Файл: Вопросы к зачёту по курсу Семейное консультирование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семейная психоаналитическая психотерапия проводит анализ и коррекцию межличностных отношений Иными словами – это психотерапия пациентов в семье и при помощи семьи.
Основной акцент в психоаналитическом направлении делается на способности признать и разъяснить бессознательные импульсы человека, распознать способы защиты от них.
Цели работы с клиентом (семьей или отдельной личностью) в психологическом консультировании по Адлеру:
-
• снижение чувства неполноценности; -
• развитие социального интереса; -
• коррекция жизненных целей и мотивов; -
• коррекция негативных чувств; -
• изменение или (чаще всего) внесение конструктивных элементов в жизненный стиль человека.
Стадии работы с семьей и отдельным клиентом. Адлер отмечал, что при работе с клиентом важно понять стиль его жизни; помочь ему в понимании самого себя и своих чувств, эмоций, планов и целей в жизни. Эта работа проводится поэтапно.
-
1. Оценка. Установление доверительных отношений — уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и т.н. Далее — сбор информации, ее анализ и выдвижение гипотезы о возможной частной логике и базирующемся па ней стиле жизни. Как итог — выработка плана работы с клиентом. -
2. Инсайт. Основная цель — помочь клиенту осознать свою частную логику и базирующийся на ней стиль жизни. -
3. Переориентация. На этой стадии клиенту помогают сформулировать новую частную логику (что порой чрезвычайно трудно сделать) или конструктивные элементы старой частной логики, показать непривлекательность и деструктивность последней, а следовательно, и стиля жизни. -
4. Переобучение. На этой стадии при помощи различных техник идет обучение клиента постановке новых конструктивных целей, новому конструктивному поведению.
Среди техник, наиболее часто используемых в консультировании по Адлеру, можно отметить:
-
1) технику «раннее воспоминание:», позволяющую «выйти» на частную логику и стиль жизни клиента; -
2) «семейная история», также дающую возможность понять частную логику клиента, которую он усвоил в своей семье; -
3)«позитивное отслеживание» — работа с этой техникой помогает клиенту определить позитивные аспекты его жизни с целью их усиления, осознать собственные ресурсы и переориентировать себя на позитивные переживания; -
4) «метафоры» — это образы, картинки, которые предлагают альтернативный взгляд на предъявляемую проблему; -
5) «восстановление позитивных ритуалов» — позволяет восстановить утраченные паттерны позитивного взаимодействия в семье; -
6) «ритуалы объединения»', клиент вместе с психологом определяет ритуалы, которые помогут объединить семью вокруг какого-то совместного дела; -
7) «переход к новой жизни» — подчеркивает переход от одного периода жизни к другому, позволяет формировать новые ожидания, правила, нормы, роли, цели и т.п.
-
Особенности семейного консультирования в бихевиоральном подходе.
Бихевиоральный подход (Б. Скиннер, А. Бандура) изучает личность
в отношениях и взаимодействиях с членами семьи. Акцент переносится на умение разрешать проблемные ситуации и формирование специальной исполнительской компетентности (навыков коммуникации
и разрешения проблемных ситуаций). Аспект возникновения проблемы в рамках поведенческого консультирования оказывается незначимым. В центре – ошибочное поведение и действия членов семьи, которые выступают препятствием на пути решения проблемных ситуаций.
Основными механизмами формирования неправильного поведения,
приводящего к семейным проблемам, признаны неадекватные социальные модели поведения в семье, неэффективные контроль и подкрепления. Поэтому работа семейных поведенческих психотерапевтов
ориентирована на детско-родительские отношения.
-
Особенности консультирования семьи в гештальт – подходе.
Семейная Гештальт-терапия фокусируется прежде всего на том, каким образом члены семьи организуют процесс контакта внутри семейной системы, как каждый из них входит в семейную структуру, чтобы индивидуализироваться, обрести для себя то важное, что поможет каждому больше чувствовать свою целостность и удовольствие от присутствия в системе.
Интенциональность – это то, что вызывает и обуславливает поведение, и, согласно психотерапии гештальта, завершается мотивацией к контакту.
Контактная интенциональность – что-то вроде довлеющей мотивационной системы: мы всегда стремимся к контакту, и это создает некую довлеющую форму рассмотрения любого поведения.
Семья выступает как среда, место, где ее члены, как организмы, обучаются способу бытия-с-другими, где интенциональность, стремление достичь другого можно увидеть и оценить, а можно задавить настолько, что это приведет к невыносимому страданию.
Работа гештальттерапевта с семьей предполагает сосредоточение внимания на «микроанализе» контактов между членами семьи.
Гештальтистская модель интервенций в работе с семьей – это исследование скрытых значений и возбуждения в глубинах семейных интеракций для того, чтобы поддержать спонтанное проявление энергии к контакту у каждого члена семьи, поскольку это единственная гарантия саморегуляции семейной группы.
-
Психологическое консультирование семьи в системном подходе, ориентированном на переживания (В. Сатир, К.Витакер).
