Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования нижегородский государственный педагогический университет имени козьмы минина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Физическое развитие

Биологическое развитие и созревание человека, а также его динамический рост. У каждого ребенка это развитие происходит неодинаково. Существует несколько критерий оценки физического развития: масса и длина тела, окружность головы и грудной клетки, пропорциональность всех измерений;

  1. Художественно-эстетическое развитие

Формируются эстетическое отношение и представления о мре искусства. Развитие должно происходить в соответствии с возрастными особенностями.

Подводя итоги, мы понимаем, что известные педагоги сделали большой вклад в дошкольное образование нашего времени. Любая образовательная деятельность строится на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дошкольные учреждения в проектировании образовательной деятельности должны выполнять требования ФГОС ДО. Несмотря на нормативно-правовую базу дошкольные учреждения в наше время достаточно свободны во многом и полностью несут ответственность за организацию образовательной деятельности, сохранность детей и развитие их навыков и знаний. В организации образовательной деятельности важно учитывать множество особенностей, например, соответствие образовательного процесса периоду развития ребенка, его способностям. Также учитываются принципы, направления, формы обучения. Выяснилось, что предметно-развивающая среда является важным этапом дошкольной образовательной деятельности, таким образом она строится на основе игровой деятельности. Предметно-развивающая среда также должна соответствовать требованиям ФГОС ДО. Для отслеживания изменений, новых знаний и успехов педагоги используют мониторинг, у него несколько видов. Все это направлено на развитие личностных качеств ребенка, а не только изучение им образовательного материала. Образовательная деятельность в дошкольном учреждении очень важный период в жизни ребенка, он полноценно подготавливает ребенка к новому этапу его жизни - школе.

ГЛАВА 2. Проектирование образовательной деятельности дошкольной образовательной организации


2.1. Технологии и проектирование образовательной деятельности в дошкольном учреждении

Существует несколько принципов построения образовательной деятельности в дошкольной организации. Они были описаны под руководством профессора В. А. Петровского в его трудах о концепции дошкольного воспитания [17].

Принцип развития ориентирован на развивающую деятельность. Создаются условия для того, чтобы каждому ребенку дать возможность на реализацию собственной личной сущности.

Принцип природосообразности образовательной деятельности ориентировано на соответствие педагогического процесса биологической природе ребенка. Образование и воспитание должны укреплять здоровье.

Принцип диалогического общения указывает на то, что диалог - неотъемлемая часть взаимодействия воспитателя и ребенка.

Принцип доверительного сотрудничества.

Принцип взаимного развивающего влияния педагога и ребенка влияет на успех воспитания через совместный личностный рост.

Принцип ненасилия.

Принцип культурно-деятельностный направлен на развитие у личности новых навыков и умений, культурных ценностей.

Принцип обучения деятельности направлен на то, чтобы научить учиться.

Принцип преемственности образования.

Принцип здоровьесбережения представляет собой заботу о психологическом и соматическом здоровье ребенка.

Реализация этих принципов способствует адаптации образовательной деятельности к индивидуальным особенностям детей. Благодаря им каждый ребенок способен себя реализовать и личностно развить.

В организации образовательной деятельности есть несколько образовательных технологий.

  1. Технология игрового обучения. Направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Существует четыре черты: свободная деятельность, ее творческий характер, наличие правил и эмоциональная приподнятость. Игровая деятельность неуправляема педагогом.

  2. Технология развивающего обучения. Данная технология изначально была обоснована Л. С. Выготским, его последователи Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов также развивали теорию развивающего обучения и применяли его на практике. Технология основывается на взаимодействии педагога и учащегося в процессе коллективно-распределительной деятельности, поиске решения различных задач. Также в основе анализ, планирование и рефлексия. Кроме системы Эльконина-Давыдова также существует система Л. В. Занкова. Основывается на следующих принципах: в приоритете теоретические знания, высокий уровень сложности.

  3. Технология ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Благодаря ей у детей развиваются системное мышление и воображение, умение самостоятельно решать задачи и проблемы. Существуют разные методы: метод «Круги Луллия» (автор Р. Луллия) и метод «Морфологический анализ» (автор Ф. Цвикке); методика работы с именами признаков (авторы Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук); Приемы работы с ресурсами объектов (автор Т.А. Сидорчук) и тд.

