Файл: 1. 2 Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от смежных договоров.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.
С.И. Ненашев, рассуждая о ст. 1027 ГК РФ, говорит, что термин "договор коммерческой концессии" "не столько правовой, сколько функциональный"3. Тем самым данный ученый говорит о некой отсталости законодательного определения договора коммерческой концессии. На наш взгляд, данная точка зрения не совсем точна. Безусловно, некие экономические условия заставляют бизнес развиваться, он начинает искать пути развития, находит такой прогрессивный путь, как франчайзинг или договор коммерческой концессии, понимает, что такое договор коммерческой концессии и какие отношения он будет регулировать, вкладывая в него определенный смысл.
Если проанализировать статьи 1027, 1030, 1031, 1032 ГК РФ, то можно прийти к выводу о том, что договор коммерческой концессии заключается с целью улучшить экономические показатели правообладателя путем выплат по договору, продажи товаров пользователю. Полагаем, второй и не менее важной целью договора коммерческой концессии для правообладателя является расширение сбытовой сети, но не с экономической точки зрения, а с точки зрения деловой репутации. Компании, обладающие развитой франчайзинговой сетью, а в соответствии со ст. 1032 ГК РФ пользователь обязан информировать клиентов об использовании прав, предоставленных им по договору коммерческой концессии от пользователя, да и сами франчайзеры редко скрывают информацию о своей сети, пользуются повышенным доверием со стороны покупателей.
По мнению А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого, договор коммерческой концессии призван обслуживать процесс производства, торговли или оказания услуг, "дополняя профилирующие договоры купли-продажи, подряда, комиссии и другие"1. Значение договора коммерческой концессии невозможно переоценить. Даже не беря во внимание экономические показатели зарубежных стран, связанных с данным договором, мы только на основании определения можем понять, насколько данный договор уникален и, с юридической точки зрения, широк, подразумевая тот комплекс прав и обязанностей, передающихся по нему, и те экономические и правовые последствия, которые он влечет. Для рассмотрения значения договора коммерческой концессии более подробно необходимо охарактеризовать его и проанализировать признаки, ему присущие.
М.И. Брагинским и В.В. Витрянским приводятся семь признаков, которые подтверждают договор коммерческой концессии в качестве самостоятельного института обязательственного права: 1) сторонами данного договора могут быть только лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности; 2) предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав; 3) по данному договору правообладатель предоставляет лишь право на использование соответствующих объектов исключительных прав без их передачи контрагенту; 4) целью данного договора для правообладателя является создание производственной, торговой или сбытовой сети для продвижения своих товаров и услуг, расширение рынка их сбыта посредством предоставления пользователю права пользования комплексом исключительных прав, принадлежащих ему; 5) отличие специфики его содержания, совокупность прав и обязанностей его сторон; 6) хотя пользователь полностью экономически зависим от правообладателя, однако он сохраняет свою юридическую самостоятельность; 7) предусматривает различного рода ограничения деятельности пользователя, в случае если деятельность пользователя способствует излишнему ужесточению конкуренции на рынке соответствующих товаров (работ, услуг) либо наносит ущерб интересам правообладателя1.
Далее в работе необходимо привести общую характеристику договора коммерческой концессии, согласно которой он является: 1) консенсуальным, так как договор коммерческой концессии считается заключенным с момента достижения его сторонами соглашения по всем существенным условиям; 2) возмездным, так как в соответствии со ст. 1030 ГК РФ правообладатель за исполнение всех возложенных на него обязанностей может получать различного рода платежи - фиксированные разовые платежи, отчисления от выручки, периодические платежи и т.д. Конкретная форма платежей предусматривается договором, перечень является открытым; 3) взаимным, так как и правообладатель, и пользователь приобретают права и обязанности по отношению друг к другу. Например, обязанность по уплате вознаграждения пользователем обусловлена обязанностью правообладателя представить комплекс исключительных прав, предусмотренных договором.
Итак, договор коммерческой концессии является двусторонним, возмездным, консенсуальным, каузальным, срочным или бессрочным
1.
Безусловно, договору коммерческой концессии присущи некоторые признаки, отличающие его от других самостоятельных гражданско-правовых договоров.
Во-первых, в соответствии с п. 3 ст. 1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут являться только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.
Во-вторых, необходимым элементом предмета договора коммерческой концессии является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав2.
В-третьих, по договору коммерческой концессии пользователю предоставляется лишь право использовать соответствующие исключительные права, принадлежащие правообладателю, без их передачи (уступки) контрагенту. Эта особенность отличает договор коммерческой концессии, например, от договора об уступке патента на объекты промышленной собственности3.
В-четвертых, нельзя не согласиться с уникальным набором прав и обязанностей сторон договора коммерческой концессии, например, это касается вопросов соблюдения пользователем всех указаний правообладателя по ведению бизнеса, а также оказания правообладателем технической, информационной и другой, предусмотренной договором коммерческой концессии, помощи пользователю.
В-пятых, несмотря на полную экономическую зависимость пользователя от правообладателя, он все же сохраняет юридическую самостоятельность и действует в имущественном обороте от своего имени4.