Системный подход — это революционный подход к семейному консультированию, который рассматривает индивида не как отдельную личность, а как человека, включенного в разнообразные социальные связи, различные системы.
Целью консультирования в системном подходе является улучшение межличностной коммуникации как внутри одной подсистемы (родительской, детской, супружеской), так и между подсистемами[1].
Стратегией консультирования семьи в рамках этого подхода является оптимизация взаимоотношений в семье за счет использования ресурсов семейной системы.
Задачи консультирования:
-
1) выявление цели и смысла семейной дисфункции; -
2) выявление коммуникации, основанной на принципах взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопринятия, заботы, сотрудничества; -
3) выявление патогенных стереотипов взаимодействия членов семьи; -
4) формирование четких границ между семейными подсистемами и границ между семьей как системой и другим миром; -
5) установление четких, гибких и последовательных правил функционирования семьи; -
6) формирование ролевой структуры семьи, основанной на принципе комплементарное™ ролей; -
7) повышение устойчивости семьи за счет использования конструктивных установок, ценностей, паттернов поведения, передающихся из поколения в поколение.
Системная психотерапия является интегративным подходом в работе с семьей. Предтечей ее формирования стали разработки М. Боуэна и В. Сатир. Также необходимо отметить интересные разработки К. Витакера. Далее сформировались направления: структурный, стратегический, подход и миланская школа, получившая свое развитие в рамках стратегического подхода. Необходимо отметить многообразие направлений, получивших свое развитие в рамках системного подхода, однако мы остановимся на описании основных.
ответственность за их решение. Подталкивая семью к изменениям, он может создавать у членов семьи ощущение абсурдности происходящего.
-
Этапы психологического консультирования семьи, их основные характеристики.
1 этап – предварительный этап записи. Данный этап в целом подразумевает принятие проблемы клиента, сбор данных об исследуемой семье и решение организационных вопросов.
2 этап – первичный приём. На этом этапе осуществляется непосредственное знакомство консультанта с клиентом, установление контакта. Также специалист производит сбор данных о членах семьи, спрашивает мнение каждого по проблеме и заключает договор на проведение психологического консультирования.
3 этап – диагностический. Данный этап подразумевает подробное изучение психологом проблемы клиента, глубокий анализ семьи (роли членов семьи, ресурсы, становление данной ячейки общества, проблемные моменты). Формулировка тезисов по проблемам и проведение диагностики.
4 этап – этап составления психологического заключения. На этом этапе специалист формулирует психологический диагноз и прогноз, а также разрабатывает план рекомендаций, с помощью которого семья преодолевает свои проблемы.
5 этап –На этом этапе осуществляется направленный анализ проблемы, выделение «сильных» и «слабых» семейных функций (выделение причин последних). Данный этап также подразумевает обсуждение психологического диагноза, рассмотрение возможных решений и принятие одного (или нескольких из них), распределение ответственности и функций между каждым членом семьи.
6 этап – заключительный. Данный этап подразумевает подведение итогов, контроль и оценку реализации принятого этапом ранее решения. С консультантом завершается совместная работа, и обсуждаются формы и сроки дальнейших контактов.
-
Основные характеристики удовлетворённостью браком. Психодиагностические методики исследования удовлетворённостью браком.
Удовлетворенность браком складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием соприкосновения с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности
Группы факторов:
-
1) социально-демографические и экономические характеристики семьи: сюда входят такие показатели, как величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, число детей в семье и т.д.; -
2) характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов – профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т.п.; -
3) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности – распределение хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга; -
4) характеристики межсупружеских отношений – эмоционально-нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т.д.).
-
Виды супружеских конфликтов и их причины. Консультирование в ситуации конфликтных взаимоотношений партнёров.
Виды супружеских конфликтов
1. Подлинный конфликт, существующий объективно и восприни-маемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж — как фотолабораторию).
2. Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).
3. Смещенный конфликт — когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).
4. Неверно приписанный конфликт — когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла.
5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно существует.
6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия супругов, без объективных причин.
Причины:
Несоответствие реальности ожиданиям.
Разные темпераменты.
Невыполнение супружеских функций.
Плохое материальное положение.
Чрезмерная занятость на работе.
Эгоизм одного из супругов.
Объект изучения - сам конфликт.
Предмет изучения - причины семейного конфликта.
Цель курсовой работы - выявление сущности и содержания причин семейных конфликтов и их влияния на развитие семейных отношений.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.
2. Раскрыть сущность понятия «семейный конфликт».
3. Выявить психолого-педагогические проблемы консультирования семьи в конфликтных ситуациях.
4. Изучить условия успешного консультирования семьи в конфликтных ситуациях.
5. Подобрать методики на конфликтность семейных отношений.
6.Провести психолого-педагогическое исследование конфликтности семьи.
7. Проанализировать полученные данные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты с помощью разработанных критериев и показателей.
8. Выбрать рекомендации направленные на снижение конфликтности в семье.
Отсутствие сексуального влечения одного из супругов.
-
Психодиагностические методики исследования внутрисемейных отношений.
Генограмма
представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех—четырех поколениях.
Цель методики — получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения.