Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 994
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[33].
Возрастной кризис – понятие для психологии уже довольно устоявшееся. Этот аспект развития рассматривается, начиная с К.Г. Юнга в зарубежной психологии, и Л.С. Выготского в отечественной психологии.
В отечественной психологии возрастной кризис долго время изучался относительно детских периодов развития, где под ним понимался по сути
«…кризис развития, переход к качественно новому этапу жизни, связанный с определенным возрастом человека…Возрастной кризис – это момент нарушения равновесия, появления новых потребностей, перестройки мотивационной сферы личности и возникновения связанных с личностными новообразованиями проблем адаптации…» [15].
Л.С. Выготский, анализируя этот этап развития, говорил о нем как о моменте «…целостного изменения личности ребенка…» [24], где
приобретенные новообразования и готовность к удовлетворению новых потребностей сменяет и социальную ситуацию развития, «разрушая предыдущую и актуализируя новую» [24]. По-другому говоря, психологическим содержанием возрастного кризиса являются качественные изменения, позитивные по своей сути, но напряженные и эмоционально дискомфортные по своему протеканию, которые и сдвигают личность на новую, более высокую ступень развития.
Не менее известный ученый, Л.И. Божович, занимающаяся проблемами детского развития, понимает кризис идентично, как переход человека от этапа к этапу. Она выделяла механизм или движущую силу возникновения кризиса, которым, по ее мнению, выступал комплекс новых потребностей, аффективно заряженный и тем самым имеющий большую силу, побуждающую личность к целенаправленной активности и изменениям [14]. Л.И. Божович
считала новые потребности, возникающие у ребенка, и стимулятором развития новообразований, которые в переходный критический период образуют систему «нового», обеспечивающую возможность эффективного функционирования на новом этапе развития, создавая последовательность развития, его непрерывность и преемственность [14].
Большой вклад в понимание возрастного развития внесли и А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, В.В. Давыдов, Д.Б. Фельдштейн и многие другие. Так, А.Н. Леонтьев на передний план выдвинул идею ведущей деятельности, которая, по сути, отражает и одновременно реализует существующее у ребенка на данный момент «отношения к миру и с миром», а изменение этого отношения меняет и ведущую деятельность, переводя личность на новую стадию развития, а момент перехода и является кризисным этапом [61].
Кризисы развития взрослых возрастов изучались в основном в западной психологии. Начиная с К.Г. Юнга, средний возраст привлекал внимание многих специалистов и было обусловлено это значимостью этапа
для всего жизненного пути личности. Средний возраст – это самый протяженный этап человека, где происходит его самоосуществление. При всей стабильности этого периода с точки зрения анатомо-физиологических изменений и динамических изменений качества психической деятельности, человек в этом возрасте проходит огромное количество изменений, которые связаны
с социальной реализацией, с воплощением своих ценностей и идеалов в самом широком круге социальных взаимосвязей. Такая насыщенность и требуемая продуктивность однозначно порождает необходимость регулярного пересмотра и актуализации своих мотивов, ценностей, смыслов и пр. Человек в данный период, реализуясь в различных областях, очевидным образом испытывает стресс и имеет разного рода психологические сложности и проблемы, зачастую невротического и личностного характера [105]. Такие обстоятельства, с одной стороны, требования, с другой, и индивидуальные потребности, и амбиции личности, с третьей, очевидным образом задают необходимость рефлексии взрослого человека на себя, на продукт и результат своей активности, на оценку собственной эффективности, что и происходит в кризисные периоды среднего возраста. Именно в этот этап, в условиях внутриличностного напряжения и конфликта, происходит переоценка и переосмысление самого себя, своего отношения к миру и с миром, своих установок, убеждений, ценностей и приоритетов, целей и способов их достижений, и также выводит личность на новый качественный, более высокий уровень своего развития.
Кризис среднего возраста рассматривался многими учеными. Так, К.Г. Юнг на первый план для этого возраста ставил задачу индивидуации, становления «Самости», где требуется духовное становление человека, до которого он уже и дозревает на этом этапе. Именно это, по его мнению, порождает кризис середины жизни, где сталкиваются имеющиеся, но больше не удовлетворяющие личность, ценности и смыслы [130].
Э. Эриксон,
автор теории кризисов идентичности, считал средний возраст тем этапом, где личность переживает неудовлетворенность
собственной самореализацией, а кризис по своей психологической сути является ощущением преград и препятствий для этой доминирующей потребности. Несмотря на то, что Э. Эриксон считал самым значимым для личности кризис, переживаемый подростком, кризис среднего возраста занимал в его исследованиях не менее значимое место. Он говорит, что человек, находясь в определённых объективно существующих условиях, может испытывать срыв удовлетворенности жизнью, а центром переживания является его внутренний конфликт – определение для себя перспектив и дальнейшей реализации, или отсутствия оных и бессмысленности собственного существования и движения в будущее. Это выражается, как говорит Э. Эриксон, в срыве продуктивности, которая с его точки зрения, является главной характеристикой личности взрослого периода жизни (в совокупности с творчеством и заботой) [129].
