Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 985
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ребенок не может восприниматься просто как уменьшенная копия взрослого человека. Функционального уровня взрослого человека он достигает лишь к 18-20 годам. Мышцы и железы завершают свое формирование к 23-25 годам. Развитие сосудистой системы, иннервация мышц, развитие некоторых отделов центральной нервной системы продолжается до 25-30 лет. То есть, до достижения зрелого возраста человек проходит длительный период развития. [83]. По его мнению, такой длительный период онтогенетического морфологического развития является большим преимуществом. Именно длительность обеспечивает время, необходимое не только для достижения организмом зрелости, но и главным образом это создает условия для психического, психологического,
социального развития и его культурации в целом. Имея продолжительный период обучения, человек обогащается знаниями, усваивает элементы воспитания, приобретает нравственные устои. А.А. Маркосян предлагает жизнь человека разделить на три цикла, приняв условно продолжительность его жизни за 90 лет. Первый этап он определяет до 25 лет и определяет его доминирующие задачи – это период обучения, получения профессионального образования, формирования моральных устоев и воспитанности. Вторым этапом он считает период творчества (от 25 до 60 лет), где человек будет проявляться и реализовываться, считая его периодом расцвета созидательных, интеллектуальных возможностей человека. Третий цикл (от 60 до 90 лет), считает он, это период ослабления творческих и физических возможностей, которые, однако, во многом будут определяться индивидуальными возможностями человека, так как люди одного возраста по биологической надежности организма могут иметь существенные различия [83].
Н.В. Соколова в своих
исследованиях биологических периодов развития человека говорит о разделенности жизненного пути человека на конкретные биологические периоды, в каждом из которых происходят биологические перестройки, переводящие организм на качественно новый уровень жизнедеятельности. Несмотря на это, говорит Н.В. Соколова, нельзя утверждать, что существуют абсолютные временные границы между биологическими периодами. Также, указывает она, каждый прожитый период как бы подготавливает необходимые условия, активизирует возрастные возможности для наступления последующего. Не менее важным является и понимание того, что различные отклонения, нарушения в развитии организма в любом возрастном периоде могут осложнить его нормальное прохождение и иметь отдаленные негативные проявления, нарушая нормальную жизнедеятельность человека [75].
Зарубежные и отечественные ученые делали попытки обозначить биологические периоды в онтогенезе человека, составить схему возрастной
периодизации. Практическое применение нашла схема возрастной периодизации, предложенная А.А. Маркосяном, построенная на его понимании жизни человека, как непрерывного процесса развития, количественных и качественных изменений в организме, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем, к совершенствованию его морфофункциональных свойств и возможностей [83].
Субъективный возраст человека фактически описывает динамику возрастной идентичности. Он становится стержневой идеей, относительно которой человек
воспринимает себя на жизненном пути, переживая удовлетворенность или неудовлетворенность собственной жизнью. Данный феномен, несмотря на интенсивные исследования по личностному восприятию жизни и временной перспективы, в отечественной психологии не изучают [102].
Следующим важным моментом для понимания и изучения возраста человека является понятие социально-психологического возраста. Социально-психологический возраст – это одновременно и субъективный, и социальный феномен. В его субъективной, психологической, составляющей проявлена самооценка человека, являющаяся по сути результатом самоотношения в результате восприятия и оценивания им самого себя как физического, психического и социального субъекта (образ физического Я, интеллектуального Я и пр.). Социальная составляющая, напротив, представлена оценкой человека социумом, т.е. конкретными его представителями, образованная результатами оценивания человека по его деятельности, поведению, общению, эффективности и пр. [39].
Б.Г. Ананьев, изучая жизненный путь человека, указывал, что этапы и его, и онтогенеза в целом, практически «накладываются друг на друга» [3], но при этом сохраняя различия, которые особенно становятся заметны в более зрелых возрастах, где человек по сути уже проявляется самореализующейся личностью, а реализация человека в мире в различных
аспектах и ролях гетерохронна и время реализации
индивидуально и не совпадает по времени [3].
