Файл: Методические рекомендации по заполнению карты психологопедагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Департамент образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Карта

готовности ребенка

к школьному обучению

Москва

2009г.

Материал разработан творческой группой в составе:
Лопанова Т.А.- руководитель психологической службы СЗОУО, Иванова Н.А.- ведущий специалист СЗОУО, Муравьёва И.А. – ведущий специалист СЗОУО, Курбанов Р.А.- директор ПМС Центра «Строгино», Бреева М.Н.- методист ОМЦ, Королёва С.В.- методист –психолог ОМЦ, Андрусенко Н.О. –методист-психолог ОМЦ, Крупенина А.В.- методист ОМЦ, Гнездилова Н.А.- педагог-психолог ГОУ СОШ № 1747,Рябцева С.В.- педагог-психолог ГОУ д/с №1595, Спиридонова И.В.-ГОУ д/с№1410, Орлова С.А.- педагог-психолог ГОУ д/с№1259, Павличенкова И.В.- педагог-психолог ГОУ д/с №1397, Ветрова О.Е.- педагог-психолог ГОУд/с №1679, Хитрова И.В.-ГОУ д/с №956, Базуткина О.Л.-ГОУ д/с№2190, Гурская Л.Ю.- ГОУ д/с №2307, Мусаелян Н.Ю.- педагог-психолог ГОУ д/с №2440, Тарасова Е.В.- завуч ГОУ СОШ №1605, Малюгина Н.Б.- завуч ГОУ СОШ №1210, Курдюшова Г.Н.- завуч ГОУ СОШ №1900


В Карте отражены основные линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности к школьному обучению.

Прилагаются методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.

Предложенный материал является обязательным для работы сотрудников дошкольных образовательных учреждений: педагогов-психологов, воспитателей подготовительных к школе групп, старших воспитателей.

Карта является ключевым моментом по осуществлению преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.

Карта разработана коллективом педагогов- психологов, методистов ОМЦ СЗОУО по дошкольному и начальному школьному образованию, специалистов управления образования, завучей по начальной школе.

Карта прошла апробацию в 10 дошкольных образовательных учреждениях Северо-Западного окружного управления образования.

Карта готовности ребенка к школьному обучению
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________

Группа здоровья ____________________________________________________


Образовательное учреждение,________________________________________

контактный телефон_________________________________________________

Дата заполнения ____________________________________________________


Показатели готовности

к школьному обучению

Достижения ребенка

1. Мотивационная готовность

Подчеркнуть выбранный ребёнком мотив:

1. внешний (подчинение требованиям взрослых);

2. учебно-познавательный;

3. игровой;

4. «позиционный» (стремление ребенка занять новое положение в отношениях с окружающими);

5. социальный;

6. мотив получения высокой отметки.

Подчеркнуть уровень:

высокий, средний, низкий

Примечание

2. Эмоциональный фон

Нужное подчеркнуть

  1. Признаки эмоционального благополучия: свобода, непринужденность движений, плечи расправлены, корпус прямой, походка естественная, упругая; естественность и разнообразие в позах, их смене; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, спокойная, выразительная.

  2. Признаки эмоционального неблагополучия: сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность; походка на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся; позы застывшие, скованные, однообразные; бесцельность, непродуктивность движений при обилии или медлительность в выполнении движений и действий; жестикуляция и мимика бедная, вялая, маловыразительная, гримасничанье или неподвижное лицо.

Примечание

3. Социальное развитие

  1. Способен вступить в общение со взрослым

а) со знакомым взрослым

б) с незнакомым взрослым

  1. Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

  2. Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

  3. Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

  4. Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами

  5. Имеет представление о себе и своих возможностях

Нужное подчеркнуть

1а. Да, не всегда, нет.

1б. Да, не всегда, нет.

2. Да, не всегда, нет.


3. Да, не всегда, нет.
4. Да, не всегда, нет.


5. Да, не всегда, нет.
6. Да, не всегда, нет.

Примечание

4. Развитие речи и речевого общения

  1. Правильно произносит все звуки русского языка

  2. Умеет выделять звуки в слове

  3. Грамматически правильно строит сложные предложения

  4. Строит связный рассказ по сюжетной картинке

  5. В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

  6. Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения




Нужное подчеркнуть


  1. Да, нет.

2. Да, недостаточно, нет

3. Да, нет

4. Да, недостаточно, нет.



  1. Да, недостаточно, нет.


6. Да, недостаточно, нет


Примечание

5. Развитие мелкой моторики

«Дорожка»


Нужное подчеркнуть (уровень)

- высокий, средний, низкий

Примечание


6. Вазомоторная активность


Нужное подчеркнуть (уровень)

высокий, средний, низкий

Примечание





7. Познавательное развитие

  1. Сформированность знаний об окружающем

  2. Деятельность по образцам и правилам (дидактическая игра)

  3. Темп

  4. Математические представления

    1. *Соотнесение количества предметов с цифрой

    2. *Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы

    3. *Решение простых задач с опорой на наглядность

    4. *Знание геометрических фигур

    5. *Умение ориентироваться в пространстве

  1. Графический узор

  2. Обобщения

Нужное подчеркнуть (уровень)

- высокий, средний, низкий
- высокий, средний, низкий.

- высокий, средний, низкий.
- высокий, средний, низкий.

- высокий, средний, низкий.
- высокий, средний, низкий.
- высокий, средний, низкий.

- высокий, средний, низкий.

- высокий, средний, низкий.

- высокий, средний, низкий.

Примечание


Подписи лиц, заполнявших карту

Воспитатель __________________________________________(Ф.И.О.)
Педагог-психолог______________________________________(Ф.И.О.)
Учитель-логопед_______________________________________(Ф.И.О.)
Социальный педагог____________________________________(Ф.И.О.)
Старший воспитатель___________________________________(Ф.И.О.)
Заведующая____________________________________________(Ф.И.О.)
Печать образовательного учреждения

Методические рекомендации

по заполнению карты психолого-педагогического обследования

1.Цели заполнения карты готовности ребёнка к школьному обучению

Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является

развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений:

детского сада и школы. В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам. Новая карта представляет собой модифицированный вариант карты развития ребёнка дошкольного возраста, разработанная Центром «Детство» в 2000 г. и Картой развития Учебно-методического кабинета Северо-Западного Учебного округа от 1995 г. Над составлением Карты работали педагоги-психологи детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, завучи, методисты СЗОУ. Главным в составлении Карты является её информированность о ребёнке и полезность в работе специалистов школы.

2. Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.

В Карте отражены наиболее значимые линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению.

Мотивационная готовность является первичным показателем готовности ребёнка к обучению в школе и свидетельствует о желании учиться.


Эмоциональный фон развития ребёнка также является значимым показателем в развитии ребёнка.

Положительный эмоциональный фон свидетельствует о благополучном усвоении знаний и комфорта в обучении.

Социальное развитие показывает возможности ребёнка в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами общения.

Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребёнка использовать язык

для взаимодействия с окружающими. Показатели дают первичные знания о развитии речи ребёнка .

Познавательное развитие ребёнка информирует о сформированности его знаний об окружающем,

о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.

Важными показателями готовности ребёнка к школьному обучению является определение уровня

сформированности моторных навыков.

Вазомоторная активность показывает соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, пространственной координации.

3. Работа с Картой готовности ребёнка к школьному обучению.

Ответственным за оформление карты является старший воспитатель. Педагог-психолог контролирует работу педагогов по карте и проводит обследование ребёнка по определению мотивационной готовности, эмоциональному развитию, мелкой моторики, вазомоторной активности, обобщению; графический диктант. Учитель –логопед проводит обследование по речевому развитию(если нет логопеда -педагог-психолог, старший воспитатель). Социальное развитие- социальный педагог(если нет - педагог-психолог, ст.воспитатель). Обследование ребёнка по познавательному развитию проводит воспитатель, старший воспитатель.

Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком. На ПМПК приходят с отчётом психологи(старший воспитатель) и приносят рабочие материалы ребёнка: «дорожка», «срисовывание фигур», «графический диктант», таблицу с оценками по всем заданиям, средний балл по саду и количество детей по уровням.


Материалы должны быть подписаны и проставлена оценка (балл).

Второе (заключительное) обследование проводится в марте. На ПМПК приносят те же материалы.

К 1 апреля все Карты должны быть оформлены и подписаны.(заведующая проверяет оформление Карты, подписывает и ставит печать учреждения).

Карта выдаётся родителю под роспись. Рабочие материалы ребёнка хранятся у педагога-психолога (в детском саду) и могут быть потребованы специалистами школы по запросу.

В составлении Карты приняли участие: Лопанова Т.А.- руководитель психологической службы СЗОУО

Иванова Н.А.- ведущий специалист СЗОУО , Муравьёва И.А. – ведущий специалист СЗОУО,

Курбанов Р.А.-директор ПМС Центра «Строгино», Бреева М.Н.-методист ОМЦ, Королёва С.В.-методист –психолог ОМЦ, Андрусенко Н.О. –методист-психолог ОМЦ, Крупенина А.В.- методист ОМЦ, Гнездилова Н.А.-педагог-психолог ГОУ СОШ № 1747,Рябцева С.В.-педагог-психолог ГОУ д/с №1595, Спиридонова И.В.-ГОУ д/с№1410, Орлова С.А.-педагог-психолог ГОУ д/с№1259, Павличенкова И.В.-педагог-психолог ГОУд/с№1397 ,Ветрова О.Е.-педагог-психолог ГОУд/с№1679, Хитрова И.В.-ГОУ д/с№956, Базуткина О.Л.-ГОУ д/с№2190, Гурская Л.Ю.-ГОУд/с №2307, Мусаелян Н.Ю.-педагог-психолог ГОУ д/с№2440, Тарасова Е.В.-завуч ГОУ СОШ №1605, Мамогина Н.Б.-завуч ГОУ СОШ №1210, Курдюшова Г.Н.-завуч ГОУ СОШ№1900


Данные психолого-педагогического обследования
1. Мотивационная готовность – методика «Определение мотивов учения»

(автор методики М.Р. Гинзбург)
Диагностические возможности

Методика позволяет выявить структуру мотивов учения ребенка.

Материал

Шесть карточек с рисунками, протокол, ручка.

Процедура проведения

В основу методики положен принцип персонификации мотивов. Испытуемому предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию абзаца рисунок, который служит внешней опорой для запоминания. Эксперимент проводиться индивидуально.

Инструкция

Сейчас я прочитаю тебе рассказ о мальчиках (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки), которые разговаривают про школу.