Файл: Повышение эффективности системы управления запасами на основе применения методов информационной поддержи принятия решений (на примере машиностроительных предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Глава 1. Анализ состояния и пути повышения
эффективности систем управления запасами на
машиностроительных предприятиях
1.1. Управление запасами в логистике
Исследования, проведенные в данной работе посвящены достижению основной задачи логистики, которая заключается в совершенствовании управления товародвижением, создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя [4].
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управление всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товара от поставщика к потребителю. Другое направление связано с более широким подходом: помимо операций товародвижения оно включает в себя анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложений на рынке товаров и услуг.
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику связанную с обеспечением производства материалами (закупочную логистику); производственную логистику; сбытовую
(маркетинговую, или распределительную, логистику). Выделяют также транспортную логистику, которая является составной частью каждой из трех видов логистики. В соответствии с приведенной классификацией проблемы, решаемые в данной диссертационной работе, можно отнести как к закупочной, так и производственной и сбытовой логистике.

12
В условиях рыночной экономики целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Задачами закупочной логистики является поиск поставщиков, обеспечение поставок в определенные сроки, в определенном количестве и соответствующим качеством. Предлагаемые в рамках данной работы решения позволяют с большей эффективностью выполнять задачи связанные с обеспечением поставок в определенные сроки и в определенном количестве.
Логистику можно разделить на макро и микро логистику.
Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей. Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий. Предлагаемые решения в данной работе относятся к микрологистике, они предназначены для применения внутри фирмы, для управления товародвижением в рамках одного предприятия.
В соответствии с основными задачами в логистике различают два вида функций: оперативные и координационные. Координационные функции – это анализ и выявление потребности в материальных ресурсах различных фаз и частей производства. В этом аспекте методики, предлагаемые в данной работе, относятся к решению оперативных функций, связанных с непосредственным управлением движения материальных ценностей в сфере снабжения производства и распределения.
На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.
Логистику можно рассматривать как реальный хозяйственный процесс производства продукции или оказания услуг, как единый экономический процесс: закупка сырья, материалов, комплектующих; производство продукции или оказание услуг; распределение готовой продукции или услуг.


13
Запасы служат для того, чтобы ослабить зависимость продавца от покупателя и наоборот. Они представляют собой одну из форм проявления материальных потоков. В свою очередь материальные потоки могут находиться либо в динамичном, либо статичном состоянии. В большинстве случаев продвижение материального потока является дискретным. Т.е. материальный поток меняет свое динамичное состояние на статичное и обратно. По некоторым данным [60] материальный поток, сосредоточенный в запасах, находится в динамичном состоянии 2-3% совокупного, обусловленного хранением, времени, а статичном – 97-98% этого времени.
Запасы готовой продукции на предприятиях-производителях и в каналах распределения называются сбытовыми или товарными.
Запасы являются важнейшим инструментом обеспечения баланса спроса и предложения на рынке. В связи с тем, что в цене товара значительную часть составляют издержки, связанные с нахождением его в форме запаса, одной из важнейших задач распределительной логистики является максимальное сокращение этих издержек и времени пребывания материальных запасов в статичном состоянии.
С логистической позиции товарные запасы – это материальные потоки, которые вышли из сферы производства, но еще не поступившие в сферу потребления.
В распределительной логистике проблематика управления товарными запасами предполагает постановку ряда задач, решение которых осуществляется как на макроуровне, так и на микроуровне с дальнейшей локализацией по логистическим объектам и субъектам: качественный учет, установка оптимальных параметров управления, регулярная и всесторонняя оценка, выбор наиболее эффективной стратегии управления и т.д.
По назначению товарные запасы в распределительной логистике подразделяются на две категории: товарные запасы средств производства, товарные запасы предметов потребления. По видам товарные запасы

14
подразделяются: текущие, подготовительные, страховые.
Цели и виды запасов могут быть различными, но независимо от этого запасы представляют собой очень значимую составляющую производственного процесса. Их объем, места расположения и динамическая зависимость от потребителей последующих стадий производства в большей степени определяют эффективность материальных потоков внутри организации и во внешней среде. С поставщиками и потребителями запасы увязывают организацию, формируя цепочки логистических систем экономики в целом.
Таким образом, логистика запасов играет ключевую роль в системе управления отдельной организации, так и экономики в целом. Обеспечение единого и непрерывного процесса снабжения всех стадий производственного процесса необходимыми запасами в оптимальном количестве и заданного качества – важнейшая составляющая часть логистики, обеспечивающая эффективное функционирование организаций и экономики регионов.