  4. Технология проектной деятельности. Развитие социально-личностного опыта благодаря межличностному взаимодействию детей. Типы проектной деятельности: игровые, экскурсионные, повествовательные, конструктивные.

  5. Технология исследовательской деятельности. Формируются способности к исследовательскому мышлению. Создается экспериментальная деятельность, а ее активным участником является ребенок. Существует несколько методов и приемов: опыты, коллекционирование, путешествие по карте (стороны и части света, местоположение, рельефы и ландшафты), “путешествие во времени” (прошлое человечества, история).

  6. Личностно-ориентированный подход. Основа системы дошкольного образования, обеспечивает безопасное развитие личности. Подвиды данной технологии: гуманно-личностные технологии, технология сотрудничества. Данные технологии основываются на гуманизации и демократизации педагогических отношений

  7. Информационно-коммуникативные технологии. Информационные технологии развиваются с высоким темпом, поэтому образование взрослых дошкольников происходит с использованием современных технологий. Благодаря данным технологиям возможно дополнительное развитие мышления, фантазии, обучение чтению, математике, игры, соответствующие возрасту. Пример информационного оборудования: интерактивные планшеты, доски. При этом вся информационно-коммуникативная деятельность должна осуществляться под контролем воспитателя.

  8. Здоровьесберегающие технологии. Сохранение здоровья, навыки, знания по здоровому образу жизни. Выделяют 4 типа: технологии сохранения и стимулирования здоровья; технология обучения здоровому образу жизни; коррекционные технологии. В ходе применения этих технологий создают “Уголки здоровья” (массажные коврики, оздоровительная гимнастика по утрам/после сна, массажеры для рук, пальчиков). Существуют разные методики: оздоровительное дыхание, релаксация, динамические паузы во время образовательного процесса - гимнастика рук, глаз, музыкальное воздействие на психологическое здоровье.

  9. Технология портфолио. Собираются данные о развитии, достижениях ребенка, эмоций. Это позволяет проанализировать, проследить развитие ребенка. В портфолио должно быть несколько разделов, которые выделил И. Руденко: знакомство; антропометрические данные; о родителях; о мечтах, планах на будущее ребенка; о возможностях, навыках; достижения; рекомендации от воспитателя для родителя; вопросы родителей к воспитателям.


Педагогическое проектирование - это очень важная часть в организации образовательной деятельности. Оно строится на основе индивидуального подхода и индивидуализации образования. С помощью проектирования составляется режим дня, самостоятельная деятельность, развивающая предметно-пространственная среда, проектирование занятий, уроков. Составление режима дня имеет несколько целей: охрана здоровья, знания об основах безопасности жизнедеятельности, включение детей в социальные отношения, положительные отношения к труду.

Важная роль отводится самостоятельной деятельности ребенка (не менее 3-4 часов). По С. Выготскому перед самостоятельной деятельностью должны осуществляться совместная деятельность со взрослым и совместная деятельность с другими детьми. Для их реализации создается предметно-пространственная среда, функции которой разбирались в главе 1, части 1.2.

Режим дня в детском образовательном учреждении составлен с расчетом на 10,5-часовой рабочий день. Режим дня должен соответствовать принципам и требованиям: соответствие возрасту, ритмичность, цикличность режимного плана, чередование/смена видов деятельности, гибкость, последовательность/постепенность. Главный принцип составления режима дня - соответствие психофизическому возрасту ребенка.

2.2. План работы по организации и техническому оснащению образовательной деятельности старших групп в дошкольном учреждении

Учебный план разрабатывается на основе образовательных областей. Основные занятия в нем называются непосредственно образовательной деятельностью (далее - НОД). У каждой образовательной области есть определенное нужное количество в неделю.

Познавательное развитие

2 раза в неделю

Речевое развитие

2 раза в неделю

Физическое развитие

3 раза в неделю

Художественно-эстетическое развитие

6 раз в неделю

Социально-коммуникативное развитие

2 раза в неделю





Количество НОД в неделю

15

Объем недельной образовательной нагрузки

6,25 часа

Также должна быть разработана сетка НОД, в которой расписаны образовательные области, вид деятельности и временные ограничения, ее пример - Приложение 1.

