологическому содержанию развития человека на каждом возрастном этапе развития в аспекте закономерностей, механизмов, норм развития, а также целей и задача развития человека в каждом возрастном периоде своего становления.

Согласно словарю «возраст – это объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (годы, месяцы, дни и т. д.). В науке (психологии) используется условный возраст, определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни…» [16]. Толкование в психологическом словаре понятия «возраст» позволяет выделить существенные параметры этого термина, которые и изучаются в системе психологических наук с разных сторон и с разными задачами. Говоря о возрасте, в первую очередь, в науке принято систематизировать виды возраста, а важность и необходимость этого обусловлена сложностью организации систем всех

живых организмов, а человека тем более. В этом аспекте выделяют календарный, морфологический, биологический, психологический возраста. Здесь, если календарный
возраст отражает конкретный количественный показатель от начала жизнедеятельности организма в постнатальный (после рождения) период, то морфологический уже отражает развитие анатомо- физиологических параметров организма и отражает закономерные этапы его биологического созревания и сдвигов. Когда речь идет о биологическом возрасте, на передний план выступает не только общая этапность развития морфологических структур, но, в первую очередь, индивидуальные параметры функций организма, оценивающиеся в своем развитии в соответствии с универсальной нормой (задержка развития, опережение развития) или неравномерность развития отдельных систем организма [111].

Для научности исследований проблем возраста и развития организма и систем введено понятие периодов развития, которые представлены как для морфологического возраста, так и для психического и психологического развития человека. Для биологического становления организма выделены детский (до 14-ти лет), молодой (до 24-х лет), зрелый (до 44-х лет), средний (до 59-ти лет), пожилой (до 74-х лет) и старческий (до 90 лет) возраста и отдельно выделяют возраст долгожительства, когда хронологический возраст превышает 90 лет [112]. Физиологические исследования взросления, а главное, определение стадий зрелости анатомических и функциональных систем организма, на сегодняшний день не приняты однозначно. Так, в известных исследованиях Дж. Биррена, Д.Б. Бромлея, Д. Левинсона и пр. указывается различная хронология наступления периодов взрослости, зрелости, старости и пр. Например, Дж. Биррен считает, что ранняя взрослость организма наступает в 17 лет, а Д.Б. Бромлей указывает на 21 (у
мужчин), 22 (у женщин) года. Д. Левинсон здесь говорит не о календарной точке, а о периоде от 17-ти до 22 лет. Такие же небольшие, но различия, отмечаются и относительно других, последующих, возрастов человека.

Важным понятием в науках о возрасте является онтогенез, под которым понимают «…индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований…» [56]. В психологии под онтогенезом понимается индивидуальное развитие психики и личности, разворачивающееся от момента зарождения, захватывая пренатальный и постнатальные периоды.

Изучение онтогенеза человека представлено в науке огромным количеством исследованием и разными научными школами, имеющими свои позиции и «точки отсчета», которые и определяют векторы как исследований, так и научных интерпретаций.

В обобщенном виде онтогенез, его смысл и закономерности, представлены в философских науках. Так, А.В. Федосеенко видит в онтогенезе человека его становление от биологического существа до социального, а затем уже духовного, причем, указывает он, человек проходит путь от универсальной обобщенности к индивидуальности и полной субъектности, где на каждом этапе происходит осознание человеком

«…новой формы объективности собственного субъективного Я» [115].

В исследованиях А.А. Маркосяна, посвященным морфологическому развитию организма в детские периоды развития, указывается, что родившийся