ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти системы ориентированы на неподготовленных пользователей, имеют упрощенный интерфейс, базовый набор предлагаемых возможностей, фиксированные формы представления информации. EIS-системы рисуют общую наглядную картину текущего состояния бизнес-показателей работы компании и тенденции их развития, с возможностью углубления рассматриваемой информации до уровня крупных объектов компании. EIS–системы – та реальная отдача, которую видит руководство компании от внедрения технологий СППР.

DSS (DesicionSupportSystem) – полнофункциональные системы анализа и исследования данных, рассчитанные на подготовленных пользователей, имеющих знания как в части предметной области исследования, так и в части компьютерной грамотности. Обычно для реализации DSS-систем (при наличии данных) достаточно установки и настройки специализированного ПО поставщиков решений по OLAP-системам и DataMining.

7 При построении СППР необходимо реализовать следующие концептуальные положения:

  • "дружественность" по отношению к пользователю, что дает возможность использовать СППР специалисту в предметной области и не требует углубленных знаний в вычислительной технике;

  • "открытость", что позволяет расширить круг решаемых задач в данной предметной области на базе использования общего системного, математического и программного обеспечения;

  • "модульность", обеспечивающая декомпозицию задач при создании и расширении системы;

  • "реконфигурируемость", реализующая адаптацию СППР при изменении условий решаемой задачи.

8 Архитектура СППР также представляется разными авторами по-разному. В общем случае архитектура СППР определяется взаимодействием расчетно-логического блока с базами данных, знаний, моделей.

Существует, например, обобщенная архитектура, состоящая из 5 различных частей:

- система управления данными,

- система управления моделями,

- машина знаний

- интерфейс пользователя и

- пользователи



Функциональная схема СППР
Обычно в СППР выделяют три основные части:

1) Система данных для сбора и хранения информации, получаемой из внутренних и внешних источников. Обычно это
Хранилище данных.

2) Система диалога, позволяющая пользователю задавать, какие данные следует выбирать и как их обрабатывать.

3) Система моделей и методов - идеи, алгоритмы и процедуры, которые позволяют обрабатывать данные и проводить их анализ.

9. Хранилище данных

Ясно, что принятие решений должно основываться на реальных данных о проблемной ситуации. Такая информация обычно хранится в оперативных базах данных. Но эти оперативные данные не подходят для целей анализа, так как для анализа и принятия стратегических решений в основном нужна агрегированная (обобщенная) информация. Кроме того, для целей анализа необходимо иметь возможность быстро манипулировать информацией, представлять ее в различных аспектах, производить различные нерегламентированные запросы к ней, что затруднительно реализовать на оперативных данных по соображениям производительности и технологической сложности.

Решением данной проблемы является создание отдельного хранилища данных (ХД), содержащего агрегированную информацию в удобном виде. Целью построения хранилища данных является интеграция, актуализация и согласование оперативных данных из разнородных источников для формирования единого непротиворечивого взгляда на ситуацию в целом.

Для хранилищ данных характерны следующие основные свойства:

1. Ориентация на предметную область — хранилище в первую очередь отражает специфику предметной области, а не приложений;

2. Интегрированность — информация, загружаемая в хранилище из баз, ориентиро-ванных на частные прикладные задачи, должна быть приведена к единому синтаксиче-скому семантическому виду. Важно также провести проверку поступающих данных на целостность и непротиворечивость. Чтобы при выполнении аналитических запросов из-бежать выполнения операций группирования, данные должны обобщаться (агрегировать-ся) при загрузке хранилища;

3. Неизменяемость данных — хранилищам свойственна ретроспективность: объем накопленных данных должен быть достаточным для решения аналитических задач с тре-буемым качеством. Поэтому данные после загрузки в них остаются обычно неизменными: внесение каких-либо изменений, кроме добавления записей, не предполагается;

4. Поддержка хронологии — для выполнения большинства аналитических запросов необходим анализ тенденций развития явлений или характера изменения значений пере-менных во времени

, что обычно достигается введением атрибутов типа дата/время;

5. Многомерное концептуальное представление — совокупности данных могут быть проанализированы вдоль нескольких независимых измерений.

