Файл: Вопросы к зачёту по курсу Семейное консультирование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Скульптура семьи»
Техника «Семейная скульптура» применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены отсутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.
«Семейное пространство»
Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до женитьбы. Дети же в это время смотрят и слушают. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В то время когда родители заняты рисованием, психолог постепенно вводит их в терапевтическую ситуацию, задавая следующие вопросы:
-
рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната; -
попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме; -
была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи; -
когда члены вашей расширенной семьи заходили к вам, -
в какой комнате происходили встречи; » были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить; -
было ли у вас какое-то особенное место в доме;
Проективный тест «Рисунок семьи»
испытуемому предлагается нарисовать свою семью карандашом на бумаге без клеточек
-
Использование пространства листа. Пространство листа есть аналог пространства семейного мира с точки зрения автора рисунка. Место автора в пространстве листа символизирует его место в пространстве собственной семьи. -
Отсутствие на рисунке какого-либо члена семьи. Если кто-то из членов семьи отсутствует, то, скорее всего, у автора существует полное отсутствие эмоционального контакта с этим персонажем, данного человека как бы нет в его мире. Это может означать также наличие бессознательных негативных чувств по отношению к отсутствующему, которые воспринимаются автором как запретные (например ревность, агрессия). -
Отсутствие на рисунке автора. Если сам автор на рисунке отсутствует, это может означать трудность самовыражения относительно близких людей, наличие у автора представления, что его в семье не понимают. Это может означать также, что автору трудно найти свое место в семейном пространстве. Однако это может также выражать следующую позицию автора — «места здесь мне нет, но меня это и не волнует». -
Размер изображенных персонажей. Размер персонажа олицетворяет его субъективную значимость для автора. Наибольший размер на рисунке имеет тот из персонажей, отношения с которым более значимы. -
Наличие вымышленных персонажей. Вымышленные персонажи являются символами неудовлетворенных потребностей. Например, наличие на рисунке Деда Мороза, домашних животных может означать потребность автора в поддержке, защите, тепле. В этом случае следует расспросить автора о характере вымышленного персонажа и его функциях. -
Расположение персонажей на пространстве листа. Чем выше расположен персонаж, тем наибольшей властью в семье он обладает в глазах автора, даже если изображение его маленькое по размеру.
-
Типы детско-родительских отношений.
4 типа детско-родительских отношений:
-
Авторитарный. -
Авторитетный. -
Либеральный. -
Индифферентный.
Авторитарный, или Диктат
Авторитарный тип отношений подразумевает усиленный родительский контроль при недостатке или отсутствии теплоты. При таком типе отношений родители очень требовательны и строги с детьми, они устанавливают правила и запреты, нарушая которые, дети получают наказание. Обычно эти правила никак не обсуждаются, и мнение ребенка и его чувства не учитываются: «Как я сказал, так и будет».
Отсутствие теплоты логично сопровождает такой тип, поскольку только при наличии холодных отношений родители могут удерживать свой авторитет и внешний контроль за ребенком. Вырастая в таких отношениях, дети обычно становятся запуганными, несамостоятельными, холодными с другими людьми, а иногда агрессивными.
Авторитетный, или Сотрудничество
Умеренный контроль со стороны родителей в сочетании с их теплотой и заботой приводит к авторитетным отношениям. Родители также могут устанавливать правила и запреты, но они открыты к их обсуждению с детьми, и поэтому они не кажутся несправедливыми и необоснованными. Теплота и близость отношений положительно влияют на взаимное доверие, и потому дети обычно сами пытаются не нарушать правила — не из-за страха перед наказанием, а из-за страха нарушить обещание.
Такой тип считается наилучшим для развития ребенка: он вырастает собранным и уверенным в себе, целеустремленным и ответственным. В его отношениях он также будет проявлять любовь и заботу, поскольку его родители окружали его теплотой.
Либеральный, или Гипоопека
Если при родительской любви и заботе исключается контроль за ребенком — это приводит к либеральным, или анархическим, отношениям. Родители не направляют ребенка, а всецело доверяют ему в решениях.
Такая полная вседозволенность и отсутствие правил способствуют развитию импульсивности, хаотичности у ребенка, склонности потакать своим слабостям. Нередко это приводит к тревожности, неспособности адаптироваться к социальной среде из-за отсутствия навыка следовать правилам.
Индифферентный
Отсутствие контроля и тепла со стороны родителей ведут к индифферентным отношениям. Холодная дистанция между родителями и ребенком приведет к развитию неуверенности у ребенка, он не будет знать любви и тепла. В то же время отсутствие каких-либо правил будет означать полную безнаказанность у ребенка, и он будет совершать много ошибок.