Проблемой возрастных кризисов личности среднего возраста занимались Дж. Левинсон [134], Г. Крайг [53], С. Гроф [32], Р. Ассаджиоли [8], А. Маслоу [70], Г. Шихи [126] и многие другие. Существующие исследования рассматривают кризис с точки зрения кризиса индивидуального развития, кризиса профессиональной реализации и кризиса отношений, в частности, внутрисемейных. Индивидуальное развитие личности и кризис в потоке жизни ставился во главу угла
в исследования К.Г. Юнга, Э. Эриксона, Б. Ливехуда, а в отечественной психологии отражается в работах Б.С. Братуся и В.И. Слободчикова, которые на передний план выдвигают экзистенциальные переживания человека в этот переходный период и смещение смысла ценностей с сугубо индивидуальных на общечеловеческие [103].
Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк на передний план в середине жизни выдвигают социальные и профессиональные аспекты жизнедеятельности личности. Они определяют основной причиной напряжения конфликт между достигнутой «вершиной», мастерством освоенной деятельности, и необходимостью, и потребностью дальнейшей самореализации, которая, как
понятно, субъективно не очень ясна и даже возможна. Причиной ощущения ограничения и невозможности, по мнению исследователей, становятся недовольство собой, своим профессиональным статусом, полная или частичная профессиональная деформация, разворачивающиеся в совокупности со снижением психофизических показателей, свойственных возрастному изменению человека, достигшего условной середины жизни [40].
Не смотря на различные взгляды, на разницу в понимание значения кризиса среднего возраста для личности, на сегодняшний момент достаточно подробно систематизированы признаки и доминирующие переживания, присущие человеку среднего возраста, испытывающему внутриличностное напряжение, вызванное кризисом середины жизни. Так как изменения в этом возрасте происходят на всех уровнях организма, психики и личности, то и проявления заметны как на психологическом и духовном уровне, так и на биологическом и психическом уровнях функционирования человека (Б. Ливехуд) [64].
Кратко охарактеризуем эти изменения. На физическом уровне и в
Возрастной кризис – понятие для психологии уже довольно устоявшееся. Этот аспект развития рассматривается, начиная с К.Г. Юнга в зарубежной психологии, и Л.С. Выготского в отечественной психологии.
В отечественной психологии возрастной кризис долго время изучался относительно детских периодов развития, где под ним понимался по сути
«…кризис развития, переход к качественно новому этапу жизни, связанный с определенным возрастом человека…Возрастной кризис – это момент нарушения равновесия, появления новых потребностей, перестройки мотивационной сферы личности и возникновения связанных с личностными новообразованиями проблем адаптации…» [15].
Л.С. Выготский, анализируя этот этап развития, говорил о нем как о моменте «…целостного изменения личности ребенка…» [24], где
приобретенные новообразования и готовность к удовлетворению новых потребностей сменяет и социальную ситуацию развития, «разрушая предыдущую и актуализируя новую» [24]. По-другому говоря, психологическим содержанием возрастного кризиса являются качественные изменения, позитивные по своей сути, но напряженные и эмоционально дискомфортные по своему протеканию, которые и сдвигают личность на новую, более высокую ступень развития.
Не менее известный ученый, Л.И. Божович, занимающаяся проблемами детского развития, понимает кризис идентично, как переход человека от этапа к этапу. Она выделяла механизм или движущую силу возникновения кризиса, которым, по ее мнению, выступал комплекс новых потребностей, аффективно заряженный и тем самым имеющий большую силу, побуждающую личность к целенаправленной активности и изменениям [14]. Л.И. Божович
считала новые потребности, возникающие у ребенка, и стимулятором развития новообразований, которые в переходный критический период образуют систему «нового», обеспечивающую возможность эффективного функционирования на новом этапе развития, создавая последовательность развития, его непрерывность и преемственность [14].
Большой вклад в понимание возрастного развития внесли и А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, В.В. Давыдов, Д.Б. Фельдштейн и многие другие. Так, А.Н. Леонтьев на передний план выдвинул идею ведущей деятельности, которая, по сути, отражает и одновременно реализует существующее у ребенка на данный момент «отношения к миру и с миром», а изменение этого отношения меняет и ведущую деятельность, переводя личность на новую стадию развития, а момент перехода и является кризисным этапом [61].