1.2. Проблемы управления запасами на машиностроительных
предприятиях
В процессе своего развития, а также по мере изменения экономических условий все предприятия сталкиваются с необходимостью совершенствования своих экономических структур. При этом предприятия преследуют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым внешним условиям. Одной из проблем достижения этих целей является проблема повышения эффективности управления запасами.
Колоссальный объем средств, вложенных в запасы, придает проблеме управления ими первостепенную важность.
Неизбежная рассогласованность ритма производства поставщиков и потребителей, дискретность процесса поставок, возможность случайных колебаний в интенсивности потребления или длительности интервалов

15
между поставками вынуждают создавать в системах снабжения запасы.
Общеизвестно, что календарные планы начинают изменяться, как только они были составлены. Задержка с одной деталью ломает весь график сборки.
Оснастка не оправдывает ожиданий. Изменения технологий, трудности освоения новой продукции, брак, переделки – все это будни промышленности.
Современные Российские производственные предприятия работают в динамичных социальных и экономических условиях. Тенденция развития современного управления производством состоит в том, что все больше задач перекладывается на плечи специалистов среднего звена управления, которые и определяют сейчас политику предприятия. На крупном предприятии таких специалистов сотни, они принимают в день тысячи решений, от качества которых сейчас зависит ускорение цикла производства, сокращение убытков предприятия, сокращение сроков выпуска, повышение качества продукции, снижение издержек и, как результат, повышение эффективности работы предприятия в целом, его конкурентоспособности.
В связи с трудностями, переживаемыми предприятиями в последнее десятилетие ситуация осложняется еще и уходом высококвалифицированных кадров. Это приводит к тому, что предприятия теряют драгоценный опыт управления, накопленный десятилетиями.
Новые кадры требуют дополнительных затрат на обучение и адаптацию. В таких условиях возрастают требования к системам управления и информационным системам, которые позволили бы сгладить этот эффект.
Одной из наиболее ярких и наболевших проблем управления запасами на крупных машиностроительных предприятиях является проблема неликвидов.
Это огромное количество запасов материалов, ненужных предприятию для производства, которые предприятие не может реализовать. Объем запасов таких материалов достигает 10% объема текущих запасов предприятия. Так например, при объеме хранимых ресурсов 774 625тыс. руб. на Уфимском
Моторостроительном Производственном Объединении на 01 января 2002 года


16
объем выявленных неликвидов составлял 66 320 тыс. руб. т.е. 8,56%. По сравнению с остатками на начало 2001 года, составлявших объем 234 133 тыс. руб., объем неликвидов составил 50 202 тыс.руб., т.е. 21,44%. Соотношение доли неликвидов в общем объеме запасов показано на Рис. 1.2.1. Разница в объеме хранимых запасов объясняется получением крупных заказов в 2001 году, под которые были сделаны закупки. Поэтому снижение доли неликвидов в объеме запасов можно объяснить длительным производственным циклом и появлением крупных заказов. Если учесть, что неликвиды выявляются на основании анализа срока пролеживания (год или полгода), то можно прогнозировать рост доли неликвидов в ближайшие несколько лет.
Доля неликвидов в общем объеме
запасов в 2001 и 2002 годах
0 0,05 0,1 0,15 0,2 0,25 2001 2002
годы
Объем
в
тыс
. руб
.
Рис. 1.2.1 Объем запасов и неликвидов в 2001 - 2002 годах по отношению к
общему объему запасов
Анализ структуры запасов по сроку пролеживания ресурсов показывает, что основная масса неликвидов хранится на складе от 1 до 3 лет (Рис. 1.2.2).

