Файл: Вопросы к зачёту по курсу Семейное консультирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Скульптура семьи»

Техника «Семейная скульптура» применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены отсутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

«Семейное пространство»

Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до женитьбы. Дети же в это время смотрят и слушают. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В то время когда родители заняты рисованием, психолог постепенно вводит их в терапевтическую ситуацию, задавая следующие вопросы:

  • рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната;

  • попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме;

  • была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи;

  • когда члены вашей расширенной семьи заходили к вам,

  • в какой комнате происходили встречи; » были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить;

  • было ли у вас какое-то особенное место в доме;

Проективный тест «Рисунок семьи»

испытуемому предлагается нарисовать свою семью карандашом на бумаге без клеточек

  1. Использование пространства листа. Пространство листа есть аналог пространства семейного мира с точки зрения автора рисунка. Место автора в пространстве листа символизирует его место в пространстве собственной семьи.

  2. Отсутствие на рисунке какого-либо члена семьи. Если кто-то из членов семьи отсутствует, то, скорее всего, у автора существует полное отсутствие эмоционального контакта с этим персонажем, данного человека как бы нет в его мире. Это может означать также наличие бессознательных негативных чувств по отношению к отсутствующему, которые воспринимаются автором как запретные (например ревность, агрессия).

  3. Отсутствие на рисунке автора. Если сам автор на рисунке отсутствует, это может означать трудность самовыражения относительно близких людей, наличие у автора представления, что его в семье не понимают. Это может означать также, что автору трудно найти свое место в семейном пространстве. Однако это может также выражать следующую позицию автора — «места здесь мне нет, но меня это и не волнует».

  4. Размер изображенных персонажей. Размер персонажа олицетворяет его субъективную значимость для автора. Наибольший размер на рисунке имеет тот из персонажей, отношения с которым более значимы.

  5. Наличие вымышленных персонажей. Вымышленные персонажи являются символами неудовлетворенных потребностей. Например, наличие на рисунке Деда Мороза, домашних животных может означать потребность автора в поддержке, защите, тепле. В этом случае следует расспросить автора о характере вымышленного персонажа и его функциях.

  6. Расположение персонажей на пространстве листа. Чем выше расположен персонаж, тем наибольшей властью в семье он обладает в глазах автора, даже если изображение его маленькое по размеру.





  1. Типы детско-родительских отношений.

4 типа детско-родительских отношений:

  1. Авторитарный.

  2. Авторитетный.

  3. Либеральный.

  4. Индифферентный.

Авторитарный, или Диктат

Авторитарный тип отношений подразумевает усиленный родительский контроль при недостатке или отсутствии теплоты. При таком типе отношений родители очень требовательны и строги с детьми, они устанавливают правила и запреты, нарушая которые, дети получают наказание. Обычно эти правила никак не обсуждаются, и мнение ребенка и его чувства не учитываются: «Как я сказал, так и будет».

Отсутствие теплоты логично сопровождает такой тип, поскольку только при наличии холодных отношений родители могут удерживать свой авторитет и внешний контроль за ребенком. Вырастая в таких отношениях, дети обычно становятся запуганными, несамостоятельными, холодными с другими людьми, а иногда агрессивными.

Авторитетный, или Сотрудничество

Умеренный контроль со стороны родителей в сочетании с их теплотой и заботой приводит к авторитетным отношениям. Родители также могут устанавливать правила и запреты, но они открыты к их обсуждению с детьми, и поэтому они не кажутся несправедливыми и необоснованными. Теплота и близость отношений положительно влияют на взаимное доверие, и потому дети обычно сами пытаются не нарушать правила — не из-за страха перед наказанием, а из-за страха нарушить обещание.

Такой тип считается наилучшим для развития ребенка: он вырастает собранным и уверенным в себе, целеустремленным и ответственным. В его отношениях он также будет проявлять любовь и заботу, поскольку его родители окружали его теплотой.

Либеральный, или Гипоопека

Если при родительской любви и заботе исключается контроль за ребенком — это приводит к либеральным, или анархическим, отношениям. Родители не направляют ребенка, а всецело доверяют ему в решениях.

Такая полная вседозволенность и отсутствие правил способствуют развитию импульсивности, хаотичности у ребенка, склонности потакать своим слабостям. Нередко это приводит к тревожности, неспособности адаптироваться к социальной среде из-за отсутствия навыка следовать правилам.

