Файл: 1. Изменения в развитии капиталистического уклада на рубеже xix и xx вв и их влияние на дальнейшее развитие мировой политики и международных отношений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СЕАТО и СЕНТО. Организация договора Юго-Восточной Азии – СЕАТО – возникла в 1954 г. в Маниле (Филиппины). В ее состав вошли США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Филиппины, Таиланд, Пакистан, В 1955 г. создан блок СЕНТО, или Багдадский Пакт, который подписали представители Великобритании, Турции, Ирака, Пакистана, Ирана.
После того, как в мае 1955 г. ФРГ приняли в НАТО и западные немцы получили разрешение на создание 500-тыс. армии, страны социалистического лагеря созвали конференцию в Варшаве. 14 мая 1955 г. СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехословакия создали организацию Варшавского Договора (ОВД).
Участники Варшавского Договора брали на себя обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения. Важное значение имело обязательство всех участников договора в случае нападения на одного иль нескольких из них оказать пострадавшей стороне немедленную помощь всеми возможными средствами, включая применение вооруженной силы. Были созданы Объединенное Командование вооруженными силами участников договора и Политический Консультативный Комитет. «Холодная война» вылилась в противостояние военно-политических блоков. Причем, оно распространялось не только на Европу, но и на другие регионы мира, содействуя образованию биполярной системы международных отношений.
56.Внешняя политика СССР во второй половине 50-х – начале 60-х гг.
Начатая после 1953 г. либерализация не обошла и внешнюю политику. При этом ей были присущи те же изъяны (половинчатость, непоследовательность), которые сопровождали и попытки реформирования внутренней жизни.
К позитивным сдвигам середины 50-х гг. следует отнести стремление Советского руководства к контактам с западными державами в попытке отойти в отношениях с ними от использования только конфронтационных методов.
Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета министров СССР Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период.
ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о
- мирном сосуществовании как форме классовой борьбы,
- возможности предотвращения войны в современную эпоху,
- многообразии форм перехода различных стран к социализму. Идея неизбежности глобального военного столкновения двух систем ушла в прошлое.
В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С.Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, в международных отношениях происходили важные изменения.
В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Современная эпоха определялась КПСС как время перехода к социалистической революции. В рамках следования принципу пролетарского интернационализма ставилась задача оказания всемерной (в том числе военной и военно-технической) поддержки национально-освободительных движений в странах третьего мира, которые становились полем борьбы двух сверхдержав.
Борьба за разоружение. Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности стало одной из центральных во внешнеполитической концепции советского государства после смерти Сталина. Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив. В 1955 г. на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасности в Европе. В 1957 г. он внес предложение в ООН о приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе от применения атомного оружия, о скоординированном сокращении вооруженных сил ведущих держав. В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В 1959 г. во время визита советской правительственной делегации в США Н.С.Хрущев выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью по проблемам всеобщего и полного разоружения.
Эта линия принесла некоторые положительные результаты. В частности, в августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой (к которому присоединились около 100 государств).
В сентябре 1959 г. состоялся первый в истории визит главы нашего государства в США, где прошла встреча встреча Н.С.Хрущева с президентов США Д.Эйзенхауэром. В ходе визита не было подписано никаких соглашений, тем не менее были заложены основы будущего прямого диалога между двумя странами.
Ракетно-ядерное противостояние ведущих держав мира. В условиях продолжавшейся холодной войны в отношениях между ведущими странами мира продолжало сохраняться взаимное недоверие, осложнявшееся отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием. Непоследовательность внешнеполитической линии СССР. Не только Запад не был в тот период готов выйти из состояния антикоммунистической истерии, но и некоторые советские инициативы были рассчитаны лишь на пропагандистский эффект.
В 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. К началу 60-х годов СССР сумел добиться в этой сфере временного превосходства над США. В 1957 г. СССР провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. В результате впервые территория США оказалась уязвима для возможного противника. Началось оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, создание ракетно-ядерного подводного флота. 1 мая 1960 г. над Уралом был сбит ракетой американский самолет-разведчик, что вновь вызвало охлаждение советско-американских отношений и сорвало намеченную в Париже встречу в верхах по берлинскому вопросу.
В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. После избрания президентом США Дж.Кеннеди Хрущев встречался с ним в Вене в июне 1960 г., после чего было положено начало регулярному обмену посланиями между главами двух государств.
