Файл: Методические рекомендации по заполнению карты психологопедагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Деятельность по образцам и правилам: наблюдение за игрой
Уровни:
Высокий | Ребёнок свободно и легко запоминает правила и руководствуется ими в деятельности |
Средний | Ребёнок запоминает правилами и руководствуется ими в деятельности; может воспроизвести образец только после дополнительных объяснений |
Низкий | Ребёнок может организовать свою деятельность только в условиях индивидуального общения со взрослым |
3. Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми.
Это умение выявляется в коллективной работе по продуктивным видам деятельности : рисование, лепка, аппликация
Обработка результатов
Уровни:
высокий | Ребёнок по сигналу педагога включается в работу, не отвлекается, заканчивает работу вместе со всеми |
средний | Ребёнок иногда отвлекался, заглядывал в работу другого |
низкий | Ребёнок заканчивает работу позже других Не выдерживает общий темп Не может начать работу со всеми |
4. Математические представления
4.1. Соотнесение количества предметов с цифрой
Материал. «Математический набор»
Инструкция к проведению. Педагог предлагает отсчитать двенадцать кругов, а потом показать это количество цифрами.
Обработка результатов
Уровни
Высокий | Ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы |
Средний | Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки |
Низкий | Ребенок не справляется с заданием |
4.2. Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы
Материал. Десять полосок одинаковой формы и цвета, шириной 10мм, длиной от 10мм до 100мм. каждая из которых длиннее предыдущей на 10мм.
Инструкция к проведению. Перед ребенком в хаотичном порядке лежат десять полосок. Взрослый просит ребенка разложить полоски от самой низкой до самой высокой по порядку, чтобы получился заборчик. После выполнения ребенку задается вопрос: «На что еще это похоже?» (Лестница, ступеньки)
Обработка результатов
Уровни
Высокий | Ребенок самостоятельно справляется с заданием. Выравнивает полоски по нижнему краю |
Средний | Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки |
Низкий | Ребенок не справляется с заданием |
4.3 Решение простых задач с опорой на наглядность
Инструкция к проведению. Ребёнку предлагают картинку и задают вопрос : 9 синичек сидели на ветке, 3-улетели,
Сколько синиц осталось сидеть на ветке?
Ребёнку предлагают картинку и задают вопрос: в коробке 5 карандашей, Петя положил ещё 4. Сколько всего карандашей в коробке?
Обработка результатов
Уровни:
высокий | Ребёнок считает в уме или с опорой на наглядность, правильно |
средний | Ребёнку надо несколько раз повторить условие, решает с помощью |
низкий | Ребёнок не может решить задачу даже с помощью |
4.4. Знание геометрических фигур
Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, ромбы.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
4.5. Умение ориентироваться в пространстве
Инструкция к проведению. Ребенок и педагог находятся друг против друга , педагог предлагает ребенку сказать, «что находится справа от меня»-педагога.Можно дополнительно задать вопросы: что находится справа от тебя, что находится впереди тебя и т.д. Все дополнительные вопросы отмечаются в примечании.
Обработка результатов
Уровни
Высокий | Ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы |
Средний | Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки |
Низкий | Ребенок не справляется с заданием |
5. Графический диктант (автор методики Д.Б. Эльконин)
Диагностические возможности
Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и действовать по правилам, т.е. точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Методика может быть использована для диагностики уровня сформированности произвольности.
Материал
Протокол с тетрадным листком в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками, листы с диктуемыми узорами, карандаш, доска, расчерченная на клетки, мел, протокол.
Процедура проведения
Методика «Графический диктант» проводиться только фронтально, поскольку она направлена на изучение умения ребенка следовать указаниям взрослого, адресованным группе учащихся или классу в целом.
Желательно, чтобы при проведении присутствовал ассистент. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 мин. Л.А. Венгер предлагает индивидуальный вариант проведения методики.
Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками. На котором записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования. В случае необходимости – дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы и карандаши, психолог (воспитатель) дает предварительные объяснения.
Психолог (воспитатель). Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно обязательно слушать меня – я буду говорить на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию – ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь. (Называет какой-либо ориентир, имеющийся в помещении.) Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери. (На доске, заранее расчерченной на клетки, проводит линию слева направо длинной в одну клетку.) Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх. (На доске рисует соответствующую линию.)
Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. (Снова называет реально имеющийся в помещении ориентир.) Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево - к окну. (На доске проводит соответствующую линию.) Все поняли, как надо рисовать?
После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора .
Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора даются 1,5 – 2 мин. Детям нужно объяснить, что узор на обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее - самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. По ходу самостоятельного рисования детьми узора не дается никаких дополнительных указаний,