Файл: 1. Изменения в развитии капиталистического уклада на рубеже xix и xx вв и их влияние на дальнейшее развитие мировой политики и международных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



65.Общая характеристика развития международных отношений в 1970-ые годы.

70-е годы начались в благоприятной обстановке. 7 декабря 1970 г. Ген. Ассамблеи приняла специальную резолюцию об одобрении текста Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и др. видов оружия массового уничтожения. К концу 1971 г. его подписали почти 90 стран. Договор вступил в силу в мае 1972 г. Этот Договор явился продолжением заключенных ранее важных соглашений, в частности о запрещении испытаний ядерного оружия, и о запрещении его распространения. В конце 60-х - начале 70-х годов происходили важные международные события. Начались советско-американские переговоры по вопросам сдерживания гонки стратегических вооружений, а также прекращения войны во Вьетнаме, подготовка Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Все отчетливее становилась необходимость решения вопросов с гонкой ядерных вооружений. Это понимали и в СССР, и в США, и в других ведущих странах. В Вашингтоне все больше склонялись к ведению переговоров с СССР по проблемам сдерживания ядерных вооружений. Советско-американские переговоры долго продолжались то в Вене, то в Хельсинки. Проходили они сложно. США затягивали их, а тем временем вели испытания новых ракет. Во время визита Никсона в Москву в 1972 г. было заключено несколько соглашений. СССР и США подписали бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны, по которому отказались от развертывания систем ПРО для прикрытия американской и советской территорий, кроме двух комплексов, вопрос о которых стороны оговорили специально.

В этот же день было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области стратегических и наступательных вооружений. Стороны обязались прекратить строительство новых пусковых установок наземного базирования. Позже СССР и США приняли еще 1 важный документ: «Основы взаимоотношений между СССР и США». В нем содержалось обоюдное признание мирного сосуществования и обязательство сторон делать для ограничения стратегических вооружений все возможное.

Крупные события в начале 70-х годов происходили
во Вьетнаме. Обстановка в Индокитае резко обострилась. Оказываемая СССР военная помощь Вьетнаму все больше давала себя знать. Поставляемое из СССР и других социалистических стран современное вооружение позволяло вьетнамским патриотам наносить чувствительные удары по войскам США и их союзников. В США росло убеждение в необходимости прекращения войны во Вьетнаме. В 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира. После вывода американских войск из Вьетнама вскоре произошло воссоединение двух частей страны. Борьба вьетнамского народа за национальную независимость и суверенитет завершилась победой.

В 1969 г. участники Варшавского договора опубликовали Обращение ко всем европейским странам с призывом умножить усилия для укрепления мира и безопасности на континенте. В этих целях предлагалось начать диалог между социалистическими и капиталистическими странами о создании системы коллективной безопасности. Страны НАТО весной 1972 г. заявили о своем согласии участвовать в подготовке общеевропейского совещания. В результате подготовок были приняты рекомендации об организации совещания, его повестке дня, составу участников, дате и месте проведения. В повестку дня рекомендовалось включить четыре вопроса: 1. О безопасности в Европе; 2. О сотрудничестве в области экономики, науки, техники, защиты окружающей среды; 3. О сотрудничестве в гуманитарных и других областях; 4. О дальнейших шагах после совещания.

В июле1973 г. в Хельсинки открылся первый этап СБСЕ. В нем приняли участие 35 государств. СССР внесло проект Генеральной декларации об основах европейской безопасности и принципах отношений между государствами в Европе. После обмена мнениями первый этап совещания закончил свою работу.

1 августа 1975 был подписан Заключительный акт Общеевропейского совещания. Он закрепил фактически существовавшее положение в Европе, подведя черту под второй мировой войной. Были зафиксированы принципы взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, и др. Вслед за Общеевропейским совещанием его участники провели встречи в Белграде, Мадриде и Стокгольме. Затем состоялись встречи в Вене и в Будапеште. Хотя такие встречи, конференции и различные форумы по поиску путей к укреплению безопасности в Европе и приносили определенную пользу, но они все же не оказывали значительного воздействия на общее состояние международной обстановки. В 70-е годы

продолжалась разработка новых видов оружия массового уничтожения, велась подготовка к производству нейтронного оружия.

На спец. сессии Ген. Ассамблеи ООН в 1978 г., СССР предложил предпринять практические шаги к прекращению гонки вооружений: полностью прекратить количественный и качественный рост вооружений, отказаться от производства ядерного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения, не создавать новые виды обычных вооружений. Осенью 1978 г СССР выступил с инициативой провести переговоры 5 ядерных держав: СССР, США, Англии, Франции и Китая, с тем чтобы прийти на них к соглашению об исключении ядерного оружия из арсеналов.