Кризисы развития взрослых возрастов изучались в основном в западной психологии. Начиная с К.Г. Юнга, средний возраст привлекал внимание многих специалистов и было обусловлено это значимостью этапа
для всего жизненного пути личности. Средний возраст – это самый протяженный этап человека, где происходит его самоосуществление. При всей стабильности этого периода с точки зрения анатомо-физиологических изменений и динамических изменений качества психической деятельности, человек в этом возрасте проходит огромное количество изменений, которые связаны
с социальной реализацией, с воплощением своих ценностей и идеалов в самом широком круге социальных взаимосвязей. Такая насыщенность и требуемая продуктивность однозначно порождает необходимость регулярного пересмотра и актуализации своих мотивов, ценностей, смыслов и пр. Человек в данный период, реализуясь в различных областях, очевидным образом испытывает стресс и имеет разного рода психологические сложности и проблемы, зачастую невротического и личностного характера [105]. Такие обстоятельства, с одной стороны, требования, с другой, и индивидуальные потребности, и амбиции личности, с третьей, очевидным образом задают необходимость рефлексии взрослого человека на себя, на продукт и результат своей активности, на оценку собственной эффективности, что и происходит в кризисные периоды среднего возраста. Именно в этот этап, в условиях внутриличностного напряжения и конфликта, происходит переоценка и переосмысление самого себя, своего отношения к миру и с миром, своих установок, убеждений, ценностей и приоритетов, целей и способов их достижений, и также выводит личность на новый качественный, более высокий уровень своего развития.
Кризис среднего возраста рассматривался многими учеными. Так, К.Г. Юнг на первый план для этого возраста ставил задачу индивидуации, становления «Самости», где требуется духовное становление человека, до которого он уже и дозревает на этом этапе. Именно это, по его мнению, порождает кризис середины жизни, где сталкиваются имеющиеся, но больше не удовлетворяющие личность, ценности и смыслы [130].
Э. Эриксон,
автор теории кризисов идентичности, считал средний возраст тем этапом, где личность переживает неудовлетворенность
собственной самореализацией, а кризис по своей психологической сути является ощущением преград и препятствий для этой доминирующей потребности. Несмотря на то, что Э. Эриксон считал самым значимым для личности кризис, переживаемый подростком, кризис среднего возраста занимал в его исследованиях не менее значимое место. Он говорит, что человек, находясь в определённых объективно существующих условиях, может испытывать срыв удовлетворенности жизнью, а центром переживания является его внутренний конфликт – определение для себя перспектив и дальнейшей реализации, или отсутствия оных и бессмысленности собственного существования и движения в будущее. Это выражается, как говорит Э. Эриксон, в срыве продуктивности, которая с его точки зрения, является главной характеристикой личности взрослого периода жизни (в совокупности с творчеством и заботой) [129].
Проблемой возрастных кризисов личности среднего возраста занимались Дж. Левинсон [134], Г. Крайг [53], С. Гроф [32], Р. Ассаджиоли [8], А. Маслоу [70], Г. Шихи [126] и многие другие. Существующие исследования рассматривают кризис с точки зрения кризиса индивидуального развития, кризиса профессиональной реализации и кризиса отношений, в частности, внутрисемейных. Индивидуальное развитие личности и кризис в потоке жизни ставился во главу угла
в исследования К.Г. Юнга, Э. Эриксона, Б. Ливехуда, а в отечественной психологии отражается в работах Б.С. Братуся и В.И. Слободчикова, которые на передний план выдвигают экзистенциальные переживания человека в этот переходный период и смещение смысла ценностей с сугубо индивидуальных на общечеловеческие [103].
Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк на передний план в середине жизни выдвигают социальные и профессиональные аспекты жизнедеятельности личности. Они определяют основной причиной напряжения конфликт между достигнутой «вершиной», мастерством освоенной деятельности, и необходимостью, и потребностью дальнейшей самореализации, которая, как
понятно, субъективно не очень ясна и даже возможна. Причиной ощущения ограничения и невозможности, по мнению исследователей, становятся недовольство собой, своим профессиональным статусом, полная или частичная профессиональная деформация, разворачивающиеся в совокупности со снижением психофизических показателей, свойственных возрастному изменению человека, достигшего условной середины жизни [40].
Не смотря на различные взгляды, на разницу в понимание значения кризиса среднего возраста для личности, на сегодняшний момент достаточно подробно систематизированы признаки и доминирующие переживания, присущие человеку среднего возраста, испытывающему внутриличностное напряжение, вызванное кризисом середины жизни. Так как изменения в этом возрасте происходят на всех уровнях организма, психики и личности, то и проявления заметны как на психологическом и духовном уровне, так и на биологическом и психическом уровнях функционирования человека (Б. Ливехуд) [64].
Кратко охарактеризуем эти изменения. На физическом уровне и в