Психологи соглашаются в том, что авторитетный тип является самым благоприятным для здорового психического развития ребенка. Если вы хотите, чтобы у вас складывались доверительные отношения, то постарайтесь уважать мнение ребенка, понятно доносить свои требования к нему и, конечно, проявлять любовь и заботу.
-
Особенности конфликтов в детско – родительских отношениях.
-
Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. -
Деструктивность семейного воспитания
- разногласия членов семьи по различным вопросам
- противоречивость, непоследовательность, неадекватность оценки ребенка
- опека и запреты во многих сферах жизни детей
- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений
-
Кризисы детей — факторы повышенной конфликтности. Перестройка эндокринной системы часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Стремление к самостоятельности, самоопределению. Требование большей автономии во всем. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми. -
Кризисы родителей
а) связан с принятием факта вступления ребенка в подростковый возраст, с необходимостью приспособиться к взрослению ребенка. Подростки стремятся к независимости. Деидеализация (обесценивание) родителей — нормальный процесс
б) индивидуальный возрастной кризис каждого из супругов. Переоценка жизненных целей, смыслов и ценностей. Измены и разводы, перемены работы. Кажется, что самое важное и интересное в жизни уже случилось — впереди только заботы.
в) кризис супружеской жизни. Минимальная взаимная удовлетворенность супругов в браке. За время многолетнего союза супруги выработали множество стереотипных способов общения друг с другом и разрешения проблем. С помощью этих способов, супруги научились поддеривать устойчивость в семье.
В некоторых случаях супруги могут прийти к вываоду, что их семейная жизнь себя исчерпала, и содержание супружества безвозвратно потеряно. У супругов есть несколько выходов: 1 — они могут расстаться, не выдержав конфликтов и разногласий; 2 — они могут проявить гибкость и изменить семейные роли в соответствии с изменившейся ситуацией. 3 — встречается довольно часто, родители могут продолжать действовать старыми методами, несмотря на возрастающее сопротивление подростков и общую неблагоприятную атмосферу в семье.
Типы конфликтов
-
конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка) -
конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидание) -
конфикт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля) -
конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой)
Причины конфликтов (внешнеобусловленные)
-
На почве неуспеваемости в школе -
Преждевременная самостоятельность -
Несогласие по вопросам эротики и секса
-
Психодиагностические методики исследования трудностей детско – родительских отношений.
-
Тест “Рисунок семьи”
Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
-
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ)
Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.
Блок чувствительности
Блок эмоционального принятия
Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия
-
Детский тест «Эмоциональные отношения в семье»
Тест позволяет качественно и
количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам
своей семьи, и то, как он воспринимает их отношение к себе. Кроме
того, посредством методики выявляются типы психологических защит,
используемые ребенком.
-
СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ
Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. (Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными»)
-
Опросник «Сознательное родительство»
Опросник реализует системный, диагностико-развивающий подход к оценке оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о родительстве
-
Тест родительского отношения
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
-
Семейная социограмма.
Методика относится к рисуночным проективным методикам. Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
-
Консультирование родителей по проблемам детей.
Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера, поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных кризисов, невротических синдромов и т.д.
В большинстве случаев проблемы с поведением ребенка 3-7 лет связаны с определенными проблемами в семье, на которые ребенок реагирует. Однако запросы родителей касаются только ребенка, его агрессивности, непослушания, страхов, замкнутости, гиперактивности и т.д. Консультант принимает во внимание этот факт и во время беседы с родителями задает вопросы, касающиеся не только особенностей поведения ребенка, но и взаимоотношений в семье вообще. Также необходимо понаблюдать за ребенком, когда он один. Очень многое можно узнать о ситуации в семье, наблюдая за ребенком, пока он занят игрой. Иногда целесообразно даже включиться в эту игру.
Идея обратиться к специалисту возникает после рекомендаций воспитателей или школьных учителей. Агрессивный или застенчивый, медлительный или невнимательный, в общем, так или иначе, ребенок выделяется на общем фоне.
-
Проективные техники исследования внутрисемейных отношений.
Методика «Человек под дождем» помогает определить силу характера человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Как человек справляется с трудностями, какие защитные механизмы применяет? Насколько он устойчив к стрессам?
Тест не стоит применять к ребенку, слабо владеющему графическими навыками.
Методика проведения
На листе бумаги предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.