В 1979 г. в Вене США И СССР подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений и протокол к нему. Две державы опубликовали также совместное заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических вооружений. К сожалению, подписав Договор с СССР, США не спешила с его ратификацией. Вполне естественно, что это привело к обострению советско-американских отношений и ухудшило общую обстановку.


68.Осложнение ситуации в 60-70-ые годы на Ближнем Востоке.

Большое значение для США на Ближнем Востоке играл нефтяной фактор. Это было обусловлено следующими причинами: 1. Американские нефтяные компании владели большей частью нефтедобычи в арабских странах; 2. Войска НАТО и США в Европе зависели от поставок ближневосточной нефти. До начала 70-х годов нефтяные интересы США ограничивались получением прибыли от добычи ближневосточной нефти.

Традиционные поставщики нефти в Соединенные Штаты из стран Западного полушария - Канада и Венесуэла - не могли удовлетворить потребности США. Поэтому Соединенные Штаты были заинтересованы не просто в возможности импорта, но в возможности гарантированного импорта нефти. Единственным источником, который смог бы обеспечить потребности США в нефти в условиях надвигающегося нефтяного кризиса, стал Ближний Восток. Ближневосточная нефть обеспечивала потребности европейских союзников США. Для обеспечения гарантированных поставок необходимо было налаживать отношения с арабскими нефтедобывающими странами. В 1967 году, когда некоторые государства Ближнего Востока объявили нефтяной бойкот США, Америка ввозила менее 500 тыс. баррелей нефти в сутки из стран Арабского Востока, и эмбарго не оказало никаких серьезных последствий. Но новое снижение нефтяных поставок неизбежно бы вызвало энергетический кризис. Для обеспечения своих экономических интересов США должны были ограничить рост советского влияния на Ближнем Востоке. Во-первых, арабские государства просоветской ориентации навряд ли сохранили бы столь же обширные торговые связи с Соединенными Штатами и их союзниками. Во-вторых, американцы были озабочены сохранением своих экономических позиций в регионе. США опасались, что их нефтяные корпорации могут быть изгнаны с территорий тех стран, где они находились, или же их национализируют, как это было в Ираке и впоследствии в Иране. В-третьих, нефтяные залежи находились в тех государствах, которые вызывали пристальный интерес Советского Союза. Можно сделать вывод, что США ставили экономические интересы на первое место. Что, в свою очередь, определяло весь комплекс политических и военных целей США в регионе. Таким образом, к началу 70-х годов можно выделить следующие основные группы ближневосточных интересов США: 1. Экономические интересы: гарантированные поставки ближневосточной нефти в Соединенные Штаты; сохранение американских экономических позиций в регионе. 2. Политические интересы: усиление американских позиций в регионе; противостояние растущему советскому влиянию в регионе; установление дружеских отношений с арабскими странами (в частности с Египтом). 3. Военные интересы: возможность создание военных блоков на южных границах СССР; размещение своего флота в Индийском океане; контроль над черноморскими проливами и Суэцким каналом. Подводя итог данной главы, можно сказать, что каждая из сверхдержав преследовала свои интересы на Ближнем Востоке. Пытаясь доказать свое превосходство, СССР и США, не задумываясь о судьбах тысяч людей, проводили свою политику подогревания конфликта, используя для этого два противоборствующих народа - арабов и евреев. Американский экспансионизм на Ближнем Востоке осуществлялся в послевоенные годы под знаком развязанной США "холодной войны" против Советского Союза, выдвижения требований переустройства мира по американскому образцу, неуемных претензий Вашингтона на мировое господство. В час суровых испытаний для арабских народов Советский Союз, все братские социалистические страны заявили о полной солидарности с их справедливой борьбой. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем.


Арабо-израильская война 1973 г. вновь показала военное преимущество израильской армии, вооруженной и поддержанной США, стремящимися через еврейское государство влиять на развитие Ближнего Востока. При посредничестве американцев в 1978 году был подписан мирный договор между Египтом и Израилем. Для египетского руководства оказалось важнее прислушаться к позиции США, а не арабских стран. Для последних признание Египтом права на существование государства Израиль было предательством.

Огромное значение для Запада, благодаря запасам нефти, имели арабские Иран и Ирак. Сохранив правящие монархии, колонизаторы, в основном англичане, взяли под свой контроль добывающие отрасли и внешнюю торговлю, оставляя страны в полуколониальной зависимости. Прозападная политика монархий вызывала недовольство населения, что выливалось в революционные выступления.