17 0,00%
20,00%
40,00%
60,00%
80,00%
1 2
3 4
5 6
7 8 9 10 11
Лет без движ ения
Объем запасов по сроку пролеживания
(в % от общего объема)
Рис. 1.2.2 Объем запасов неликвидов по сроку пролеживания запаса
К причинам возникновения излишних запасов можно отнести нестабильность планов выпуска продукции (уменьшение планируемого выпуска до нескольких раз в значительной степени влияет на потребление, использование запасов), излишние страховые запасы, недостаточно эффективные методы контроля уровня запасов, ошибки в учете, брак, дискретность объема закупок и т.д.
Прежде всего, следует отметить, что излишний запас, хранимый на складе, приносит убытки предприятию в виде издержек на хранение, учет, замораживания оборотных средств и т.п. Также происходит моральное и физическое устаревание, что влечет понижение его стоимости, и, соответственно, упущенную выгоду. Сгладить эти издержки можно за счет альтернативных способов использования ресурса: продажи, использование в качестве замены для других материалов, утилизация и др. В этом случае частично удастся погасить издержки или даже получить выгоду от реализации.
Полностью избежать появления излишних запасов невозможно. Их появление – объективный процесс. Снижение убытков предприятия от хранения излишних запасов является одной из главных задач системы управления запасами.
Проблема неликвидов заключается также в сложности реализации этих запасов по причине отсутствия механизмов их продажи. На современном этапе отсутствуют структуры, обеспечивающие обмен информацией о неликвидах между предприятиями. Раньше такой проблемой на уровне


18
министерства занимался специальный отдел, который накапливал информацию о неликвидах и предоставлял ее предприятиям, что позволяло найти им применение на других заводах. Сейчас, даже при наличии возможности публиковать информацию в Интернет, продажа неликвидов является проблемой.
Задача продажи неликвидных запасов дополняется рядом организационных задач внутри предприятия. Необходимо всегда иметь объективную информацию о неликвидах, чтобы не вводить в заблуждение потенциального покупателя. Необходимо разработать методики формирования цены продажи, позволяющие не продешевить, и в то же время, не завышать цены на неликвидную продукцию. Необходимо также учитывать географическое распределение потенциальных потребителей. Все это требует пересмотра старых и создания новых стандартов предприятия, регулирующих эти вопросы.
Неликвидными запасами считаются те, которые были выявлены персоналом из всего объема запасов. Существуют еще не выявленные излишние запасы, выявить которые среди огромного количества материалов, применяя существующие методы и модели управления запасам, невозможно. В существующих методиках [27,53,68,77,90] в большей степени эти недостатки обусловлены неточностью информации о хранимых ресурсах и их передвижении, недостаточной проработкой методов и методик их выявления.
Неликвидные запасы предприятия мертвым грузом лежат на складах предприятия, принося убытки в виде упущенной выгоды (замораживание оборотных средств), затрат на хранение, потери стоимости в результате морального и физического устаревания. Именно поэтому методики выявления излишних запасов, основанные на анализе времени пролеживания запасов [68], неэффективны.
Проблемы управления запасами крупных машиностроительных предприятий определяются также рядом особенностей, которые

19
предопределяют жесточайшие требования к применяемым на практике моделям управления запасами. К таким особенностям можно отнести размерность во всех аспектах:
1. огромная номенклатура используемых материальных ресурсов;
2. необходимость использовать различные модели при управлении запасами различных типов ресурсов;
3. огромное количество проводимых операций;
4. множество складов различного типа и назначения;
5. огромное количество операторов – пользователей информационной системы предприятия, использующих и вводящих информацию;
6. достаточно сложные логистические цепочки перемещения материальных ресурсов как внутри предприятия, так и вне него и т.д.
Система снабжения крупного промышленного предприятия относится к числу многономенклатурных. Многономенклатурность является основным фактором, усложняющим систему управления запасами, что отражается и на остальных элементах системы. В частности, спрос на некоторые виды номенклатуры может быть комплектным и коррелированным. Поставки могут быть совмещаемыми и раздельными. Стратегии управления для разных номенклатур и групп складов могут отличаться, что влечет необходимость применения различных методик управления для каждой группы материалов.
Для обеспечения производства необходимыми материалами на предприятии существует множество складов различного назначения и уровня: центральные, цеховые, закупочные, сбытовые и т.д. Закупками материальных ресурсов (МР) занимаются десятки специалистов службы снабжения. Система снабжения может быть построена по смешанному принципу: эшелонированному, линейному и децентрализованному. На предприятии, как правило, выбирается один из принципов, который оптимален для основной массы запасов. Управление другой частью запасов по иному принципу могло бы дать положительный результат.