Отношения между СССР и США развивались довольно сложно. Карибский или ракетный кризис 1962 г. явился высшей точкой международного противостояния. Он поставил мир на грань термоядерной войны. Летом 1962 г. по решению советского руководства, в целях обезопасить Кубу (после того, как весной 1961 г. США пытались свергнуть правительство Ф.Кастро) и изменить в свою пользу военно-политический баланс на континенете, на острове тайно были размещены ядерные ракеты средней дальности. Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял СССР.
Через несколько суток ожидания Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву удалось прийти к заключению временного компромисса: СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США в свою очередь гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с военных баз в Турции и Италии. Кризис показал, что для США и СССР атомная война была неприемлемым средством разрешения спорных вопросов мировой политики. После Карибского кризиса наметилась некоторая полоса разрядки в отношениях Восток-Запад.
Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать лидирующие позиции в лагере социалистических стран. Это направление советской внешней политики также содержало свои противоречия. Признание возможности различных форм построения социализма сочеталось со стремлением обеспечить себе позицию старшего брата.
Попытки укрепления международного коммунистического движения. Создание берлинской стены, как и подавление восстания в Венгрии, отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР и популярности коммунистических идей в мире.
Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией. Во второй половине 50-х годов во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. После ХХ съезда КПСС руководители двух государств обвинили советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым в попытках ревизионизма марксистской теории и практики, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила также одобрения в КНДР, отчасти в Румынии.
Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР территорию для военно-морских баз и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства.
Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после Второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров - КПК и КПСС.
Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.
В целом в середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира.
Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму.
При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в третьем мире. Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против советской экспансии в освободившихся странах.
59.Революция на Кубе: причины и последствия.
Пиком противостояния между США и СССР явился Карибский кризис1962 г.
Основной отраслью кубинской экономики было производство сахара, но половину его контролировал американский капитал. Все остальные отрасли в угоду США были заброшены, Куба превращалась в зону отдыха для американцев, с доступной проституцией, наркотиками и прочими развлечениями.
Правительство диктатора генерала Батисты защищала лишь интересы кубинской верхушки, связанной с американским капиталом, а основная масса сельского населения влачила нищенское существование. В угоду богатым хозяевам в бухте Гуантанамо была создана военно-морская база США. В 50-х гг. местные патриоты во главе с Фиделем Кастро развернули против правительства Батисты и американского владычества вооружённую борьбу.
В 1953 г. 165 человек во главе с Кастро атаковали одну из военных казарм, но были разбиты.
На суде Кастро выступил с речью, в которой изложил
После того, как в мае 1955 г. ФРГ приняли в НАТО и западные немцы получили разрешение на создание 500-тыс. армии, страны социалистического лагеря созвали конференцию в Варшаве. 14 мая 1955 г. СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехословакия создали организацию Варшавского Договора (ОВД).
Участники Варшавского Договора брали на себя обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения. Важное значение имело обязательство всех участников договора в случае нападения на одного иль нескольких из них оказать пострадавшей стороне немедленную помощь всеми возможными средствами, включая применение вооруженной силы. Были созданы Объединенное Командование вооруженными силами участников договора и Политический Консультативный Комитет. «Холодная война» вылилась в противостояние военно-политических блоков. Причем, оно распространялось не только на Европу, но и на другие регионы мира, содействуя образованию биполярной системы международных отношений.
56.Внешняя политика СССР во второй половине 50-х – начале 60-х гг.
Начатая после 1953 г. либерализация не обошла и внешнюю политику. При этом ей были присущи те же изъяны (половинчатость, непоследовательность), которые сопровождали и попытки реформирования внутренней жизни.
К позитивным сдвигам середины 50-х гг. следует отнести стремление Советского руководства к контактам с западными державами в попытке отойти в отношениях с ними от использования только конфронтационных методов.
Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета министров СССР Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период.
ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о
- мирном сосуществовании как форме классовой борьбы,
- возможности предотвращения войны в современную эпоху,
- многообразии форм перехода различных стран к социализму. Идея неизбежности глобального военного столкновения двух систем ушла в прошлое.
В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С.Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, в международных отношениях происходили важные изменения.
В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Современная эпоха определялась КПСС как время перехода к социалистической революции. В рамках следования принципу пролетарского интернационализма ставилась задача оказания всемерной (в том числе военной и военно-технической) поддержки национально-освободительных движений в странах третьего мира, которые становились полем борьбы двух сверхдержав.