В-шестых, принципиальное значение имеет цель предоставления пользователю права использовать комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. То есть правообладатель преследует целый ряд целей - от улучшения своих экономических показателей и расширения сбытовой сети до улучшения деловой репутации.
Договор коммерческой концессии, несмотря на присущую ему многокомпонентность, не является смешанным. Как справедливо указывает В.В. Витрянский, "отсутствие среди норм о договоре коммерческой концессии специальных правил не может служить причиной применения к нему положений, регламентирующих другие договорные обязательства (исключение составляют лишь нормы о лицензионных соглашениях). В этом случае применению подлежат лишь общие нормы об обязательствах и договорах"2.
Являясь самостоятельным поименованным гражданско-правовым договором, договор коммерческой концессии, по справедливому мнению Г.А. Лаптева, обладает рядом особенностей
, индивидуализирующих его в системе однотипных отношений:
- сторонами договора могут выступать только лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обладающие специальным правовым статусом (коммерческие организации или индивидуальные предприниматели), т.е. договор является предпринимательским;
- предметом договора является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав;
- пользователю предоставляется право использовать исключительные права, принадлежащие правообладателю, без непосредственной уступки соответствующих прав контрагенту (что ставит под сомнение оправданность использования термина "концессия", так как concessio означает собственно уступку);
- договор, как правило, включает в себя условия о ряде ограничений деятельности пользователя;
- пользователь сохраняет полную юридическую самостоятельность, действуя в обороте от своего имени (информируя при этом третьих лиц о факте использования прав правообладателя);
- целью заключения договора является извлечение прибыли (осуществление предпринимательской деятельности);
- договор коммерческой концессии является консенсуальным, двусторонним и принципиально возмездным1.
Выявляя сущность и содержание договора коммерческой концессии, можно обратить внимание на некое расхождение норм ГК РФ, регулирующих сам договор, и антимонопольного законодательства. В вопросе соотношения антимонопольного законодательства и норм ГК РФ, регулирующих договор коммерческой концессии, наблюдаются сразу несколько видов коллизий (противоречий). Одна из них - это коллизии, возникающие между нормативными актами равной юридической силы, принятых в разное время.
Нормы, установленные в ч. 2 ГК РФ, регулирующие договор коммерческой концессии, полностью подпадают под признаки "вертикального соглашения", которое запрещено ФЗ "О защите конкуренции". Так, статья 11 ФЗ "О защите конкуренции" гласит: запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара. Такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Но в ст. 12 данного ФЗ указано, что правила о "вертикальных соглашениях не распространяются на договор коммерческой концессии"
С.И. Ненашев, рассуждая о ст. 1027 ГК РФ, говорит, что термин "договор коммерческой концессии" "не столько правовой, сколько функциональный"3. Тем самым данный ученый говорит о некой отсталости законодательного определения договора коммерческой концессии. На наш взгляд, данная точка зрения не совсем точна. Безусловно, некие экономические условия заставляют бизнес развиваться, он начинает искать пути развития, находит такой прогрессивный путь, как франчайзинг или договор коммерческой концессии, понимает, что такое договор коммерческой концессии и какие отношения он будет регулировать, вкладывая в него определенный смысл.
Если проанализировать статьи 1027, 1030, 1031, 1032 ГК РФ, то можно прийти к выводу о том, что договор коммерческой концессии заключается с целью улучшить экономические показатели правообладателя путем выплат по договору, продажи товаров пользователю. Полагаем, второй и не менее важной целью договора коммерческой концессии для правообладателя является расширение сбытовой сети, но не с экономической точки зрения, а с точки зрения деловой репутации. Компании, обладающие развитой франчайзинговой сетью, а в соответствии со ст. 1032 ГК РФ пользователь обязан информировать клиентов об использовании прав, предоставленных им по договору коммерческой концессии от пользователя, да и сами франчайзеры редко скрывают информацию о своей сети, пользуются повышенным доверием со стороны покупателей.
По мнению А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого, договор коммерческой концессии призван обслуживать процесс производства, торговли или оказания услуг, "дополняя профилирующие договоры купли-продажи, подряда, комиссии и другие"1. Значение договора коммерческой концессии невозможно переоценить. Даже не беря во внимание экономические показатели зарубежных стран, связанных с данным договором, мы только на основании определения можем понять, насколько данный договор уникален и, с юридической точки зрения, широк, подразумевая тот комплекс прав и обязанностей, передающихся по нему, и те экономические и правовые последствия, которые он влечет. Для рассмотрения значения договора коммерческой концессии более подробно необходимо охарактеризовать его и проанализировать признаки, ему присущие.
