Файл: Вопросы к зачёту по курсу Семейное консультирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика «Барашек в бутылке»
Методика является арт-терапевтической и проективной.
Цель методики: диагностика психологического самоощущения человека, в собственной родительской семье.
Эта техника позволяет работать со всеми клиентскими группами, начиная с детей 6-7 лет, подростками и взрослыми. Проводить ее рекомендуется не чаще чем один раз в полгода.
Число участников от 1 до 15.
Метафора обиды. «Обида, как транспортное средство». (По Елене Тарариной)
Методика «Обида, как транспортное средство» является проективной и арт – терапевтической методикой.
Цель методики: диагностическая, психотерапевтическая; диагностика взаимоотношений человека, отношение к обиде и прощению, проработка отношений к себе и окружающим.
Диагностический материал, средства: рисунок, беседа о результатах;
Эта техника позволяет работать с подростками и взрослыми.



  1. Понятие психологической совместимости партнёров. Виды психологической совместимости.


Психологическая совместимость – совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок брачных партнеров.

Психологическая совместимость связана с готовностью личности идти на многие уступки в целях достижения определенных целей и результатов совместной деятельности.

При анализе супружеских взаимоотношений на первый план выступают качества и свойства характера супругов, которые препятствуют установлению нормальных взаимоотношений: сварливость, мелочность, злобность, злопамятство, эгоизм, эгоцентризм, жестокость, подозрительность, зависимость, враждебность к людям, недоверчивость, отсутствие отзывчивости и теплоты, чрезмерная гордость и тщеславие, чрезмерное болезненное самолюбие, мрачность, властность(связано с нарушения межличностных отношений с близкими людьми (матерью, отцом, братьями, сестрами, другими родственниками в детстве))

Виды совместимости:

  1. психофизиологическая

определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности

  1. социально-психологическая

является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации.

  1. Психологическое консультирование по вопросам вступления в брак.

1. В рамках структурного под­хода под совместимостью подразумевается соответствие личност­ных и индивидуально-типологических характеристик партнеров. Причем совместимость может предполагать и сходство характеристик, и их различие вплоть до контраста, но такие параметры, как ценностные ориентации, социально-психологические, коммуникативные установки, мотивы, интересы, в случае совместимости супругов должны быть сходны. В то же время опреде­ленные типологические особенности (например, свойства нервной системы) могут сочетаться по контрасту. Сходные и контрастные характеристики должны в совокупности обеспечивать устойчивую и эффективную структуру взаимодействия супругов.
2. Функциональный подход рассматривает психологическую совмести­мость как меру согласованности их ролевых моделей поведения, обеспечивающую высокую эффективность функционирования семьи, удовлетворения потребностей ее и всех ее членов.


3. Адаптивный подход интерпретирует совместимость как пози­тивные межличностные их отношения, хорошее взаимопонимание и эффективное общение. Совместимость означает толерантность, высокую степень терпимости к особенностям поведения и личности друг друга, готовности принимать супруга таким, какой он есть. Супружеская совместимость характеризуется степенью супружеской адаптации и взаимного приспособления

  1. Специфика психологического консультирования семьи, ожидающей ребенка.

Беременность женщины влияет на психологическую обстановку и изменяет характер взаимоотношений в супружеской паре, что некоторыми супругами переживается болезненно.

Цель работы: разработка программы психологической помощи семье, ожидающей рождения ребенка.

Задачи:

1. Выполнить теоретический анализ основных психологических концепций по проблемам семьи, ожидающей рождения ребенка, для обоснования понятийного поля исследования.

2. Описать методы и методики исследования, использованные в работе.

3. Исследовать проблемную ситуацию семьи: собрать и проанализировать данные.

4.Определить мероприятия программы психологической помощи.

5. Составить прогноз развития ситуации при условии реализации программы.

В работе использованы методы: интервью, наблюдение, тестирование.

Методики:

1. «Тест отношений беременной» (ТОБ-б) (И.В. Добряков).

2. «Цветовой тест отношений» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд).

3. Рисуночный тест на тему «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова).


  1. Психологическое консультирование по проблеме супружеской измены.

Супружеская измена может быть разрешена через восстановление супружеских отношений или распад брачного союза. В ряде случаев ситуация измены остается неразрешенной на протяжении ряда лет. Задачи психологической помощи клиенту в случае распада супружеских отношений состоят в построении нового образа жизни, преодолении реакции горя, формировании новых межличностных отношений, которые могут компенсировать утрату.

Приведем схему психологического консультирования супружеской измены, предложенную А.Н. Волковой.