14 июля 1958 г. в ходе революции в Ираке была свергнута прозападная монархия и провозглашена республика. Новое руководство вывело из страны английские военные базы и вышло из Багдадского пакта (ближневосточный филиал НАТО), что нанесло сильный удар по позициям Запада на Ближнем Востоке. Окончательный разрыв с Западом произошел после национализации нефтяной промышленности.

Толчком к исламской революции в Иране послужили еврокапиталистические реформы шаха, приведшие к сближению с Западом и разрывом с духовенством. В нач. 1979 г. шах бежал из страны, а 1 апреля 1979 г. в Иране была провозглашена Исламская республика, отказавшаяся и от капитализма, противопоставив им свой «исламский» путь развития. Захватившее в стране власть духовенство во главе с аятоллой Хомейни начало против США психологическую войну.

А захват в заложники всего персонала американского посольства в Тегеране 4 ноября 1979 г. привела к установлению между странами открыто враждебного отношения (американская операция по освобождению заложников провалилась и они были освобождены лишь во время Ирано-иракской войны за 3 млрд доллароа).

71.Общая характеристика развития международных отношений в мире в 1980 – ые годы.

Мир вступал в восьмое десятилетие XX в. в обстановке, значи¬тельно отличающейся от той, которая была десять лет назад. Подписав ряд важных договоров и соглашений по ядерной про¬блеме в 60-е и 70-е годы и приняв важные решения, в т. ч. о прекращении войны во Вьетнаме, США в 80-е годы изменили внешнеполитич. линию, что вызвало рост напряженности в мире. На развитии МО отрицательно ска-зался ввод советских вооруженных сил в Афганистан в декабре 1979 г. Решение о введении советских войск в Афганистан было не продуманным. При выводе советских войск из Афганистана были допущены просчеты, что сказалось на последующих трагических событиях в стране и отразилось на советско-афганских отношениях.


Охлаждение между СССР и США, начавшееся на рубеже 70-х и 80-х годов, отразилось и на общем состоянии МО. В 80-е годы гонка вооружений продолжала нарастать, что со¬здавало большую угрозу для человечества. Поэто¬му в 80-е годы главной проблемой МО оставалось прекращение гонки вооружений, особенно и в первую очередь ядерных. Историю МО в 80-е годы можно раз¬делить на два периода, примерно равных по времени. Новый президент США Р. Рейган в марте 1983 г. провозгласил стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Так стала известна долгосрочная программа США по использованию космического пространства в военных целях. Выходя на этот новый виток гонки вооружений, американские политики рассчитывали намного опе¬редить здесь СССР и игнорировали тот факт, что ис¬пользование космоса в военных целях несет смертельную опас¬ность всему человечеству. США хотели не только обогнать СССР в воен¬ных планах, но и вынудить его тратить огромные, непосильные средства и тем самым обескровить советскую экономику.

СССР предлагал полно¬стью запретить использование космического пространства в воен¬ных целях, заключить под строгим контролем соглашение о невы¬воде на орбиту объектов с ядерным оружием. После 1985 г. состоялся ряд встреч между представителями СССР и США.

В 1983 г. было внесено предложение, сделанное членами Варшавского договора, о том, чтобы между государствами – членами ОВД и членами НАТО было заключено соглашение о неприменении первыми во¬енной силы против морских, воздушных и космических кораблей обеих сторон. СССР внес предложение в 1983 на XXXVI сессии Ген. Ассамблеи ООН проекта но¬вого Договора о запрещении применения силы в космическом про¬странстве и из космоса в отношении Земли. В 1984 г. СССР предложил США начать советско-американские переговоры по предотвращению милитаризации космического пространства, где должен был быть решен и вопрос о взаим¬ном полном отказе от противоспутниковых систем. США отнес¬лись к предложению негативно. В Вашингтоне искали и использовали любые предлоги для недопущения соглашения с СССР. СССР и единолично и совместно с др. государствами обращался в ООН и непосредственно к партне¬рам по переговорам, прежде всего к США, с предложениями по обузданию гонки вооружений, по запрещению использования ядер¬ного оружия вообще и в космическом пространстве в особенности. США в ответ первыми расширяли границы действия современных вооружений вплоть до космоса, первыми испытывали новые виды оружия массового уничтожения. Они вели против СССР борьбу повсюду, где в той или иной мере проявлялись его интересы государства. Широко поддерживались моджахеды, воевавшие про¬тив советского контингента в Афганистане.