М.И. Брагинским и В.В. Витрянским приводятся семь признаков, которые подтверждают договор коммерческой концессии в качестве самостоятельного института обязательственного права: 1) сторонами данного договора могут быть только лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности; 2) предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав; 3) по данному договору правообладатель предоставляет лишь право на использование соответствующих объектов исключительных прав без их передачи контрагенту; 4) целью данного договора для правообладателя является создание производственной, торговой или сбытовой сети для продвижения своих товаров и услуг, расширение рынка их сбыта посредством предоставления пользователю права пользования комплексом исключительных прав, принадлежащих ему; 5) отличие специфики его содержания, совокупность прав и обязанностей его сторон; 6) хотя пользователь полностью экономически зависим от правообладателя, однако он сохраняет свою юридическую самостоятельность; 7) предусматривает различного рода ограничения деятельности пользователя, в случае если деятельность пользователя способствует излишнему ужесточению конкуренции на рынке соответствующих товаров (работ, услуг) либо наносит ущерб интересам правообладателя1.
Далее в работе необходимо привести общую характеристику договора коммерческой концессии, согласно которой он является: 1) консенсуальным, так как договор коммерческой концессии считается заключенным с момента достижения его сторонами соглашения по всем существенным условиям; 2) возмездным, так как в соответствии со ст. 1030 ГК РФ правообладатель за исполнение всех возложенных на него обязанностей может получать различного рода платежи - фиксированные разовые платежи, отчисления от выручки, периодические платежи и т.д. Конкретная форма платежей предусматривается договором, перечень является открытым; 3) взаимным, так как и правообладатель, и пользователь приобретают права и обязанности по отношению друг к другу. Например, обязанность по уплате вознаграждения пользователем обусловлена обязанностью правообладателя представить комплекс исключительных прав, предусмотренных договором.
Итак, договор коммерческой концессии является двусторонним, возмездным, консенсуальным, каузальным, срочным или бессрочным
1.
Безусловно, договору коммерческой концессии присущи некоторые признаки, отличающие его от других самостоятельных гражданско-правовых договоров.
Во-первых, в соответствии с п. 3 ст. 1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут являться только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.
Во-вторых, необходимым элементом предмета договора коммерческой концессии является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав2.
В-третьих, по договору коммерческой концессии пользователю предоставляется лишь право использовать соответствующие исключительные права, принадлежащие правообладателю, без их передачи (уступки) контрагенту. Эта особенность отличает договор коммерческой концессии, например, от договора об уступке патента на объекты промышленной собственности3.
В-четвертых, нельзя не согласиться с уникальным набором прав и обязанностей сторон договора коммерческой концессии, например, это касается вопросов соблюдения пользователем всех указаний правообладателя по ведению бизнеса, а также оказания правообладателем технической, информационной и другой, предусмотренной договором коммерческой концессии, помощи пользователю.
В-пятых, несмотря на полную экономическую зависимость пользователя от правообладателя, он все же сохраняет юридическую самостоятельность и действует в имущественном обороте от своего имени4.
В-шестых, принципиальное значение имеет цель предоставления пользователю права использовать комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. То есть правообладатель преследует целый ряд целей - от улучшения своих экономических показателей и расширения сбытовой сети до улучшения деловой репутации.
Договор коммерческой концессии, несмотря на присущую ему многокомпонентность, не является смешанным. Как справедливо указывает В.В. Витрянский, "отсутствие среди норм о договоре коммерческой концессии специальных правил не может служить причиной применения к нему положений, регламентирующих другие договорные обязательства (исключение составляют лишь нормы о лицензионных соглашениях). В этом случае применению подлежат лишь общие нормы об обязательствах и договорах"2.
Являясь самостоятельным поименованным гражданско-правовым договором, договор коммерческой концессии, по справедливому мнению Г.А. Лаптева, обладает рядом особенностей
, индивидуализирующих его в системе однотипных отношений:
- сторонами договора могут выступать только лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обладающие специальным правовым статусом (коммерческие организации или индивидуальные предприниматели), т.е. договор является предпринимательским;
- предметом договора является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав;
- пользователю предоставляется право использовать исключительные права, принадлежащие правообладателю, без непосредственной уступки соответствующих прав контрагенту (что ставит под сомнение оправданность использования термина "концессия", так как concessio означает собственно уступку);
- договор, как правило, включает в себя условия о ряде ограничений деятельности пользователя;
- пользователь сохраняет полную юридическую самостоятельность, действуя в обороте от своего имени (информируя при этом третьих лиц о факте использования прав правообладателя);
- целью заключения договора является извлечение прибыли (осуществление предпринимательской деятельности);
- договор коммерческой концессии является консенсуальным, двусторонним и принципиально возмездным1.
Выявляя сущность и содержание договора коммерческой концессии, можно обратить внимание на некое расхождение норм ГК РФ, регулирующих сам договор, и антимонопольного законодательства. В вопросе соотношения антимонопольного законодательства и норм ГК РФ, регулирующих договор коммерческой концессии, наблюдаются сразу несколько видов коллизий (противоречий). Одна из них - это коллизии, возникающие между нормативными актами равной юридической силы, принятых в разное время.
Нормы, установленные в ч. 2 ГК РФ, регулирующие договор коммерческой концессии, полностью подпадают под признаки "вертикального соглашения", которое запрещено ФЗ "О защите конкуренции". Так, статья 11 ФЗ "О защите конкуренции" гласит: запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара. Такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Но в ст. 12 данного ФЗ указано, что правила о "вертикальных соглашениях не распространяются на договор коммерческой концессии"