Файл: Вопросы к зачёту по курсу Семейное консультирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к зачёту по курсу «Семейное консультирование»


  1. Связь семейного консультирования с возрастной, семейной психологией, психологическим консультированием

Семейное консультирование — разновидность психологического группового консультирования, объектом которого является семья, или, как часто говорят, подчеркивая системный характер отношений — семейная система.

Семейная жизнь, всегда носит закрытый характер, для любой важной

информации в диагностике семейной системы. Это касается семейных проблем и

травм таких как:

Душевные

Физические

Сексуальные

Экономические

Моральные

Семейная психология; психология семьи — раздел психологии, изучающий эволюцию и сущность брачно-семейных отношений, особенности их возникновения, становления, стабилизации и распада. Наука описывает характеристики семьи и брака в историческом, социально-психологическом, индивидуально-психологическом контекстах. Так же рассматривается эмоциональная и функциональная специфика отношений членов семьи друг с другом

  1. Типы семей и их характеристики.

По количеству брачных партнеров:
1) моногамная семья – один муж и одна жена;
2) полигамная семья:

  • полиандрия – многомужество;

  • полигиния – многоженство.

По количеству поколений:

  1. простая (нуклеарная) семья – состоит из представителей только двух поколений (родители и дети);

  2. сложная (расширенную) семья – состоит из представителей не мене трех поколений (прародители, родители, дети).

По целям и характеру партнерских отношений:

  1. традиционная семья –  характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, творчества, свободы, привязанности к быту, наличием собственнических инстинктов. Основной целью такой семьи является продолжение рода, сохранение стабильности, желание не выделяться;

  2. зависимая семья –  также характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, привязанностью к быту, любовной иллюзией, наличием всевозможных комплексов, зависимостей, патологических привязанностей и т. д. Основной целью такой семьи является удовлетворение психологических потребностей, избегание страха одиночества, ответственности;

  3. партнерская семья –  характеризуется осознанностью, развитием, ответственностью, участием в делах семьи обоих всех членов, стремление к открытости, к договору по спорным вопросам, гибкости отношений, взаимопомощи и т. д. Основной целью такой семьи является саморазвитие, самореализация через семью, помощь в развитии партнеру.


По критерию гармоничности:
1) гармоничная 2) дисгармонические

спокойная семья» – характеризуется внешней уравновешенностью, за которой скрывается накопленная годами неудовлетворенность, преобладанием чувства ответственности над искренностью чувств;

  • «вулканическая семья» – характеризуются неуравновешенностью отношений: скандалы и разводы чередуются с признаниями вечной любви и объединением. Отношения открыты, спонтанность и эмоциональная неуравновешенность доминируют над чувством ответственности. Ребенок в такой семье живет как на пороховой бочке, даже когда все хорошо, он чувствует опасность, что приводит к невротизации;

  • «семья-санаторий» – характеризуется в повышенной тревожности за жизнь или здоровье одного из членов семьи, которая проявляется в ограничении обязанностей «драгоценного» члена семьи и увеличении обязанностей у остальных. Подобная забота приобретает форму культа. Приводит к физической и нервной перегрузке, неврозам;

  • «семья-крепость» – характеризуется внешней стабильностью, сплоченностью, против некой опасности, исходящей извне. Создается иллюзия полного взаимопонимания, выраженное «мы-чувство», за которой скрывается душевная пустота или нарушение сексуальных отношений. Жизнь семьи жестко регламентируется и подчиняется определенным целям;

  • «демонстративная семья, семья-театр» – характеризуется разыгрыванием друг перед другом спектакля, который призван сохранять видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию;

  • «семья – третий лишний» – характеризуется концентрацией внимания друг на друге, при игнорировании или скрытом неприятии ребенка;

  • «семья с кумиром» – характеризуется гиперопекой ребенка, которая скрепляет супружеские отношения. Забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом;

  • «семья-маскарад» – характеризуется несогласованностью жизненных целей и планов супругов непоследовательным воспитанием, нездоровой конкуренцией.




  1. Этапы развития семьи.

1. Период ухаживания. «Конфетно-букетный» период: период романтических встреч, влюбленности, партнеры еще не начали жить вместе.


2. Совместная жизнь без детей. Собственно, создание семьи. Переход с конфетно-букетного периода к совместной жизни сопровождается известным кризисом первого года совместной жизни.
3. Семья с маленьким ребенком. Кризис при рождении первого ребенка влечет появление новых ролей: теперь не только муж и жена, а еще и папа, мама. Этот кризис также известен как кризис 3 лет в отношениях, так как по прошествии трех лет в семье зачастую уже появляется ребенок.
4. Зрелая семья. Через несколько лет брака семья представляет собой сложный организм, на управление которого требуется все больше и больше ресурсов Браку предстоит серьезный вызов: супруги будут только совместными партнерами по хозяйству и воспитателями, или они будут по-прежнему любить друг друга, развивать совместные интересы и уделять внимание отношениям? В этот период психологи говорят о кризисе 7 лет отношений.
5. Семья со взрослыми детьми. Дети становятся взрослыми и постепенно готовятся к уходу из семьи. Прочный брачный союз помогает детям постепенно отделиться и вовремя повзрослеть – в такой семье взрослые дети живут своими интересами, влюбляются, ведут активную социальную жизнь.
6. Выросшие дети покидают родителей, семья снова состоит из двух супругов. Когда дети вырастают и уходят от родителей, то супруги сталкиваются с новым испытанием.
7. Выход на пенсию. Для многих семей это переломный момент, когда приходится перестраивать жизнь на совсем новый лад. Разводы тут происходят редко, а изменения настроения и характера - частенько. Для кого-то это долгожданная пора свободы, когда можно заниматься любимыми делами, творить и путешествовать, для кого-то тоскливый конец жизни, который неизвестно зачем приходится доживать. Важным моментом тут оказывается взаимопомощь в паре, когда каждый помогает другому не уйти в негатив, поддерживать позитив в отношениях и видение жизненных перспектив.


  1. Цели и задачи психологического консультирования и психотерапии семьи.

Задачи:

улучшение внутрисемейных отношений;
• ощущение членами семьи того, что их интересы и потребности другие понимают и уважают;
• преодоление позиции, при которой вина за семейные проблемы возлагается на кого-то одного;
• формирование более гибкого отношения к лидерству;
• развитие способности к взаимопониманию и эмпатии;
• развитие способности принимать существующие различия;
• совершенствование навыков индивидуального и совместного решения проблем;
• развитие способности к интроспекции и анализу своих потребностей и переживаний;

• укрепление независимости;
• достижение баланса между стремлением членов семьи к независимости, с одной стороны, и движением к сплоченности – с другой.
Цели системной семейной терапии можно также сформулировать следующим образом (Черников, 1997):
• изменения в структуре семьи (с учетом типов сплоченности, гибкости, границ семьи);
• помощь семье в разрешении соответствующих задач и требований жизненного цикла и обеспечение успешного перехода на следующую стадию развития;
• изменение характера коммуникаций в семье (работа с симптомом, достижение тех же целей позитивными средствами, разрыв порочного круга неконгруэнтных взаимодействий, создание системы с позитивной обратной связью);
• работа с семейной историей. Использование информации о семейной истории помогает разблокировать семейную систему и получить доступ к семейным секретам, дает возможность построить новые терапевтические гипотезы на основании повторяющихся паттернов поведения и поместить симптом в определенный контекст.

  1. Принципы психологического консультирования семьи и этические нормы семейного консультанта.

1. Принцип целостности. Данный принцип предполагает участие в семейной консультации всех членов семьи

Здесь речь идет о том, что в телефонном разговоре с одним из членов семьи, который позвонил с целью записаться на консультацию, а также на первой встрече, если на нее пришла не вся семья, психолог должен стараться убедить пришедших в важности работы со всей семьей, возможно даже с расширенной, т.е. бабушками и дедушками.

2. Принцип нейтральности. Семейный психолог должен проявлять в равной степени спокойное, сочувствующее и доброжелательное отношение к каждому члену семьи, не выделяя и не акцентируя внимание на ком-то одном. Недопустимо присоединение к кому-либо из членов семьи, а также нельзя вставать на сторону одних, осуждая при этом других.

3. Принцип гипотетичности. Данный принцип заключается в проверке гипотезы о цели и смысле семейной дисгармонии. Как правило, заявленная семьей причина не является основной, истина заключается совершенно в другом.

4. Принцип циркулярности. Семейному психологу важно увидеть круговую причину событий, происходящих в семье, так как все события, которые происходят в семье, подчиняются не линейной причинности, а круговой.

5. Принцип стереоскопического диагноза. (В. В. Столин). Данный принцип предполагает, что информация, полученная от одного из членов семьи, должна быть сопоставлена с информацией, полученной от других членов семьи, а также с наблюдениями их совместного поведения в процессе консультирования и диагностики.


6. Принцип ответственности за результаты. Семейному психологу необходимо быть осторожным, чтобы не вызвать у семьи необоснованных надежд и ожиданий, не давать им обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить. Осуществляя вмешательство по отношению к семье, психолог должен предоставить ей необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах.
7. Принцип профессиональной и этической компетентности при завершении семейной консультации. Семейный психолог прекращает работу с семьей, когда становится ясно, что она больше не нуждается в нем. Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку но прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам. Но семейный психолог не бросает своих клиентов. По мнению многих семейных психологов, желательно перезвонить семье через два-три года, чтобы узнать их актуальное состояние.

8. Принцип свободы от влияния распространенных мифов относительно семьи. Семейный психолог должен избегать влияния на консультативный процесс, свое представление о развитии семьи, ее функционировании мифов о семье

выделяет следующие мифы

— семья должна быть нуклеарной, а не расширенной;

— семья — это закрытая система;

— все семьи неустойчивы и рано или поздно распадаются;

— наиболее прочными являются отношения двух людей;

— «проблемный» член семьи нуждается в помощи.
Перечисленные ниже этические принципы и нормы предназначены
не только для регулирования профессиональной деятельности и построения с точки зрения этики отношений между психологом и семьей. Они дают гарантии семье:
1) на право получения квалифицированной психологической помощи;

2) право на информированное согласие о вступлении, продолжении и окончании консультативных отношений;

3) право на выбор консультанта;

4) право на нераспространение обсуждаемой личной и семейной информации;

5) право на консультативные отношения в форме сотрудничества, уважения и доброжелательности;

6) право на получение максимума информации о квалификации семейного психолога, оплате его труда[3];

7) право получения максимума информации о цели, продолжительности консультативной сессии и всей консультации;

8) право получения информации о возможном риске временного ухудшения семейного положения, а возможно, и распада семьи..


  1. Особенности семейного консультирования в психоаналитическом подходе.