На уровне предприятия иногда выделяют организацию хранения на основе распределенных локальных БД, с использованием независимых витрин данных, двухуровневое хранение данных с использованием распределенных локальных БД и централизованногохранилища, трехуровневое хранение данных с использованием распределенных локальных БД, централизованного хранилища и витрин данных.

Независимые витрины данных часто появляются в организации исторически и встречаются в крупных организациях с большим количеством независимых подразделений, зачастую имеющих свои собственные отделы информационных технологий.


Витрины – это предметно-ориентированные хранилища как правило агрегированной информации, предназначенное для использования группой пользователей в рамках конкретного вида деятельности. Витрины проектируются для ответов на конкретный ряд вопросов. Данные в витрине оптимизированы для использования определенными группами пользователей, что облегчает процедуры их наполнения, а также способствует повышению производительности

Недостатки:

  • Данные хранятся многократно в различных витринах данных. Это приводит к дублированию данных и, как следствие, к увеличению расходов на хранение и потенциальным проблемам, связанным с необходимостью поддержания непротиворечивости данных

  • Данные не консолидируются на уровне предприятия, таким образом, отсутствует единая картина бизнеса

Двухуровневое хранилище данных строится централизованно для предоставления информации в рамках компании. Это означает, что вся организация должна согласовать все определения и процессы преобразования данных.


Преимущества:

  • Данные хранятся в единственном экземпляре

  • Минимальные затраты на хранение данных

  • Отсутствуют проблемы, связанные с синхронизацией нескольких копий данных

  • Данные консолидируются на уровне предприятия, что позволяет иметь единую картину бизнеса


Недостатки:

  • Данные не структурируются для поддержки потребностей отдельных пользователей или групп пользователей

  • Возможны проблемы с производительностью системы

  • Возможны трудности с разграничением прав пользователей на доступ к данным

Концепция хранилищ данных предполагает не просто единый логический взгляд на данные организации, а действительную реализацию единого интегрированного источника данных. Альтернативным по отношению к этой концепции способом формирования единого взгляда на корпоративные данные является создание виртуального источника, опирающегося на распределенные локальные БД различных систем. При этом каждый запрос к такому источнику динамически транслируется в запросы к исходным базам данных, а полученные результаты на лету согласовываются, связываются, агрегируются и возвращаются к пользователю. Однако такой способ обладает рядом существенных недостатков.

  1. Время обработки запросов к распределенному хранилищу значительно превышает соответствующие показатели для централизованного хранилища.

  2. Интегрированный взгляд на распределенное корпоративное хранилище возможен только при выполнении требования постоянной связи всех источников данных в сети. Таким образом, временная недоступность хотя бы одного из источников может либо сделать работу информационной системы невозможной, либо привести к ошибочным результатам.

  3. Выполнение сложных аналитических запросов над таблицами СОД потребляет большой объем ресурсов сервера БД.

  4. Различные распределенные локальные БД могут поддерживать разные форматы и кодировки данных, данные в них могут быть несогласованы. Часто на один и тот же вопрос может быть получено несколько вариантов ответа, что может быть связано с несинхронностью моментов обновления данных, отличиями в трактовке отдельных событий, понятий и данных, изменением семантики данных в процессе развития предметной области, ошибками при вводе, утерей фрагментов архивов и т. д. В таком случае цель – формирование единого непротиворечивого взгляда на объект управления – может не быть достигнута.

  5. Часто локальные БД не могут позволить себе роскошь хранить данные за длительный период времени, по мере устаревания данные выгружаются в архив и удаляются. В результате часто нужные данные оказываются недоступными, отсутствует практическая возможность обзора длительных исторических последовательностей данных.


Хранилище данных функционирует по следующему сценарию. По заданному регламенту в него собираются данные из различных источников – баз данных систем оперативной обработки. В хранилище поддерживается хронология: наравне с текущими хранятся исторические данные с указанием времени, к которому они относятся. В результате необходимые доступные данные об объекте управления собираются в одном месте, приводятся к единому формату, согласовываются и, в ряде случаев, агрегируются до минимально требуемого уровня обобщения.