Файл: Вопросы к зачёту по курсу Семейное консультирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семейная психоаналитическая психотерапия проводит анализ и коррекцию межличностных отношений Иными словами – это психотерапия пациентов в семье и при помощи семьи.

Основной акцент в психоаналитическом направлении делается на способности признать и разъяснить бессознательные импульсы человека, распознать способы защиты от них.

Цели работы с клиентом (семьей или отдельной личностью) в психологическом консультировании по Адлеру:

  • • снижение чувства неполноценности;

  • • развитие социального интереса;

  • • коррекция жизненных целей и мотивов;

  • • коррекция негативных чувств;

  • • изменение или (чаще всего) внесение конструктивных элементов в жизненный стиль человека.

Стадии работы с семьей и отдельным клиентом. Адлер отмечал, что при работе с клиентом важно понять стиль его жизни; помочь ему в понимании самого себя и своих чувств, эмоций, планов и целей в жизни. Эта работа проводится поэтапно.

  • 1. Оценка. Установление доверительных отношений — уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и т.н. Далее — сбор информации, ее анализ и выдвижение гипотезы о возможной частной логике и базирующемся па ней стиле жизни. Как итог — выработка плана работы с клиентом.

  • 2. Инсайт. Основная цель — помочь клиенту осознать свою частную логику и базирующийся на ней стиль жизни.

  • 3. Переориентация. На этой стадии клиенту помогают сформулировать новую частную логику (что порой чрезвычайно трудно сделать) или конструктивные элементы старой частной логики, показать непривлекательность и деструктивность последней, а следовательно, и стиля жизни.

  • 4. Переобучение. На этой стадии при помощи различных техник идет обучение клиента постановке новых конструктивных целей, новому конструктивному поведению.

Среди техник, наиболее часто используемых в консультировании по Адлеру, можно отметить:

  • 1) технику «раннее воспоминание:», позволяющую «выйти» на частную логику и стиль жизни клиента;

  • 2) «семейная история», также дающую возможность понять частную логику клиента, которую он усвоил в своей семье;

  • 3)«позитивное отслеживание» — работа с этой техникой помогает клиенту определить позитивные аспекты его жизни с целью их усиления, осознать собственные ресурсы и переориентировать себя на позитивные переживания;

  • 4) «метафоры» — это образы, картинки, которые предлагают альтернативный взгляд на предъявляемую проблему;

  • 5) «восстановление позитивных ритуалов» — позволяет восстановить утраченные паттерны позитивного взаимодействия в семье;

  • 6) «ритуалы объединения»', клиент вместе с психологом определяет ритуалы, которые помогут объединить семью вокруг какого-то совместного дела;

  • 7) «переход к новой жизни» — подчеркивает переход от одного периода жизни к другому, позволяет формировать новые ожидания, правила, нормы, роли, цели и т.п.


  1. Особенности семейного консультирования в бихевиоральном подходе.

Бихевиоральный подход (Б. Скиннер, А. Бандура) изучает личность

в отношениях и взаимодействиях с членами семьи. Акцент переносится на умение разрешать проблемные ситуации и формирование специальной исполнительской компетентности (навыков коммуникации

и разрешения проблемных ситуаций). Аспект возникновения проблемы в рамках поведенческого консультирования оказывается незначимым. В центре – ошибочное поведение и действия членов семьи, которые выступают препятствием на пути решения проблемных ситуаций.

Основными механизмами формирования неправильного поведения,

приводящего к семейным проблемам, признаны неадекватные социальные модели поведения в семье, неэффективные контроль и подкрепления. Поэтому работа семейных поведенческих психотерапевтов

ориентирована на детско-родительские отношения.


  1. Особенности консультирования семьи в гештальт – подходе.

Семейная Гештальт-терапия фокусируется прежде всего на том, каким образом члены семьи организуют процесс контакта внутри семейной системы, как каждый из них входит в семейную структуру, чтобы индивидуализироваться, обрести для себя то важное, что поможет каждому больше чувствовать свою целостность и удовольствие от присутствия в системе.


Интенциональность – это то, что вызывает и обуславливает поведение, и, согласно психотерапии гештальта, завершается мотивацией к контакту.
Контактная интенциональность – что-то вроде довлеющей мотивационной системы: мы всегда стремимся к контакту, и это создает некую довлеющую форму рассмотрения любого поведения.

Семья выступает как среда, место, где ее члены, как организмы, обучаются способу бытия-с-другими, где интенциональность, стремление достичь другого можно увидеть и оценить, а можно задавить настолько, что это приведет к невыносимому страданию.
Работа гештальттерапевта с семьей предполагает сосредоточение внимания на «микроанализе» контактов между членами семьи.
Гештальтистская модель интервенций в работе с семьей – это исследование скрытых значений и возбуждения в глубинах семейных интеракций для того, чтобы поддержать спонтанное проявление энергии к контакту у каждого члена семьи, поскольку это единственная гарантия саморегуляции семейной группы.

  1. Психологическое консультирование семьи в системном подходе, ориентированном на переживания (В. Сатир, К.Витакер).


