Файл: Методические рекомендации по заполнению карты психологопедагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ошибки не исправл
яются. В случае необходимости робких детей ободряют. По прошествии времени, отведенного для самостоятельного продолжения узора, дается следующая инструкция .
Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор.
Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог дает следующую инструкцию .
Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Через 1,5 – 2 мин начинается диктовка последнего узора .
Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (Слово «налево» выделяет голосом.) Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (Слово «налево» опять выделяет голосом.) Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Для более четкой организации работы можно после проведения очередной линии спрашивать: «Все нарисовали? Диктую дальше».
По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, психолог (воспитатель) и ассистент собирают у детей листки.
Обработка результатов
Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй – о степени самостоятельности ребенка в учебной работе.
Оценка выполнения диктанта производиться по следующей шкале:
- 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки);
- 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
Пример:
- 2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками;
Пример:
- 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;
Пример:
- 0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.
За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале:
- 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки);
- 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
- 2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками;
- 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;
- 0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.
Образцом для ребенка может служить его собственный рисунок, который не соответствует диктовавшемуся узору.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки:
- за выполнение диктанта;
- за самостоятельное продолжение узора.
Обе они колеблются от 0 до 4 баллов.
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (т.е. оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов.
Аналогично из трех оценок выводиться итоговая за продолжение узора.
Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл, который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
Обе оценки и суммарный балл заносятся в протокол методики. Суммарный балл переносится в шестой пункт протокола индивидуального психологического обследования.
Примечание. В протоколе обследования отмечается знание ребенком направлений в пространстве (вниз, вверх, налево, направо), в какой руке ребенок держит карандаш (в левой или в правой).
В отдельных случаях результаты «графического диктанта» могут быть искажены случайными факторами (плохим самочувствием ребенка в момент проведения методики, переживаниями, связанными с каким-либо событием, и т.п.). Поэтому окончательные выводы можно сделать только с учетом наблюдений во время занятий. Оценки и суммарный балл не должны сообщаться детям
Уровни:
6. Обобщения.
С ребёнком проводят игру-4ый лишний: «Посмотри внимательно на четыре картинки и скажи какая лишняя?»
Ребёнку предлагают три картинки с изображением домашних животных и одну с изображением дикого животного; три картинки с изображением фрукта и один овощ; три картинки с изображением насекомых и одна птица; три картинки с изображением предметов мебели и чашка; три картинки с изображением предметов одежды и одна с изображением обуви (валенки).
Обработка результатов:
яются. В случае необходимости робких детей ободряют. По прошествии времени, отведенного для самостоятельного продолжения узора, дается следующая инструкция .
Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор.
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог дает следующую инструкцию .
Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Через 1,5 – 2 мин начинается диктовка последнего узора .
Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (Слово «налево» выделяет голосом.) Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (Слово «налево» опять выделяет голосом.) Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Для более четкой организации работы можно после проведения очередной линии спрашивать: «Все нарисовали? Диктую дальше».
По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, психолог (воспитатель) и ассистент собирают у детей листки.
Обработка результатов
Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй – о степени самостоятельности ребенка в учебной работе.
Оценка выполнения диктанта производиться по следующей шкале:
- 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки);
- 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Пример:
- 2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками;
Пример:
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
- 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;
Пример:
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
- 0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.
За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале:
- 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки);
- 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
- 2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками;
- 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;
- 0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.
Образцом для ребенка может служить его собственный рисунок, который не соответствует диктовавшемуся узору.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки:
- за выполнение диктанта;
- за самостоятельное продолжение узора.
Обе они колеблются от 0 до 4 баллов.
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (т.е. оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов.
Аналогично из трех оценок выводиться итоговая за продолжение узора.
Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл, который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
Обе оценки и суммарный балл заносятся в протокол методики. Суммарный балл переносится в шестой пункт протокола индивидуального психологического обследования.
Примечание. В протоколе обследования отмечается знание ребенком направлений в пространстве (вниз, вверх, налево, направо), в какой руке ребенок держит карандаш (в левой или в правой).
В отдельных случаях результаты «графического диктанта» могут быть искажены случайными факторами (плохим самочувствием ребенка в момент проведения методики, переживаниями, связанными с каким-либо событием, и т.п.). Поэтому окончательные выводы можно сделать только с учетом наблюдений во время занятий. Оценки и суммарный балл не должны сообщаться детям
Уровни:
Высокий | 11 - 16 баллов |
Средний | 5 - 10 баллов |
Низкий | 0 – 4 баллов |
6. Обобщения.
С ребёнком проводят игру-4ый лишний: «Посмотри внимательно на четыре картинки и скажи какая лишняя?»
Ребёнку предлагают три картинки с изображением домашних животных и одну с изображением дикого животного; три картинки с изображением фрукта и один овощ; три картинки с изображением насекомых и одна птица; три картинки с изображением предметов мебели и чашка; три картинки с изображением предметов одежды и одна с изображением обуви (валенки).
Обработка результатов:
высокий | Ребёнок называет лишний предмет и правильно обобщает |
средний | Ребёнок правильно называет лишнюю картинку, но обобщает по субъективному признаку; либо ребёнок затрудняется в определении лишней картинки |
низкий | Ребёнок не выделяет лишнюю картинку и не обобщает, неправильно |