Индифферентный

Отсутствие контроля и тепла со стороны родителей ведут к индифферентным отношениям. Холодная дистанция между родителями и ребенком приведет к развитию неуверенности у ребенка, он не будет знать любви и тепла. В то же время отсутствие каких-либо правил будет означать полную безнаказанность у ребенка, и он будет совершать много ошибок.



Психологи соглашаются в том, что авторитетный тип является самым благоприятным для здорового психического развития ребенка. Если вы хотите, чтобы у вас складывались доверительные отношения, то постарайтесь уважать мнение ребенка, понятно доносить свои требования к нему и, конечно, проявлять любовь и заботу.


  1. Особенности конфликтов в детско – родительских отношениях.

  1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений.

  2. Деструктивность семейного воспитания

- разногласия членов семьи по различным вопросам

- противоречивость, непоследовательность, неадекватность оценки ребенка

- опека и запреты во многих сферах жизни детей

- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений

  1. Кризисы детей — факторы повышенной конфликтности. Перестройка эндокринной системы часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Стремление к самостоятельности, самоопределению. Требование большей автономии во всем. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

  2. Кризисы родителей

а) связан с принятием факта вступления ребенка в подростковый возраст, с необходимостью приспособиться к взрослению ребенка. Подростки стремятся к независимости. Деидеализация (обесценивание) родителей — нормальный процесс

б) индивидуальный возрастной кризис каждого из супругов. Переоценка жизненных целей, смыслов и ценностей. Измены и разводы, перемены работы. Кажется, что самое важное и интересное в жизни уже случилось — впереди только заботы.

в) кризис супружеской жизни. Минимальная взаимная удовлетворенность супругов в браке. За время многолетнего союза супруги выработали множество стереотипных способов общения друг с другом и разрешения проблем. С помощью этих способов, супруги научились поддеривать устойчивость в семье.

В некоторых случаях супруги могут прийти к вываоду, что их семейная жизнь себя исчерпала, и содержание супружества безвозвратно потеряно. У супругов есть несколько выходов: 1 — они могут расстаться, не выдержав конфликтов и разногласий; 2 — они могут проявить гибкость и изменить семейные роли в соответствии с изменившейся ситуацией. 3 — встречается довольно часто, родители могут продолжать действовать старыми методами, несмотря на возрастающее сопротивление подростков и общую неблагоприятную атмосферу в семье.


Типы конфликтов

    • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка)

    • конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидание)

    • конфикт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля)

    • конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой)

Причины конфликтов (внешнеобусловленные)

  1. На почве неуспеваемости в школе

  2. Преждевременная самостоятельность

  3. Несогласие по вопросам эротики и секса




  1. Психодиагностические методики исследования трудностей детско – родительских отношений.

  1. Тест “Рисунок семьи”

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

  1. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ)

Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.

Блок чувствительности

Блок эмоционального принятия

Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия

  1. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье»

Тест позволяет качественно и

количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам

своей семьи, и то, как он воспринимает их отношение к себе. Кроме

того, посредством методики выявляются типы психологических защит,

используемые ребенком.

  1. СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. (Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными»)

  1. Опросник «Сознательное родительство»

Опросник реализует системный, диагностико-развивающий подход к оценке оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о родительстве


  1. Тест родительского отношения

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

  1. Семейная социограмма.

Методика относится к рисуночным проективным методикам. Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

  1. Консультирование родителей по проблемам детей.

Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера, поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных кризисов, невротических синдромов и т.д.

В большинстве случаев проблемы с поведением ребенка 3-7 лет связаны с определенными проблемами в семье, на которые ребенок реагирует. Однако запросы родителей касаются только ребенка, его агрессивности, непослушания, страхов, замкнутости, гиперактивности и т.д. Консультант принимает во внимание этот факт и во время беседы с родителями задает вопросы, касающиеся не только особенностей поведения ребенка, но и взаимоотношений в семье вообще. Также необходимо понаблюдать за ребенком, когда он один. Очень многое можно узнать о ситуации в семье, наблюдая за ребенком, пока он занят игрой. Иногда целесообразно даже включиться в эту игру.

Идея обратиться к специалисту возникает после рекомендаций воспитателей или школьных учителей. Агрессивный или застенчивый, медлительный или невнимательный, в общем, так или иначе, ребенок выделяется на общем фоне.


  1. Проективные техники исследования внутрисемейных отношений.


Методика «Человек под дождем» помогает определить силу характера человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Как человек справляется с трудностями, какие защитные механизмы применяет? Насколько он устойчив к стрессам?

Тест не стоит применять к ребенку, слабо владеющему графическими навыками.
Методика проведения
На листе бумаги предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.