Системный подход — это революционный подход к семейному консультированию, который рассматривает индивида не как отдельную личность, а как человека, включенного в разнообразные социальные связи, различные системы.
Целью консультирования в системном подходе является улучшение межличностной коммуникации как внутри одной подсистемы (родительской, детской, супружеской), так и между подсистемами[1].

Стратегией консультирования семьи в рамках этого подхода является оптимизация взаимоотношений в семье за счет использования ресурсов семейной системы.

Задачи консультирования:

  • 1) выявление цели и смысла семейной дисфункции;

  • 2) выявление коммуникации, основанной на принципах взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопринятия, заботы, сотрудничества;

  • 3) выявление патогенных стереотипов взаимодействия членов семьи;

  • 4) формирование четких границ между семейными подсистемами и границ между семьей как системой и другим миром;

  • 5) установление четких, гибких и последовательных правил функционирования семьи;

  • 6) формирование ролевой структуры семьи, основанной на принципе комплементарное™ ролей;

  • 7) повышение устойчивости семьи за счет использования конструктивных установок, ценностей, паттернов поведения, передающихся из поколения в поколение.

Системная психотерапия является интегративным подходом в работе с семьей. Предтечей ее формирования стали разработки М. Боуэна и В. Сатир. Также необходимо отметить интересные разработки К. Витакера. Далее сформировались направления: структурный, стратегический, подход и миланская школа, получившая свое развитие в рамках стратегического подхода. Необходимо отметить многообразие направлений, получивших свое развитие в рамках системного подхода, однако мы остановимся на описании основных.

ответственность за их решение. Подталкивая семью к изменениям, он может создавать у членов семьи ощущение абсурдности происходящего.



  1. Этапы психологического консультирования семьи, их основные характеристики.

1 этап – предварительный этап записи. Данный этап в целом подразумевает принятие проблемы клиента, сбор данных об исследуемой семье и решение организационных вопросов.
2 этап – первичный приём. На этом этапе осуществляется непосредственное знакомство консультанта с клиентом, установление контакта. Также специалист производит сбор данных о членах семьи, спрашивает мнение каждого по проблеме и заключает договор на проведение психологического консультирования.


3 этап – диагностический. Данный этап подразумевает подробное изучение психологом проблемы клиента, глубокий анализ семьи (роли членов семьи, ресурсы, становление данной ячейки общества, проблемные моменты). Формулировка тезисов по проблемам и проведение диагностики.
4 этап – этап составления психологического заключения. На этом этапе специалист формулирует психологический диагноз и прогноз, а также разрабатывает план рекомендаций, с помощью которого семья преодолевает свои проблемы.
5 этап –На этом этапе осуществляется направленный анализ проблемы, выделение «сильных» и «слабых» семейных функций (выделение причин последних). Данный этап также подразумевает обсуждение психологического диагноза, рассмотрение возможных решений и принятие одного (или нескольких из них), распределение ответственности и функций между каждым членом семьи.
6 этап – заключительный. Данный этап подразумевает подведение итогов, контроль и оценку реализации принятого этапом ранее решения. С консультантом завершается совместная работа, и обсуждаются формы и сроки дальнейших контактов.


  1. Основные характеристики удовлетворённостью браком. Психодиагностические методики исследования удовлетворённостью браком.

Удовлетворенность браком складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием соприкосновения с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности

Группы факторов:

  • 1) социально-демографические и экономические характеристики семьи: сюда входят такие показатели, как величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, число детей в семье и т.д.;

  • 2) характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов – профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т.п.;

  • 3) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности – распределение хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга;

  • 4) характеристики межсупружеских отношений – эмоционально-нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т.д.).




  1. Виды супружеских конфликтов и их причины. Консультирование в ситуации конфликтных взаимоотношений партнёров.

Виды супружеских конфликтов


1. Подлинный конфликт, существующий объективно и восприни-маемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж — как фотолабораторию).

2. Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).

3. Смещенный конфликт — когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).

4. Неверно приписанный конфликт — когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла.

5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно существует.

6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия супругов, без объективных причин.

Причины:

Несоответствие реальности ожиданиям.

Разные темпераменты.

Невыполнение супружеских функций.

Плохое материальное положение.

Чрезмерная занятость на работе.

Эгоизм одного из супругов.
Объект изучения - сам конфликт.

Предмет изучения - причины семейного конфликта.

Цель курсовой работы - выявление сущности и содержания причин семейных конфликтов и их влияния на развитие семейных отношений.

Задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.

2. Раскрыть сущность понятия «семейный конфликт».

3. Выявить психолого-педагогические проблемы консультирования семьи в конфликтных ситуациях.

4. Изучить условия успешного консультирования семьи в конфликтных ситуациях.

5. Подобрать методики на конфликтность семейных отношений.

6.Провести психолого-педагогическое исследование конфликтности семьи.

7. Проанализировать полученные данные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты с помощью разработанных критериев и показателей.

8. Выбрать рекомендации направленные на снижение конфликтности в семье.

Отсутствие сексуального влечения одного из супругов.


  1. Психодиагностические методики исследования внутрисемейных отношений.

Генограмма

представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех—четырех поколениях.

Цель методики — получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения.