Файл: Методические рекомендации по заполнению карты психологопедагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (рис.№1) Приложение 1.

На стол перед ребенком выкладывается карточка 1 со схематическим рисунком, на котором женская фигура склонилась вперед с указующим жестом, а перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

2. Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (рис. № 2) Приложение 1

Перед ребенком выкладывается карточка 2 со схематическим рисунком, на котором изображена фигура ребенка, сидящего за партой (учебно-познавательный мотив).

3. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (рис. № 3) Приложение 1

Перед ребенком выкладывается карточка 3 со схематическим рисунком, на котором изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

4. Четвертый мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (рис. № 4)

Приложение 1

Перед ребенком выкладывается карточка 4 со схематическим рисунком, на котором изображены две фигуры (взрослого и ребенка) спиной друг к другу, у взрослого в руках портфель, у ребенка – игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

5. Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь (рис. № 5) Приложение 1

Перед ребенком выкладывается карточка 5 со схематическим рисунком, на котором фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

6. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там одни пятерки (рис. № 6).

Перед ребенком выкладывается карточка 6 со схематическим рисунком, на котором фигурка ребенка с тетрадкой в руках (мотив получения высокой оценки).

Все шесть картинок лежат перед ребенком. После прочтения рассказа взрослый задает ребенку по очереди следующие вопросы:

  1. Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

  2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

  3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Обработка результатов

Взрослый фиксирует номер выбранной ребенком картинки в протоколе (см. пример заполнения протокола). Номера картинок совпадают с номерами мотивов.


На основе ответов ребенка выявляется преобладающий мотив учения. Результат заносится в первый пункт карты готовности, выбранные мотивы подчёркиваются и подчёркивается уровень мотивации :( высокий, средний или низкий).Каждому мотиву соответствует определённый балл.




мотив

баллы

1

внешний

0

2

учебно-познавательный

1

3

игровой

0

4

позиционный

0,5

5

социальный

1

6

мотив оценки

0,5



Уровень мотивации

баллы

высокий уровень

от 2.5 до 3 баллов

средний уровень

от 1,5 до 2 баллов

низкий уровень

1 и меньше


Форма протокола Пример заполнения протокола.

вопроса

выбранной картинки

Мотив

баллы

уровни



5

социальный

1

средний уровень



3

игровой

0



6

мотив получения высокой оценки

0.5










Итого:

1,5 баллов


2.Эмоциональный фон – заполняется по результатам наблюдения

*** В примечании отметить наличие видимых неврологических реакций (тики, заикание и т. п.)

3. Социальное развитие – заполняется по результатам наблюдения.

Показатели социального развития

Дополнительные комментарии

1. Способен вступить в общение со взрослым: а) со знакомым, б) с незнакомым

Легко вступает в контакт со взрослыми (педагогами, медсестрой и др.)

2. Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

Согласует творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками

3. Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

Замечает изменения настроения, эмоционального состояния близких людей

4. Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

Готов проявить доброту, внимание, заботу.

5. Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами

Сдерживает агрессивные реакции, заявляет о своих потребностях в приемлемой форме, не мешает своим поведением другим

6. Имеет представление о себе и своих возможностях

Развито уважение к себе (чувство собственного достоинства, стремление занять достойное место в системе отношений с окружающими, умение адекватно оценить себя)


4. Развитие речи и речевого общения

Показатели речи и речевого общения

Дополнительные комментарии

1. Правильно произносит все звуки русского языка

Если ребенок какие-то звуки не произносит, то пометить какие.

2. Умеет выделять звуки в слове

3. Грамматически правильно строит сложные предложения

В начале, в середине,в конце слова

Интонационное выделение звука

Умение называть первый (последний ) звук в слове
Правильно строятся союзные и бессоюзные предложения

Не допускает нарушения согласования слов

Не допускает нарушения порядка слов

Не допускает многократного повторения соединительных союзов

Не допускает ошибок при передаче прямой речи

4. Строит связный рассказ по сюжетной картинке

Основная мысль изображения передается правильно

Самостоятельно, полно и структурно правильно передает основное содержание картинки

5. В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

Активно эмоционально высказывается,

привлекает к себе внимание партнеров по игре.

Вызывает вопросы партнеров, высказывания, предложения, комментарии.

Отвечает на вопросы партнеров словом и действием

6. Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения

Обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, обувь, виды транспорта, домашние и дикие животные, птицы, рыбы и т. д.)

Антонимы (высоко-низко, далеко-близко, глубокий-мелкий и т. д.)

Сравнения (высокий, как…; хитрый, как…; голодный, как… и т. п.)

Использует в повседневной жизни

*** В примечании указать двуязычие
5. Развитие мелкой моторики – «Дорожка»

Задание можно давать фронтально (как часть занятия). Приложение 2

Предлагаем проехать по дорожке, не отрывая карандаш от листа бумаги, не «взлетая» над дорожкой. Длина дорожки 10 см; ширина – 0,8 см; высота волны – 5 -6 см. В целом рисунок должен занимать не менее половины альбомного листа.


Приложение

Обработка результатов

Уровни:

Высокий

Нет выхода за пределы дорожки, линия ведется плавно от начала до конца

Средний

Карандаш отрывается от бумаги, нет нарушений линии

Низкий

Три и более выходов за пределы дорожки, нарушения линии (слабый или очень сильный нажим, многократные наводы)

*** В примечании указать левшество
6.Вазомоторная активность

(Соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, развитие пространственной координации – методика А.Векслера).

Задание можно давать фронтально (как часть занятия). Работу выполняют фломастером или мягким карандашом.

Возьмите карандаш и нарисуйте на листе бумаги фигуру, такую же как эта (предъявить один образец, но не называть квадрат.). Теперь нарисуйте другую фигуру, такую же как эта (предъявить образец, но не называть ромб). Теперь – последнюю фигуру.

Приложение
Обработка результатов
Уровни

Высокий

Рисует настоящий квадрат или с двумя сторонами чуть больше, со всеми прямыми углами: ромб с хорошо прорисованными углами и третья фигура вполне узнаваема

Средний

Квадрат с двумя прямыми углами, остальные фигуры вполне узнаваемы


Низкий

Все три фигуры несовершенны



7. Познавательное развитие


1. Сформированность знаний об

окружающем

- называет Ф.И.О. своё

-называет Ф.И.О. родителей

-называет домашний адрес

-называет времена года

-называет месяцы

-называет дни недели

-называет части суток


Обработка результатов

Каждый вопрос оценивается от 1 до 3 баллов, выводится среднее

Уровни

Высокий (3 балла)

Ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопрос

Средний (2 балла)

Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки

Низкий (1 балл)

Ребенок не справляется с заданием