Борьба за разоружение. Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности стало одной из центральных во внешнеполитической концепции советского государства после смерти Сталина. Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив. В 1955 г. на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасности в Европе. В 1957 г. он внес предложение в ООН о приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе от применения атомного оружия, о скоординированном сокращении вооруженных сил ведущих держав. В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В 1959 г. во время визита советской правительственной делегации в США Н.С.Хрущев выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью по проблемам всеобщего и полного разоружения.
Эта линия принесла некоторые положительные результаты. В частности, в августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой (к которому присоединились около 100 государств).
В сентябре 1959 г. состоялся первый в истории визит главы нашего государства в США, где прошла встреча встреча Н.С.Хрущева с президентов США Д.Эйзенхауэром. В ходе визита не было подписано никаких соглашений, тем не менее были заложены основы будущего прямого диалога между двумя странами.
Ракетно-ядерное противостояние ведущих держав мира. В условиях продолжавшейся холодной войны в отношениях между ведущими странами мира продолжало сохраняться взаимное недоверие, осложнявшееся отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием. Непоследовательность внешнеполитической линии СССР. Не только Запад не был в тот период готов выйти из состояния антикоммунистической истерии, но и некоторые советские инициативы были рассчитаны лишь на пропагандистский эффект.
В 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. К началу 60-х годов СССР сумел добиться в этой сфере временного превосходства над США. В 1957 г. СССР провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. В результате впервые территория США оказалась уязвима для возможного противника. Началось оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, создание ракетно-ядерного подводного флота. 1 мая 1960 г. над Уралом был сбит ракетой американский самолет-разведчик, что вновь вызвало охлаждение советско-американских отношений и сорвало намеченную в Париже встречу в верхах по берлинскому вопросу.
В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. После избрания президентом США Дж.Кеннеди Хрущев встречался с ним в Вене в июне 1960 г., после чего было положено начало регулярному обмену посланиями между главами двух государств.
Отношения между СССР и США развивались довольно сложно. Карибский или ракетный кризис 1962 г. явился высшей точкой международного противостояния. Он поставил мир на грань термоядерной войны. Летом 1962 г. по решению советского руководства, в целях обезопасить Кубу (после того, как весной 1961 г. США пытались свергнуть правительство Ф.Кастро) и изменить в свою пользу военно-политический баланс на континенете, на острове тайно были размещены ядерные ракеты средней дальности. Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял СССР.
Через несколько суток ожидания Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву удалось прийти к заключению временного компромисса: СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США в свою очередь гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с военных баз в Турции и Италии. Кризис показал, что для США и СССР атомная война была неприемлемым средством разрешения спорных вопросов мировой политики. После Карибского кризиса наметилась некоторая полоса разрядки в отношениях Восток-Запад.
Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать лидирующие позиции в лагере социалистических стран. Это направление советской внешней политики также содержало свои противоречия. Признание возможности различных форм построения социализма сочеталось со стремлением обеспечить себе позицию старшего брата.
Попытки укрепления международного коммунистического движения. Создание берлинской стены, как и подавление восстания в Венгрии, отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР и популярности коммунистических идей в мире.
Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией. Во второй половине 50-х годов во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. После ХХ съезда КПСС руководители двух государств обвинили советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым в попытках ревизионизма марксистской теории и практики, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила также одобрения в КНДР, отчасти в Румынии.
Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР территорию для военно-морских баз и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства.
Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после Второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров - КПК и КПСС.
Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.
В целом в середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира.
Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму.
При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в третьем мире. Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против советской экспансии в освободившихся странах.
59.Революция на Кубе: причины и последствия.
Пиком противостояния между США и СССР явился Карибский кризис1962 г.
Основной отраслью кубинской экономики было производство сахара, но половину его контролировал американский капитал. Все остальные отрасли в угоду США были заброшены, Куба превращалась в зону отдыха для американцев, с доступной проституцией, наркотиками и прочими развлечениями.
Правительство диктатора генерала Батисты защищала лишь интересы кубинской верхушки, связанной с американским капиталом, а основная масса сельского населения влачила нищенское существование. В угоду богатым хозяевам в бухте Гуантанамо была создана военно-морская база США. В 50-х гг. местные патриоты во главе с Фиделем Кастро развернули против правительства Батисты и американского владычества вооружённую борьбу.
В 1953 г. 165 человек во главе с Кастро атаковали одну из военных казарм, но были разбиты.
На суде Кастро выступил с речью, в которой изложил