Существует несколько обязательных режимных моментов и их задачи. Первым этапом осуществляется прием детей, утренняя встреча с ними, затем игровая деятельность, задачами которой являются - всестороннее развитие, развитие отношений с взрослыми и детьми. Следом идет утренняя гимнастика, которая направлена не только на то, чтобы активизировать деятельность организма, но и для того, чтобы мягко и постепенно задействовать мышцы ребенка, а также способствовать формированию “спортивного духа” у детей. Уделяется внимание формированию личной гигиены каждого ребенка: мытье рук по мере загрязнения, перед едой и после, после туалета. Организованная образовательная деятельность очень важная часть всего режимного процесса, во время нее происходит всестороннее развитие, педагог передает навыки ребенку. Далее - прогулка, к которой изначально нужно подготовиться. Здесь формируются навыки самостоятельного одевания, прививаются правила поведения на улице. Сама прогулка проводится для укрепления здоровья, смены деятельности, защита от переутомления и для многого другого. Важный этап - приемы пищи, которых в течении дня должно быть несколько. Прививаются навыки правильно держать приборы, элементарные правила этикета. Сон направлен на восстановление физического равновесия, сил и накопления энергии для второй половины дня. Для перехода от сна к активной деятельности нужно проводит гимнастику, которая также способствует положительному настрою ребенка. И снова игровая деятельность, так как она является основой образования в дошкольной организации.

Важно учитывать, что все режимные моменты должны осуществляться так, чтобы учитывалось психологическое и физическое развитие детей. От этого должны зависеть виды деятельности, временные ограничения.

Поэтому детей делят на группы по возрасту. Так образуется 6 групп:

  • ясельная (младше 2 лет);

  • подготовительная младшая (2-3);

  • младшая (3-4);

  • средняя (4-5);

  • старшая (5-6 лет);

  • подготовительная (6-7 лет).


Также составляется временной режим дня по режимным моментам. Туда должны быть включены не только виды деятельности и временные ограничения, но и различные методики организации деятельности, а также используемое оборудование. Примерный план оборудований и материалов строится на основе ФГОС. Туда входят игрушки, предметы для пространственных игр (кукольные кухни, шкафчики, столы и тд.), материалы для рисования, лепки и другой творческой деятельности, предметы для исследовательской деятельности, для двигательной деятельности.

При составлении данного плана также важна опора на физическое и психическое развитие детей.

Таким образом, мы проследили, на основе каких технологий происходит проектирование образовательной деятельности и какие принципы существуют. Рассмотрели то, как строится режим на день, его режимные моменты и увидел примеры его разработки. Составили учебный план на основе образовательных областей, сделали вывод о том, что любое проектирование в дошкольном учреждении должно основываться на психическом и физическом развитии ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образовательная деятельность имеет свою нормативно-правовую базу, требования которой должна выполнять. Основа всего образовательного процесса - это ФГОС. Образовательные организации имеют свободу в выборе направлений, у них нет четких рамок и границ. Дошкольное образование сосредоточено на развитии личностных качеств, а не только на приобретении навыков и знаний. Среди особенностей организации образовательной деятельности дошкольных учреждений разработка предметно-развивающей среды и основанность на возрастной периодизации ребенка, соответствие разработанной программы его психическому и физическому развитию.

В структуру организации образовательной деятельности дошкольных учреждений входят различные методы и формы. Главная форма образовательного процесса - организованная образовательная деятельность. она осуществляется на основе игровой деятельности, которая играет основную и ведущую роль в развитии ребенка. Все это направлено на развитие личностных качеств ребенка, на подготовку его к новому этапу - школе.

Проектирование образовательной деятельности построено на основе принципов и некоторых технологий. оно строится на основе индивидуального подхода и индивидуализации образования. Важная роль во время проектирования отводится самостоятельной деятельности ребенка, режимным моментам, на основе которых целиком строится режим дня. Он разрабатывается для того, чтобы образовательная деятельность проходила максимально комфортно для ребенка, подходила его личностным качествам и основывалась на его развитии.