В.П. Зинченко, анализируя путь и процесс развития человека, становление его личности, выделяя последовательность и временную определенность формирования структур, свойств, индивидуальных особенностей, предлагает использовать понятие психологического времени человека [41]. Он обосновывает значимость этого термина тем, что аналогично времени жизненный путь человека последователен, имеет длительность, скорость протекания, а также многоплановую событийность, включённую во временной поток личности. Здесь же, в психологическом времени присутствует преемственность и направленность (есть прошлое и будущее), ощущение протяженности или одномоментности, осознание этапа жизненного пути, динамики возрастов, а все это вместе определяется в сознании человека как целостный жизненный путь [93, 41].
В.Ф. Петренко, А.П. Супрун указывают, что одной из фундаментальных категорий сознания, придающей динамику «картине мира» человека, является категория времени. Она выступает базовой в построении картины реальности в человеческой психике [85]. По мнению Е.И. Головахи и А.А. Кроника, время, как компонент и категория жизненного пути личности имеет важное функциональное значение, объединяя и упорядочивая прошлое и настоящее, и выделяя будущее как перспективу жизни [29]. Психологическое время это один из элементов содержания сознания человека, которое находит внешнее выражение в деятельности личности. Е.И. Головаха и А.А. Кроник помимо хронологической ленты психологического времени личности еще выделяют
и масштабность происходящего с личностью на жизненном пути. Так, они говорят о ситуативном, биографическом и историческом в сознании человека, где ситуативное – это происходящее в актуальном поле жизни и воспринимаемое личностью непосредственно, биографическое – это относящееся ко всей жизни в целом, переживаемое человеком в аспекте собственной
субъектности и субъективности, а историческое – это существующее вне его реального присутствия в жизни (до рождения и после смерти) [29].
Помимо понятия «психологическое время» личности, в современной психологии выделяют и понятие психологический возраст личности. В работах Л.Ю. Демидовой, Н.В. Зобниной, Н.В. Дворянчикова, Г.Е. Введенского, М.Ю. Каменскова, Д.М. Купцовой обсуждается актуальность и даже необходимость введения данной категории. Сутью этого понятия, считают они, является субъективное определение собственного возраста в совокупности чувствами, испытываемые личностью по поводу собственного возраста. Причем, такого рода осознание носит довольно-таки оценочный характер, где оценка образуется посредством понимания значения возраста в аспекте существующих традиций, установок, убеждений и устоев в совокупности с самоощущением, наличием возрастных изменений, функциональных возможностей и пр. Психологический возраст – категория абсолютно субъективная и оценочная, и по мнению многих исследователей, эта категория актуализируется в сознании человека в моменты переживания кризисов, в частности, возрастных, которые разворачиваются при переходе человека с одного возрастного этапа на другой
социального развития и его культурации в целом. Имея продолжительный период обучения, человек обогащается знаниями, усваивает элементы воспитания, приобретает нравственные устои. А.А. Маркосян предлагает жизнь человека разделить на три цикла, приняв условно продолжительность его жизни за 90 лет. Первый этап он определяет до 25 лет и определяет его доминирующие задачи – это период обучения, получения профессионального образования, формирования моральных устоев и воспитанности. Вторым этапом он считает период творчества (от 25 до 60 лет), где человек будет проявляться и реализовываться, считая его периодом расцвета созидательных, интеллектуальных возможностей человека. Третий цикл (от 60 до 90 лет), считает он, это период ослабления творческих и физических возможностей, которые, однако, во многом будут определяться индивидуальными возможностями человека, так как люди одного возраста по биологической надежности организма могут иметь существенные различия [83].
Н.В. Соколова в своих
исследованиях биологических периодов развития человека говорит о разделенности жизненного пути человека на конкретные биологические периоды, в каждом из которых происходят биологические перестройки, переводящие организм на качественно новый уровень жизнедеятельности. Несмотря на это, говорит Н.В. Соколова, нельзя утверждать, что существуют абсолютные временные границы между биологическими периодами. Также, указывает она, каждый прожитый период как бы подготавливает необходимые условия, активизирует возрастные возможности для наступления последующего. Не менее важным является и понимание того, что различные отклонения, нарушения в развитии организма в любом возрастном периоде могут осложнить его нормальное прохождение и иметь отдаленные негативные проявления, нарушая нормальную жизнедеятельность человека [75].
Зарубежные и отечественные ученые делали попытки обозначить биологические периоды в онтогенезе человека, составить схему возрастной
периодизации. Практическое применение нашла схема возрастной периодизации, предложенная А.А. Маркосяном, построенная на его понимании жизни человека, как непрерывного процесса развития, количественных и качественных изменений в организме, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем, к совершенствованию его морфофункциональных свойств и возможностей [83].