  1. Формирование картины измены:

  • выделение и составление психологической характеристики соперника, руководствуясь которой можно составить представление о возможных причинах супружеской измены;

  • определение «нормативности» реакций ревности;

  • определение уровня активности поведения ревнующего и преобладающих реакций ревности, их трансформация в более конструктивные формы;

  • определение интенсивности реакций, их влияния на жизнедеятельность и исход измены.


  1. Исследование личностных особенностей участников супружеской измены, в первую очередь ее «жертвы».

  2. Выбор методов психологического воздействия с целью оптимизации работы клиента над проблемой преодоления ревности и восстановления супружеских отношений, безусловно, в тех случаях, когда это возможно.




  1. Психологическое консультирование супругов, переживающих развод.

Основными задачами консультирования в случае развода являются:

  • посредничество в разрешении проблем экономического развода супругов в режиме ограниченного времени — территориальные споры, раздел имущества, вопросы материально-финансовой поддержки;

  • консультирование по проблеме установления опекунства, согласования условий участия родителя, проживающего отдельно, в воспитании ребенка (частота и продолжительность, территория встреч, участие третьих лиц и пр.);

  • консультирование по проблеме подготовки детей к распаду семьи и сепарации одного из родителей (время и форма информирования ребенка о разводе, выработка стратегии и тактики поведения родителей в период развода и постразводный период);

  • формирование нового образа семьи, помощь в планировании разрешения проблем, связанных с изменением ролевой структуры семьи и выходом женщины на работу (как правило, после развода мать либо выходит на работу, если она ранее не работала, либо ищет сверхурочную или дополнительную работу);

  • оптимизация детско-родительских отношений и типа семейного воспитания как профилактика эмоционально-личностных нарушений детей, переживших развод;

  • сопровождение эмоционального развода, создание сети социальной поддержки разведенных супругов;

  • сотрудничество в решении задачи реконструкции личностной идентичности разведенного супруга, профилактика депрессии, роста тревожности, развития страхов и фобических реакций;

  • работа с ребенком с целью предупреждения эмоционально-личностных нарушений развития и поведенческой дезадаптации;

  • оптимизация отношений разведенных супругов для обеспечения условий эффективного выполнения ими родительской функции воспитания детей.




  1. Особенности консультирования семьи по вопросам усыновления.



Работа психолога в рамках системного семейного консультирования с замещающей семьей направлена прежде всего на преодоление неадекватной близости, нечеткости границ между членами семьи. Акцент переносится на те особенности коммуникаций в семейной системе, которые присущи настоящему.

Погруженность в проблемы с ребенком не оставляет времени и сил на понимание остальных членов семьи, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях в семейной системе.
Основные запросы приемных родителей: ребенок не соответствует ожиданиям, раннее созданным представлениям, у родителей появляется неприязненное отношение к нему, эмоциональное отчуждение, невротические срывы.
Именно ощущение невозможности что-либо изменить приводит многих замещающих родителей к отказу от приемного ребенка и возврату к прежнему образу жизни.
Следующий этап психологического консультирования семьи в кризисной ситуации – отреагирование негативных чувств
Когда проблема обозначена, сфокусирована и осознана, психолог переходит к следующему этапу – выдвижение и анализ вариантов решения.
Но недостаточно просто принять решение по устранению проблемы, Задачей психолога в этом случае будет помощь и поддержка приемной семьи при разработке задач для достижения желаемой цели. Психолог не только расспрашивает семью о проблемах, но и узнает, какие особые цели семья ставит перед собой.
Важным этапом психологического семейного консультирования являются контрольные встречи с семьей для профилактики рецидива. Поэтому семье желательны встречи со специалистом, который не только предоставляет психологическую поддержку, но и обеспечивает обратную связь в отношении предпринятых для урегулирования проблем действий.
Работа с приёмной семьёй требует максимальной толерантности и не должна быть слишком радикальной. Дело в том, что для приёмных семей характерна закрытость внешних границ, как правило, приход к специалисту – крайне вынужденный.


  1. Консультирование по проблеме добрачной беременности несовершеннолетних.

Игнорирование беременности, неадекватные попытки материально обеспечить будущую семью -- это типичное поведение несовершеннолетних, которые столкнулись с новыми для себя обстоятельствами общения, в которых приходится уже не демонстрировать самостоятельность, а реально брать на себя ответственность за поступки. Поскольку несовершеннолетние редко когда способны принять такую ответственность, важной целью консультирования становится расширение круга лиц, участвующих в решении проблемы. Обычно это родители, партнер интимных отношений, его родители. Даже в тех случаях, когда реагирование родителей изначально было строгим и негативным, посредничество психолога заметно улучшало их отношения с находившейся в сложной ситуации несовершеннолетней.