ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3 СППР

1.Термин система поддержки принятия решений появился в начале семидесятых годов. Появление СППР было вызвано объективной потребностью. Увеличение объема информации, поступающей в органы управления и непосредственно к руководителям, усложнение решаемых задач, необходимость учета большого числа взаимосвязанных факторов и быстро меняющейся обстановки настоятельно потребовало автоматизировать процесс принятия решения на основе использования современных информационных технологий.

Строгого общепринятого определения СППР нет. В общем случае СППР определяется как диалоговые автоматизированные системы, которые позволяют лицам, принимающим решения (ЛПР), использовать данные, знания, объективные и субъективные модели, правила принятия решений для идентификации, анализа и решения слабоструктурированных и неструктурированных ЗПР. Целью СППР является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях, приосуществлении полного и объективного анализа предметной деятельности.

СППР представляет собой скоординированный набор данных, систем, инструментов и технологий, программного и аппаратного обеспечения, с помощью которого предприятие собирает и обрабатывает информацию о возникшей проблемной ситуации с целью повышения обоснованности принимаемых управленческих действий.

Основу СППР составляет комплекс взаимосвязанных моделей с соответствующей информационной поддержкой исследования, экспертные БД, включающие опыт решения задач управления и обеспечивающие участие коллектива экспертов в процессе выработки рациональных решений.

СППР обладает следующими четырьмя основными характеристиками:

1) СППР использует и данные, и модели;

2) СППР предназначены для помощи ЛПР в принятии решений для слабоструктурированных и неструктурированных задач;

3) Они поддерживают, а не заменяют выработку решений ЛПР;

4) Цель СППР повысить обоснованность и эффективность принимаемых решений.

Пример современной СППР на основе облачных технологий.

Основными функциями СППР являются:


- оказание помощи ЛПР при анализе исходной информации (оценка сложившейся обстановки и ограничений, накладываемых средой)

- выявления и ранжирование приоритетов, учет неопределенности в оценках ЛПР и формирование его предпочтений

- генерация возможных решений (формирование списка альтернатив

- оценка возможных альтернатив, исходя из предпочтений ЛПР и ограничений среды

- анализ возможных последствий принимаемых решений

- рекомендация по выбору лучшего с точки зрения ЛПР решения

- в условиях коллективного принятия решений обеспечение постоянного обмена информацией о принимаемых решениях и помощь в согласовании групповых решений;

- сбор данных о результатах реализации принятых решений и оценка результатов

2 Принципы разработки СППР.

При проектировании СППР рекомендуется следовать следующим принципам

1) Реализация подхода «описание – объяснение – предсказание – рекомендации». Описание означает получение оценок эффективности исследуемой системы. Для объяснения полученных результатов необходимо провести исследование эффективности на уровне подсистем. Прогнозирование эффективности – предсказание – предусматривает, в частности, анализ тенденций изменения эффективности в подсистемах. Рекомендации должны включать в себя не только указание целевых (конечных) значений показателей для неэффективных систем и подсистем, но также и возможную траекторию перевода системы из неэффективного состояния в эффективное.

2) Включение в СППР средств для структуризации процесса проведения исследования в соответствии со структурой исследуемой системы и задачами исследования. Очевидно, что эффективность сложной системы зависит от эффективности функционирования ее подсистем. При этом эффективность подсистемы может быть рассмотрена с различных позиций (например, как с точки зрения вышестоящей системы, так и с точки зрения самой исследуемой подсистемы) и в различных сферах ее деятельности (например, эффективность кафедр в вузе может быть оценена как в сфере научной деятельности, так и в сфере образовательной деятельности).

3) Реализация идеи многовариантных расчетов. Пользователь должен иметь возможность использовать различные методы (модели) для получения оценок эффективности исследуемых объектов, варьируя при этом наборы и значения переменных и параметров.



Сопоставление полученных многовариантных результатов должно производиться в автоматизированном режиме.

4) Обеспечение возможности настройки СППР в соответствии с потребностями пользователя и уровнем его квалификации.

5) Реализация широкого спектра методов исследования эффективности, возможность расширения СППР путем добавления новых методов, методик, моделей. Важно отметить, что все дополнительные методы, методики и модели должны органично встраиваться в архитектуру СППР по единой схеме.

3. Следует подчеркнуть отличие СППР от СПР. СПР (решает ЗПР в автоматическом режиме), а СППР выступает в роли советчика, обеспечивая ЛПР необходимыми для принятия решений данными, знаниями, выводами и/или рекомендациями, способствуя тем самым обоснованности принимаемых решений. СППР принципиально отличается тем, что она ориентирована наконкретного пользователя, на его знания, его опыт и интуицию, его систему ценностей. СППР помогает пользователю найти решения, которые именно ему представляются наилучшими, но которые без ее помощи было бы трудно, или даже невозможно отыскать из-за очень большой сложности решаемой задачи. Ответственность за принимаемое решение сохраняется за ЛПР. СППР позволяет ЛПР сочетать собственные субъективные предпочтения с компьютерным анализом ситуации, на основании которого вырабатываются рекомендации ЛПР в процессе принятия решения. Т.е. СППР позволяют сочетать субъективные предпочтения ЛПР с компьютерными методами.

4. В настоящее время большинство СППР еще носят всего лишь информационно-справочный характер, однако все шире для анализа и выработки предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, рассуждение на основе прецедентов, имитационное моделирование, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, нейронные сети, ситуационный анализ, когнитивное моделирование и др. Некоторые из этих методов были разработаны в рамках теории искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР, или ИСППР.

Главное отличие интеллектуальных систем поддержки принятия решений от информационно- справочных систем состоит в том, что обязательным элементом функционирования является формирование рекомендаций, или проектов решений.


Перспективно применение в СППР комбинированных методов принятия решений в сочетании с методами искусственного интеллекта и компьютерным моделированием, различные имитационно-оптимизационные процедуры, принятие решений в сочетании с экспертными процедурами.

5. Идеальная СППР:

  1. оперирует со слабоструктурированными решениями;

  2. предназначена для ЛПР различного уровня;

  3. может быть адаптирована для группового и индивидуального использования;

  4. поддерживает все основныестадии процесса решения;

  5. поддерживает разнообразные стили и методы решения, что может быть полезно при решении задачи группой ЛПР;

  6. является гибкой и адаптируется к изменениям как организации, так и ее окружения;

  7. проста в использовании и модификации;

  8. улучшает эффективность процесса принятия решений;

  9. позволяет человеку управлять процессом принятия решений с помощью компьютера, а не наоборот;

  10. поддерживает эволюционное использование и легко адаптируется к изменяющимся требованиям;

  11. может быть легко построена, если может быть сформулирована логика конструкции СППР;

  12. поддерживает моделирование;

  13. позволяет использовать знания.

СППР для принятия коллективных решений требует дополнительно наличия специальных методов открытого обсуждения альтернативных вариантов решений, дополнительного обмена информацией между лицами, принимающими непосредственное участие в процессе принятия решений, согласования противоположных точек зрения, поиска компромисса и т.д.

6 Классификации СППР

Для СППР отсутствует не только единое общепринятое определение, но и исчерпывающая классификация. Разные авторы предлагают разные классификации.

По взаимодействию с пользователемСППР можно разделить на пассивные, активные и кооперативные. Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять. Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать. Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.


По способу поддержки различают:

модельно-ориентированные СППР, используют в работе доступ к статистическим, финансовым или иным моделям;

СППР, основанные на коммуникациях, поддерживают работу двух и более пользователей, занимающихся общей задачей;

СППР, ориентированные на данные, имеют доступ к временным рядам организации. Они используют в работе не только внутренние, но и внешние данные;

СППР, ориентированные на документы, манипулируют неструктурированной информацией, заключенной в различных электронных форматах;

СППР, ориентированные на знания, предоставляют специализированные решения проблем, основанные на фактах.

На техническом уровне различает СППР всего предприятия и настольную СППР. СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия. Настольная СППР — это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя.

В зависимости от данных, с которыми эти системы работают, СППР условно можно разделить на оперативные и стратегические. Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании. Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, таких как конъюнктура целевых для компании рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и др.

СППР второго типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого роста бизнеса компании и снижать риски. СППР второго типа в последнее время активно развиваются. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных

В зависимости от функционального наполнения интерфейса системы выделяют два основных типа СППР: EIS и DSS.

EIS (ExecutionInformationSystem) – информационные системы руководства предприятия.