Субъективный возраст человека фактически описывает динамику возрастной идентичности. Он становится стержневой идеей, относительно которой человек
воспринимает себя на жизненном пути, переживая удовлетворенность или неудовлетворенность собственной жизнью. Данный феномен, несмотря на интенсивные исследования по личностному восприятию жизни и временной перспективы, в отечественной психологии не изучают [102].
Следующим важным моментом для понимания и изучения возраста человека является понятие социально-психологического возраста. Социально-психологический возраст – это одновременно и субъективный, и социальный феномен. В его субъективной, психологической, составляющей проявлена самооценка человека, являющаяся по сути результатом самоотношения в результате восприятия и оценивания им самого себя как физического, психического и социального субъекта (образ физического Я, интеллектуального Я и пр.). Социальная составляющая, напротив, представлена оценкой человека социумом, т.е. конкретными его представителями, образованная результатами оценивания человека по его деятельности, поведению, общению, эффективности и пр. [39].
Б.Г. Ананьев, изучая жизненный путь человека, указывал, что этапы и его, и онтогенеза в целом, практически «накладываются друг на друга» [3], но при этом сохраняя различия, которые особенно становятся заметны в более зрелых возрастах, где человек по сути уже проявляется самореализующейся личностью, а реализация человека в мире в различных
аспектах и ролях гетерохронна и время реализации
индивидуально и не совпадает по времени [3].
В.П. Зинченко, анализируя путь и процесс развития человека, становление его личности, выделяя последовательность и временную определенность формирования структур, свойств, индивидуальных особенностей, предлагает использовать понятие психологического времени человека [41]. Он обосновывает значимость этого термина тем, что аналогично времени жизненный путь человека последователен, имеет длительность, скорость протекания, а также многоплановую событийность, включённую во временной поток личности. Здесь же, в психологическом времени присутствует преемственность и направленность (есть прошлое и будущее), ощущение протяженности или одномоментности, осознание этапа жизненного пути, динамики возрастов, а все это вместе определяется в сознании человека как целостный жизненный путь [93, 41].
В.Ф. Петренко, А.П. Супрун указывают, что одной из фундаментальных категорий сознания, придающей динамику «картине мира» человека, является категория времени. Она выступает базовой в построении картины реальности в человеческой психике [85]. По мнению Е.И. Головахи и А.А. Кроника, время, как компонент и категория жизненного пути личности имеет важное функциональное значение, объединяя и упорядочивая прошлое и настоящее, и выделяя будущее как перспективу жизни [29]. Психологическое время это один из элементов содержания сознания человека, которое находит внешнее выражение в деятельности личности. Е.И. Головаха и А.А. Кроник помимо хронологической ленты психологического времени личности еще выделяют
и масштабность происходящего с личностью на жизненном пути. Так, они говорят о ситуативном, биографическом и историческом в сознании человека, где ситуативное – это происходящее в актуальном поле жизни и воспринимаемое личностью непосредственно, биографическое – это относящееся ко всей жизни в целом, переживаемое человеком в аспекте собственной
субъектности и субъективности, а историческое – это существующее вне его реального присутствия в жизни (до рождения и после смерти) [29].
Помимо понятия «психологическое время» личности, в современной психологии выделяют и понятие психологический возраст личности. В работах Л.Ю. Демидовой, Н.В. Зобниной, Н.В. Дворянчикова, Г.Е. Введенского, М.Ю. Каменскова, Д.М. Купцовой обсуждается актуальность и даже необходимость введения данной категории. Сутью этого понятия, считают они, является субъективное определение собственного возраста в совокупности чувствами, испытываемые личностью по поводу собственного возраста. Причем, такого рода осознание носит довольно-таки оценочный характер, где оценка образуется посредством понимания значения возраста в аспекте существующих традиций, установок, убеждений и устоев в совокупности с самоощущением, наличием возрастных изменений, функциональных возможностей и пр. Психологический возраст – категория абсолютно субъективная и оценочная, и по мнению многих исследователей, эта категория актуализируется в сознании человека в моменты переживания кризисов, в частности, возрастных, которые разворачиваются при переходе человека с одного возрастного этапа на другой